Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Цифровая трансформация: как ускорить развитие региона

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Цифровизация городской среды — ключевой инструмент улучшения качества жизни, повышения управляемости инфраструктуры и роста привлекательности региона. Как этого достичь в новых условиях — обсудили эксперты

В Калининградской области, где уникальное географическое положение сочетается с растущим туристическим потоком и необходимостью модернизации устаревших коммунальных систем, внедрение цифровых технологий приобретает особое значение. Эксперты круглого стола «РБК Бизнес-день. Калининград», организованного с целью выстраивания межрегиональной кооперации и обмена опытом между прогрессивным бизнесом, обсудили, какие решения уже работают в регионе, какие остаются в стадии задумки, и готов ли Калининград к масштабной цифровой трансформации. Разговор касался ЖКХ, транспорта, городской безопасности и взаимодействия власти и бизнеса — самое интересное из этой дискуссии — в материале РБК Петербург.

Ключевые акторы изменений

Главный актор цифровизации — население, хотя его участие чаще всего проявляется через использование уже готовых решений, запрос на усиления его роли есть со стороны и властей региона, и бизнеса. Жители ожидают, что цифровизация начнет влиять на качество жизни в целом — безопасность, городскую среду, экологию и образование. Проблема в том, что люди пока недостаточно вовлечены в формирование цифровой политики региона, в том числе из-за недостатка площадок для диалога между пользователями и разработчиками.

«Цифровизация начинается с того, чего хотят сами люди. Мы видим, что жители активно пользуются электронными услугами, обращаются онлайн, получают информацию дистанционно. Но настоящий рост возможен тогда, когда мы переходим от разрозненных сервисов к единому цифровому пространству города. Это не просто удобство — это возможность взаимодействовать с городом как с целым организмом. Важно, чтобы все данные — от транспорта до ЖКХ — были связаны между собой, а не хранились в отдельных «башнях». И если такой запрос есть у людей, то наша задача как управленцев — создать условия, в которых этот процесс будет развиваться естественно и эффективно», — говорит Наталья Шарошина, заместитель председателя комитета, начальник управления экономического развития комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа «Город Калининград».

Наталья Шарошина, Калининград
«Настоящий рост возможен тогда, когда мы переходим от разрозненных сервисов к единому цифровому пространству города. Это не просто удобство — это возможность взаимодействовать с городом как с целым организмом. Важно, чтобы все данные — от транспорта до ЖКХ — были связаны между собой, а не хранились в отдельных "башнях"», — говорит Наталья Шарошина, начальник управления экономического развития комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа «Город Калининград».

Государственные структуры задают направление цифровизации через программы, закупки и нормативные рамки. Например, уже реализуются проекты по оцифровке сетей водоснабжения и теплоснабжения, а также созданию единого геопортала — цифрового двойника города, который используется внутри администрации для принятия решений. Участники также отметили необходимость перехода к полностью электронному документообороту.

Бизнес со своей стороны активно внедряет технологии, ориентируясь на рост конкурентоспособности и удовлетворение потребностей клиентов. Именно бизнес может и должен стать основой цифровой экосистемы региона, особенно в сферах, где спрос рождается из рыночных потребностей — например, доставка, каршеринг, самокаты. И все же крупные федеральные игроки не спешат в регион, в результате чего туристы сталкиваются с нехваткой привычных им сервисов, а калининградские предприятия недополучают прибыль.

Бег с препятствиями

И бизнес, и власти региона позитивно настроены в отношении цифровизации, но есть значимые проблемы: нехватка кадров, высокие затраты на разработку решений и сложности во взаимодействии с государственными структурами. «Цифровизация — это не только про технологии, но и про людей, которые их внедряют и поддерживают. Сегодня в регионе ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов, особенно в узких инженерных направлениях. Мы ограничены географией: находясь в эксклаве, не можем просто так привлечь кадры из соседних регионов, также далеко не всегда бюджетные организации могут предложить условия, сравнимые с частным сектором», — обрисовывает ситуацию Армен Мурадянц, директор ГП КО «Водоканал».

