
Уже несколько лет подряд Калининградская область входит в топ-10 самых популярных направлений для внутреннего туризма с ежегодным приростом турпотока в 10%. В 2024 году, по данным местных властей, регион посетили около 2,2 млн туристов, что на 10% превысило показатель 2023 года, прогнозы на 2025 год еще более оптимистичны. Есть ли предел у туристического потенциала Калининградской области, какие новые локации и направления имеют наибольший потенциал для развития и как бизнес участвует в развитии туристического продукта — обсудили участники круглого стола в рамках «РБК Бизнес-день. Калининград», организованного с целью выстраивания межрегиональной кооперации и обмена опытом между прогрессивным бизнесом.
Интересный регион
Только за майские праздники 2025 года Калининградскую область посетили около 80 тыс. гостей, которые за время поездки потратили рекордные 1,5 трлн руб., приводит данные заместитель министра по культуре и туризму Калининградской области Роман Клоков.
Интерес к региону устойчиво растет. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2024 году Калининградская область заняла седьмое место в десятке самых популярных направлений для внутреннего туризма. В марте-апреле 2025 года регион занял уже пятое место в топ-10 самых популярных туристических направлений по версии АТОР, а 6% всех забронированных на весну авиабилетов пришлось на рейсы в аэропорт «Храброво».
Об увеличении турпотока в Калининградскую область говорят и статистические данные по бронированию жилья. В 2025 году рост «броней» квартир в частном секторе в целом по региону вырос на 23% по сравнению с 2024 годом, а в самом Калининграде на 37%, констатирует руководитель продуктового направления «Опыт хостов» в «Циан.Посуточно» Александр Мецкан. По его данным, основной турпоток в регион формируют жители Москвы и Санкт-Петербурга — из этих городов приезжает в общей сложности почти 70% всех внутренних туристов.

Изменилось и отношение россиян к отдыху в Калининградской области: выросла глубина продаж — путешествие в Калининград туристы начинают планировать заблаговременно, за 1,5-2 месяца до предполагаемой даты поездки. «Еще в 2022-2023 годах решение о поездке в Калининград люди принимали буквально за 3-4 дня. Сейчас же берут билеты и бронируют гостиницы минимум на 30-40 дней», — подтверждает Роман Клоков.

По прогнозам региональных властей, в 2025 году турпоток в Калининград вырастет на 15% по сравнению с 2024 годом и составит более 2,5 млн человек. При этом, по оценке BigData T2, фактический рост турпотока в этом году окажется выше. «Наши аналитические сервисы на базе больших данных говорят, что рост турпотока на 15% — это довольно консервативная оценка. По ряду причин Балтийское побережье стало более привлекательным, чем черноморское, и это один из факторов роста туристической отрасли Калининградской области», — поясняет Денис Гребенюк, руководитель отдела по развитию корпоративного бизнеса Калининградского филиала Т2.

Постоянные отношения
Бурное развитие внутреннего туризма в последние годы ощущают на себе все большее количество регионов России, и на этом фоне многие из них включаются в конкурентную борьбу за туристов, отметили участники круглого стола.
«Сегодня каждый субъект Российской Федерации претендует на звание туристической дестинации, даже исторически нетуристические регионы. Но для того, чтобы действительно быть таковой, необходимо бороться за лояльность путешественников. Заманить туриста в первый раз несложно, а вот как сделать так, чтобы он приехал и в следующий раз — это стратегический вопрос», — уверена директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко. По ее мнению, формирование пула лояльных туристов экономически выгодно всем участникам рынка, так как «привлечение новых клиентов обходится в среднем в 6 раз дороже, чем удержание тех, которые регион или отель уже посещали».

Одна из необходимых составляющих постоянной привлекательности региона — наличие необходимой туристической инфраструктуры. «Туриндустрия и турпоток — это снежный ком. Мы видим положительную динамику, но очевидно, что без развития инфраструктуры, увеличения количества достопримечательностей, мест размещения, рост может остановиться», — отмечает заместитель генерального директора по развитию ГК «Трест» Анзор Берсиров.