Армен Мурадянц,  «Водоканал» 
«Цифровизация — это не только про технологии, но и про людей, которые их внедряют и поддерживают. Сегодня в регионе ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов, особенно в узких инженерных направлениях. Мы ограничены географией», — говорит директор ГП КО «Водоканал» Армен Мурадянц.

К тому же, по его словам, любое новое решение сталкивается с бюрократическими барьерами: чтобы внедрить даже очевидную и полезную технологию, приходится проходить через десятки согласований, что сильно тормозит развитие. «В то же время рынок меняется быстро, и если мы хотим не отставать, нужно менять подходы — как к подготовке кадров, так и к взаимодействию между организациями. Чтобы реализовать потенциал цифровизации, требуется системный подход. Нужно формировать культуру, в которой цифра станет естественной частью работы и жизни, а это задача не одного года», — говорит эксперт.

«Мы уже начали переходить на цифровую модель проектирования, но столкнулись с серьезными проблемами. Основная — это устаревшая база, на которой мы работали раньше. Сейчас с ней никто не хочет иметь дело — ни молодые специалисты, ни опытные сотрудники. Нам приходится создавать все заново, с нуля, и это занимает время. Еще одна сложность — люди», — рассказал технический директор АО «Калининградгазификация» Дмитрий Пивченков. Он отметил, что на рынке труда нет достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могли бы разрабатывать или поддерживать современные системы. «И если ты не можешь набрать нужных тебе людей, то даже самая хорошая идея остается на бумаге. Все это говорит о том, что цифровизация — это еще и про людей, и про понимание того, зачем все это нужно», — заметил Пивченков.

Дмитрий Пивченков, «Калининградгазификация» 
«Мы уже начали переходить на цифровую модель проектирования, но столкнулись с серьезными проблемами. Основная — это устаревшая база, на которой мы работали раньше. Сейчас с ней никто не хочет иметь дело — ни молодые специалисты, ни опытные сотрудники. Нам приходится создавать все заново, с нуля, и это занимает время», — отмечает технический директор АО «Калининградгазификация» Дмитрий Пивченков.

Любопытно, что на упомянутый кадровый вопрос есть и другой взгляд. «В Калининградской области существует парадоксальная ситуация: мы имеем подготовленные кадры, но они не востребованы локально. Например, мы учим проектировать с использованием технологии информационного моделирования, но региональными предприятиями это не востребовано. Наши специалисты вынуждены уезжать в другие регионы, хотя могли бы эффективно работать здесь, развивая цифровые проекты», — отметила основатель и CEO «ВиМарПроекТ» Ирина Виторт.

Ирина Виторт, «ВиМарПроекТ»
«В Калининградской области существует парадоксальная ситуация: мы имеем подготовленные кадры, но они не востребованы локально. Например, мы учим проектировать с использованием технологии информационного моделирования, но региональными предприятиями это не востребовано», — приводит пример основатель и CEO «ВиМарПроекТ» Ирина Виторт.

Так что, уверена она, проблема заключается в недостатке реальных задач и проектов, которые могли бы занять этих специалистов в регионе: «Бизнес должен активнее включаться в процесс создания рабочих мест для ИТ-специалистов, ведь без этого мы будем продолжать терять ценный человеческий капитал».

Эффективное внедрение цифровых решений невозможно без четко выстроенной системы взаимодействия между бизнесом и государством. Участники дискуссии отмечали, что успех цифровизации во многом зависит от открытости власти к диалогу, готовности экспериментировать и поддерживать инновационные идеи. Бизнес, в свою очередь, должен быть готов к долгосрочным инвестициям в цифровую инфраструктуру региона.