Где найти номера
Ключевая особенность туристической инфраструктуры Калининградской области — неравномерность развития в разных частях региона: например, на популярных у туристов прибрежных территориях «есть почти все», в то время как на востоке области «нет почти ничего», и поэтому он не востребован у путешественников. Но даже на побережье Балтийского моря до сих пор не хватает качественных гостиниц по доступным ценам, констатировали участники круглого стола.
«Гостиничный рынок Калининградской области резко сегментирован. В Калининграде и его сателлитах есть ряд крупных сетевых отелей уровня 4* и выше, стоимость номера в которых начинается от 18 тыс. руб. за сутки. Есть несколько небольших отелей аналогичного качества с ценой размещения 12-14 тыс. руб. в сутки. А потом — провал до гостиниц 3* или без звезд, апартаментов, где стоимость номера 4-7 тыс. руб. в сутки. В пиковый сезон в июле-августе номерного фонда в Калининграде не хватает», — рассказывает основатель консалтинговой компании в сфере отельного бизнеса Horeca Consulting House Наталья Рольбина.

В расположенных на побережье Светлогорске и Зеленоградске отмечается острая нехватка зарегистрированного номерного фонда, в Пионерском пока нет вообще ни одного отеля, поэтому туристы пользуются услугами частного сектора, говорит Наталья Рольбина.
Для многих жителей Калининградской области сдача квартир в аренду превратилась в бизнес, подтверждает Александр Мецкан. «Среди них есть те, для кого сдача квартиры в аренду туристам на летний сезон — способ дополнительного заработка. Но есть и те, кто инвестирует в так называемую формулу субаренды — сами снимают квартиру на длительный срок, и с помощью различных платформ сдают ее посуточно», — констатирует Александр Мецкан.
В чистом поле, на берегу моря
Такое состояние рынка способствует появлению на балтийском побережье новых масштабных девелоперских проектов.
«Пионерский — замечательный город, географически невероятное место, но там вообще нет туристической инфраструктуры. Мы строим многофункциональный город со всей инфраструктурой — детской, развлекательной, термальной и спа, спортивной, деловой буквально в чистом поле. Проект предусматривает четыре очереди строительства и в долгосрочной перспективе связан с планами по благоустройству соседнего Светлогорска — строящийся там променад свяжет два города», — рассказывает Анзор Берсиров.
Строительство нового города-курорта ведут петербургские ГК «Трест» и «МТЛ Апарт». На 10 га планируется возвести несколько апарт-отелей от класса «комфорт+» до «премиум» — в общей сложности участок позволяет построить около 100 тыс. кв.м. недвижимости. Во второй очереди строительства запланировано возведение 22-этажного отеля площадью 8 тыс. кв.м. «Градостроительный архитектурный совет Калининградской области согласовал нам строительство здания такой высотности, и мы планируем создать в нем смотровую площадку на высоте около 100 м над уровнем моря», — добавил Анзор Берсиров. К концу 2025 года ГК «Трест» планирует получить разрешение на строительство первой очереди города-курорта и вывести ее на рынок, добавил он.
«Подобные проекты будут способствовать увеличению турпотока в Калининградскую область и в отдельные ее локации, и в целом развитию туристической индустрии региона», — уверен Анзор Берсиров.
Благодаря таким проектам в долгосрочной перспективе Калининградская область сможет нивелировать сезонность туристических потоков, полагает Елена Пархотина, директор по развитию «МТЛ-Апарт», которая будет управлять комплексом гостиничной недвижимости в Пионерском. «Если будут условия для комфортного проживания и интересного времяпрепровождения, то путешественники станут приезжать и в межсезонье. Перелет до Калининграда комфортный, в регионе есть огромные возможности не только для пляжного отдыха, но и для культурно-познавательного», — добавляет Елена Пархотина.

Важной особенностью концепции города-курорта, по ее словам, является ориентированность на семейных туристов. «Мы хотим сделать такой продукт, который будет востребован у разных аудиторий, в том числе и у тех, кто путешествует с семьей. Сейчас среднестатистическая семья — папа, мама и двое детей, зачастую разнополых, может и рады были бы пожить в гостинице, а не снимать квартиру в частном секторе, но пока на балтийском побережье приемлемых по цене-качеству предложений нет», —добавляет Елена Пархотина.
Движение на восток
Гостиницы нужны не только на побережье, но и в восточных территориях Калининградской области, уверена Наталья Рольбина. «Туристы стали приезжать в регион на длительный период, они хотят менять локации. Поэтому отели нужны не только в Светлогорске и Зеленоградске, но и на востоке», — поясняет она.
Создание средств размещения на восточных территориях будет способствовать росту туристической привлекательности Калининградской области и формированию повторного турпотока, согласна Ольга Тесленко. «Калининградская область интересна разной архитектурой, историей, природой, поэтому есть все возможности для формирования максимально разнообразного туристического продукта», — говорит она. В качестве наиболее перспективных с точки зрения развития туризма направлений Ольга Тесленко приводит Балтийск, Советск, Неман и Черняховск.
В развитии туристической инфраструктуры восточных территорий заинтересованы и телекоммуникационные компании. «В конце прошлого года мы провели рефарминг по всему побережью: Светлый, Балтийск, Янтарный, Светлогорск, Зеленоградск, Пионерский. Скорости мобильного интернета выросли до 55%. Высокое качество связи позволяет отдыхать и работать в любой точке региона. Так же мы на 10% увеличили покрытие сети T2 в регионе. Теперь жители и гости региона могут смело путешествовать по Калининградской области, не боясь отключиться от мира. Туристы абсолютно точно не почувствуют дискомфорт и будут активно пользоваться различными цифровыми сервисами на высокой скорости», — пояснил Денис Гребенюк.
Делать вместе
Повышению туристической привлекательности Калининградской области во многом способствуют совместные проекты участников отрасли, уверены эксперты дискуссии. «Отелям, ресторанам нужно конкурировать не друг с другом, а объединяться, создавать совместные проекты и бренды и уже на уровне комьюнити конкурировать с другими регионами», — говорит Ольга Тесленко. В качестве примера она приводит отели Зеленоградска, благодаря совместным усилиям которых город обрел известность как самый кошачий город России. За несколько лет в Зеленоградске создана вся необходимая инфраструктура как для кошек, так и для туристов — их обожателей: по всему городу расставлены интересные по дизайну котодомики, вендинговые аппараты, где можно купить корм и покормить кота, множество «кошачьих» граффити и артобъектов. В Зеленоградске есть даже специальный служащий, кото-шеф, в функциональные обязанности которого входит кормление бездомных котов — должность введена и оплачивается городским отельным комьюнити.
Комьюнити заведений общественного питания развивает новое явление на рынке гастротуризма — калининградскую кухню, рассказывает основатель движения «Уличная еда России» Александр Исаев. «Это не балтийская кухня, а именно калининградская, потому что основывается не только на представленных в регионе продуктах, но и на местных кулинарных традициях. Новый, интересный гастро-бренд важен для туристов, многие из которых, принимая решение о покупке тура, учитывают и возможность получить в том или ином городе или регионе новые гастрономические впечатления», — поясняет Александр Исаев.

Местный колорит
Основным риском, способным повлиять на будущее калининградской туристической отрасли, является географическая и логистическая удаленность региона от «материка». «Мы — анклав, и все, что на основной части страны можно сделать быстро, у нас делается долго, в том числе и строительство и оснащение отелей», — говорит Наталья Рольбина.
На рост турпотока влияет транспортная доступность Калининградской области, согласен Роман Клоков. «Мы зависим от пропускной способности аэропорта «Храброво» и позиции властей Литовской Республики в части транзитных железнодорожных пассажирских перевозок. Например, Литва в 2020 году ввела ограничения по длине состава — 9 вагонов, 300 пассажиров», — говорит Роман Клоков.
Еще одной проблемой туристического рынка Калининградской области может стать негативное отношение местных жителей к туристам, считает Александр Исаев. При этом, подчеркивает он, такая ситуация спровоцирована низким уровнем культуры, который нередко демонстрируют организованные тургруппы. «Организованные туристы часто оставляют за собой кучи мусора в неотведенных для этого местах. Местным жителям также доставляет массу неудобств хаотичная парковка больших автобусов. Всего этого можно избежать, но для этого туроператоры должны научиться координировать свои действия», — уверен Александр Исаев. Если же на эту проблему не обращать внимания, то рано или поздно в Калининградской области произойдет то же, что и в Барселоне в 2024 году, когда местные жители протестовали против наплыва туристов, предостерегает эксперт. Благодаря скоординированной работе по развитию региона как туристического центра таких проблем можно будет избежать и сделать область еще более привлекательной для новых как групповых, так и индивидуальных туристов, которых с каждым годом становится все больше.