Взаимодействие между бизнесом и властью напрямую влияет на эффективность цифровизации: это заметно на примере управления городской средой. «Современные решения на основе искусственного интеллекта, видеоаналитика, позволяют получать с камер гораздо больше данных, чем просто изображение. Они помогают обеспечивать безопасность, контролировать чистоту улиц, уровень загруженности общественных пространств. Это полноценный инструмент управления городом, но чтобы им воспользоваться, необходимо не только установить видеокамеры, а создать систему, которая умеет обрабатывать и использовать эти данные, эффективно встраивается в работу городских служб», — отметил заместитель директора по развитию бизнеса в государственном секторе группы компаний ЦРТ Дмитрий Сачик.

Дмитрий Сачик, Группа компаний ЦРТ
«Современные решения на основе искусственного интеллекта, видеоаналитика, позволяют получать с камер гораздо больше данных, чем просто изображение. Они помогают обеспечивать безопасность, контролировать чистоту улиц, уровень загруженности общественных пространств», — отмечает заместитель директора по развитию бизнеса в государственном секторе группы компаний ЦРТ Дмитрий Сачик.

В поисках героев

Еще одним препятствием стало бюрократическое сопротивление изменениям. Даже при наличии технической возможности документы все еще остаются частично бумажными, а сами процессы — весьма длительными.

«Развитие региона во многом зависит от темпов цифровизации сектора ЖКХ. Электричество, отопление и водоснабжение — важные составляющие комфортной жизни каждого человека, за которыми стоит ежедневный труд множества профессионалов. Внедрение цифровых технологий позволит кардинально преобразовать отрасль. Из опыта нашей компании могу сказать, что комплексная цифровизация региона существенно увеличит производительность сектора ЖКХ и сделает все процессы удобнее для конечного потребителя. Я убежден, что цифровая трансформация Калининградской области будет способствовать экономическому росту региона и увеличению его туристической привлекательности для граждан», — говорит директор по продажам компании «Сигма» Владимир Гусев.

 Владимир Гусев, ГК «Сигма»
«Комплексная цифровизация региона существенно увеличит производительность сектора ЖКХ и сделает все процессы удобнее для конечного потребителя. Я убежден, что цифровая трансформация Калининградской области будет способствовать экономическому росту региона и увеличению его туристической привлекательности для граждан», — говорит директор по продажам компании «Сигма» Владимир Гусев.

Эксперт уверен, что важно помнить, что технологии сами по себе не работают, за ними всегда стоит человек, который верит в проект, берет ответственность и ведет за собой. Без такого инициатора даже самые современные системы остаются просто красивыми картинками.

Согласны с этим и другие участники дискуссии. «Внедрение цифровых решений — это всегда сложно, особенно если нет достаточного бюджета или четкой координации между участниками. У нас есть примеры, где в одном из регионов удалось запустить проект, который требовал не только технологической проработки, но и множества согласований, ресурсов, времени. И когда он заработал, стало понятно: без конкретного человека, который берет это на себя, без так называемого «героя», ничего бы не получилось. Он собирал команду, договаривался с разными структурами, держал процесс на контроле», — рассказал Павел Боюка, директор по продукту ГИД Дата (ООО «Оператор Газпром ИД»). Поэтому, заметил эксперт, и в Калининграде даже при наличии хороших идей часто актуальным остается вопрос, кто этим займется и где взять такого человека, который не просто поймет суть задачи, но и доведет до конца.

Павел Боюка, ГИД Дата
«В одном из регионов удалось запустить проект, который требовал не только технологической проработки, но и множества согласований, ресурсов, времени. И когда он заработал, стало понятно: без конкретного человека, который берет это на себя, без так называемого «героя», ничего бы не получилось», — подчеркивает Павел Боюка, директор по продукту ГИД Дата (ООО «Оператор Газпром ИД»).

Фундаментальные вопросы

В регионе, безусловно, многое уже сделано, есть чем гордиться в плане цифровизации. Среди интересных проектов и существование цифрового двойника Калининграда — геопортала, на котором отображается информация о состоянии дорог, коммуникаций и объектов городской среды. Эта платформа уже используется администрацией для принятия управленческих решений, но есть возможность ее дальнейшего развития и открытия части информации для широкого круга пользователей.

Кроме того, хоть ЖКХ и остается одной из самых консервативных сфер, однако уже есть успешные проекты, демонстрирующие потенциал цифровизации. Например, «Водоканал» полностью оцифровал свои сети в Калининграде, что позволило точнее контролировать состояние объектов и планировать ремонтные работы с минимальными затратами ресурсов. Автоматизация повысила и качество услуг: стали возможны оперативное реагирование на аварии, диагностика оборудования и прогнозирование сроков замены.

Но масштабируемость таких решений сталкивается с рядом барьеров, и ключевые из них — отсутствие единых стандартов, нехватка бюджетирования, недоразвитость инфраструктуры. Участники круглого стола подчеркнули важность унификации подходов к развитию инфраструктуры для цифровизации и единой системы управления данными.

«Цифровизация ЖКХ начинается не с программ или высокотехнологичного оборудования, а с фундамента — надежных инженерных сетей. Полимерные трубы — это не просто замена старому, это платформа для «умных» решений: они долговечны, устойчивы к коррозии и готовы к интеграции сенсоров. Только на такой основе можно строить систему с реальным мониторингом, прогнозированием аварий и оптимизацией ресурсов. Но для этого нужны не только технологии, но и партнерство — государство должно задать вектор, бизнес — предложить решения, а жители — озвучивать свои потребности», — считает генеральный директор ООО «Икапласт» Лиана Акопян.

Лиана Акопян, ООО «Икапласт»
«Цифровизация ЖКХ начинается не с программ или высокотехнологичного оборудования, а с фундамента — надежных инженерных сетей. Полимерные трубы — это не просто замена старому, это платформа для «умных» решений: они долговечны, устойчивы к коррозии и готовы к интеграции сенсоров. Только на такой основе можно строить систему с реальным мониторингом, прогнозированием аварий и оптимизацией ресурсов», — отмечает генеральный директор ООО «Икапласт» Лиана Акопян.

Для полноценного развития цифровой городской инфраструктуры необходимо решить ряд технических и организационных задач. Большой проблемой для устойчивого развития региона является искусственное затруднение доступа операторов связи в телефонную канализацию — по мнению экспертов, такая ситуация бывает в Калининграде. Волоконно-оптические сети связи — это фундамент любой цифровизации, а развитие их зависит от равного доступа к линейно-кабельной инфраструктуре для всех операторов связи. Кроме того, среди проблем — запуск локальных дата-центров и повышение цифровой грамотности населения.

«В Калининграде отсутствует локальная инфраструктура для обработки данных — нет собственных центров обработки данных, все идет через «большую землю», и это серьезный риск для устойчивости цифровых сервисов. Получается, что даже при высоком уровне цифровизации в части предоставления услуг регион зависит от внешних ресурсов, и любые сбои могут привести к остановке процессов», — отмечает генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров. По его мнению, локальные ЦОДы позволили бы не только повысить автономность систем, но и создать предпосылки для развития бизнеса, которому нужны надежные и быстрые вычислительные мощности. Без этой базовой инфраструктуры говорить о полноценной цифровой зрелости региона сложно.

Дмитрий Петров, «Комфортел»
«В Калининграде отсутствует локальная инфраструктура для обработки данных — нет собственных центров обработки данных, все идет через «большую землю», и это серьезный риск для устойчивости цифровых сервисов. Получается, что даже при высоком уровне цифровизации в части предоставления услуг регион зависит от внешних ресурсов, и любые сбои могут привести к остановке процессов», — отмечает генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров.

Перспективные решения

Одним из наиболее очевидных направлений заимствования успешных практик других регионов стало развитие цифровых туристических сервисов. Участники отметили, что в некоторых регионах уже созданы удобные платформы, которые позволяют приезжим быстро получить информацию о городе, построить маршрут, забронировать экскурсии или найти ближайшие достопримечательности.

Помочь в распознавании потребностей путешественников могут и технологии обезличенных больших данных (big data). У крупных компаний есть не только компетенции для разработки, но и примеры внедрения решений на основе обширных информационных массивов, которые позволяют анализировать поведение потребителей, выявлять их предпочтения и прогнозировать тренды. К тому же инструменты на базе big data помогают оценивать туристический потенциал как региона, так и отдельных локаций, понимать эффективность уже действующих проектов.

«В условиях стремительного развития туристической отрасли в нашем регионе есть возможность использовать диджитал-технологии, чтобы грамотно распределять туристические потоки, а также помочь бизнесу повышать уровень услуг. Например, с помощью геоаналитической платформы «Геоэффект» на основе обезличенных данных big data можно проанализировать турпотоки, определить основные точки притяжения, маршруты, возраст и даже интересы гостей региона. Подобные данные полезны и для развития событийного туризма, а также для оценки эффективности и обоснования привлечения инвестиций. С помощью геоналитики организаторы могут получить статистику о количестве посетителей, их половозрастной состав, оценить, достаточно ли на площадке фудкортов, кафе, пропускных пунктов и другой инфраструктуры. Имея подобную информацию гораздо проще продумывать программы под интересы аудитории, привлекать партнеров», — комментирует директор филиала МТС в Калининградской области Анна Хлевтова.

Анна Хлевтова, МТС
«С помощью геоналитики организаторы могут получить статистику о количестве посетителей, их половозрастной состав, оценить, достаточно ли на площадке фудкортов, кафе, пропускных пунктов и другой инфраструктуры. Имея подобную информацию гораздо проще продумывать программы под интересы аудитории, привлекать партнеров», — приводит пример использования больших данных директор филиала МТС в Калининградской области Анна Хлевтова.

В ряде регионов внедрены приложения, которые объединяют информацию о расписании общественного транспорта, наличии свободных парковочных мест, состоянии дорожного покрытия и даже погоде. Такие решения значительно упрощают жизнь горожан и гостей города. Участники подчеркивали, что аналогичный подход мог бы быть применен в Калининграде, особенно в части создания единого мобильного сервиса, который объединил бы все доступные виды транспорта и предоставлял бы актуальную информацию в режиме реального времени. В Калининграде есть решения, которые закрывают отдельные сегменты подобных потребностей, но, как отметили эксперты, проблема в их разрозненности.

Важным элементом цифровизации может стать также развитие цифровых экосистем вокруг университетов и технопарков. Некоторые регионы, такие как Екатеринбург и Казань, активно развивают образовательные программы, ориентированные на подготовку IT-специалистов, а также поддерживают стартапы, работающие в сфере цифровых технологий. Эти модели показывают, как можно формировать локальный цифровой кластер, который будет привлекать инвестиции, создавать рабочие места и способствовать развитию высокотехнологичного бизнеса. Для Калининградской области это особенно актуально в связи с уникальным географическим положением и потенциалом международного сотрудничества.

Кроме того, участники отметили, что в некоторых регионах уже действуют налоговые льготы и другие меры поддержки для компаний, занимающихся разработкой и внедрением цифровых решений. Создание подобных условий в Калининградской области могло бы стать мощным стимулом для развития цифровой экономики. Это позволило бы не только удерживать локальные кадры, но и привлекать специалистов из других регионов, что особенно важно в условиях дефицита квалифицированных специалистов.

Правда, эксперты подчеркнули и возможные риски переноса практик из других регионов. Калининградская область — сравнительно небольшой регион, поэтому пытаться быть одновременно и инновационным, и янтарным, и аграрным, и туристическим, и промышленным нецелесообразно. На такой подход не хватит ни сил, ни денег, ни других ресурсов, так что сначала надо четко выбрать приоритеты и следовать им.

Инструменты Особенности национального туризма
Содержание
Закрыть