Создание телекоммуникационных сетей в городах с развитой исторической застройкой становится все более актуальной и комплексной задачей по мере цифровизации не только отдельных процессов, но и целых городских систем. Как избежать роста количества проводов и визуального засорения исторического пространства при создании «умных» городов, какие инновационные решения находят игроки телекоммуникационного рынка и какие проблемы еще предстоит решить на этом пути — в интервью РБК+ Петербург рассказал основатель и генеральный директор телекоммуникационного холдинга Fibertool, лауреат National Business Award 2024, Николай Хорьков.
Технологии с поправкой на историческую ценность
— Каковы основные сложности в развитии телекоммуникационной инфраструктуры в историческом центре Петербурга в сравнении с другими городами?
— Внешний облик любого города с богатым историческим прошлым — его главная достопримечательность, которую желательно оградить от вмешательства при прокладке сетевой инфраструктуры. И Санкт-Петербург хороший пример в этом плане — город ежегодно посещают до 10 млн туристов, которые хотят увидеть его в первозданной красоте без современных технологических наслоений.
Поэтому важно использовать любые возможности, чтобы спрятать линии сетевых коммуникаций. Ситуация усложняется тем, что многие исторические здания и пространство вокруг них подпадают под защиту ввиду статуса охраняемых объектов культурного наследия. Это создает ограничения при скрытой прокладке коммуникаций: нет возможности ни вскрыть грунт, ни просверлить отверстие в стене, не нарушив охранных ограничений. Кроме того, сложности возникают из-за высокой плотности застройки в историческом центре.
— Существуют ли разработки, решающие эту проблему?
— В тех районах города, где охранный статус жестко ограничивает даже минимальные вмешательства, оптимальный вариант, который использует и наша компания, — подводить коммуникации с помощью современных беспроводных технологий. Решить вопрос «последней мили» до потребителя в исторической застройке помогают такие технологии, как 5G, пикосоты и Wi-Fi.
— Однако, к базовым станциям все же необходимо подвести оптоволоконные линии…
— Да, и сделать это нужно максимально бережно. Технологии компактной и скрытной прокладки сетевых коммуникаций, включая оптоволоконные линии связи, разработаны. Они позволяют безопасно спрятать от глаз горожан и туристов как уже имеющееся сетевое хозяйство, так и новые линии коммуникаций. При прокладке линейных объектов можно использовать уже существующие скрытые линии коммуникаций, такие как тоннели метро и канализацию, также помогут всевозможные виды бестраншейных технологий, микротуннелирование, при монтаже линий внутри объекта культурного наследия можно использовать маскировочную прокладку, беспроводные и обратимые решения. При этом важно, на мой взгляд, при обновлении сетевого хозяйства внедрять элементы умного города — это то, над чем мы сейчас работаем.
— Не приведет ли это к удорожанию работ по прокладке сетей? Какой вообще эффект это дает?
— На стоимость прокладки линейного объекта внедрение умных решений мало влияет, но дает широкие возможности для улучшения городской среды. Например, есть технология использования оптического кабеля для регистрации вибраций (Fiber optic sensing, FOS). Для использования этой технологии мы разработали оборудование и запатеновали ПО. Это решение уже применяется для охраны целостности объектов сетевого хозяйства и предотвращения постороннего доступа к ним. В режиме реального времени прибор сообщает о проблеме на любом протяженном объекте — канализации, газопроводе, в тоннеле метро — и определяет место с точностью до 5-10 метров. ПО работает на основе анализа больших данных и интегрируется с другими решениями умного города.
— Как климат Санкт-Петербурга влияет на используемые технологии в сети коммуникаций города?
— Сегодня уже существует вся номенклатура оборудования и материалов, подходящих под климат Санкт-Петербурга, то есть устойчивого к коррозии и выдерживающего большие перепады температуры и влажности. К слову, в этом преимущество оптического волокна перед медным проводом. К примеру, стандартный медный провод гарантированно служит лишь до 15 лет, а оптоволоконный — от 20 и дольше, лучше переносит перепады температур, может сохранять работоспособность при -47°C. Замена же линий связи зачастую сопровождается вскрышными работами [выборкой грунта], поэтому срок службы линейного хозяйства играет важную роль с точки зрения экономии и минимизации вмешательства в исторический ландшафт.
Возможности импортозамещения
— Насколько производство подобных решений локализовано в России?
— Мы наблюдаем постепенный рост доли локального производства во всех сегментах оборудования и материалов для сетевого хозяйства, в частности, в сфере оптоволоконных технологий. Для компаний, предлагающих решения для телекома, наличие своего производства ключевых компонентов не только снижает логистические издержки, валютные и платежные риски, но и сроки и риски срыва поставок. Мы еще в 2006 году пришли к необходимости локализации выпуска отдельных комплектующих. Сегодня у нас на собственных мощностях налажено массовое производство широкой номенклатуры пассивных компонентов для прокладки оптоволоконной сети — патч-кордов, соединительных кабелей, адаптеров, сетевых шкафов и т. д.
— При этом импорт никуда не делся. Что делается для конкуренции с иностранным оборудованием?
— Для успешной конкуренции с импортом у вас на производственных линиях должна быть выстроена очень строгая система контроля качества, реализованы методы бережливого производства и контроля издержек. Благодаря реализации этих мер Fibertool добилась минимальных показателей брака. Например, 100% наших коннекторов проходят проверку качества, чтобы исключить брак в поставке. Все внедряемые решения в оптоволоконной сфере и производимые комплектующие мы проверяем и обкатываем в сетях собственного провайдера «Атлас телеком» в Тамбовской области.
— Что это дает?
— Тестирование на локальной площадке повышает надежность оптоволоконных продуктов и решений, продажей которых занимается компания, и служит гарантией качества для тех телеком-гигантов, которые покупают наши решения и применяют их уже в масштабе городов-миллионников, как Петербург, и страны в целом.
Повышение «городского интеллекта»
— Насколько, по вашему опыту, затратнее проведение работ в историческом центре по сравнению с новыми районами? Как вы решаете вопрос оптимизации бюджета?
— Преимущество работы в новых районах в том, что можно уже на этапе строительства закладывать технологическую начинку домов. В историческом центре все эти решения становятся доступны только при перекладке сетей, в результате существенных затрат на модернизацию сетевой инфраструктуры. Как пропустить этот этап, еще никто не придумал. Но мы разработали и запатентовали комплекс инновационных решений по скрытой прокладке коммуникаций, по подключению домов к телекоммуникационным сетям таким образом, что потребитель сохраняет гибкость выбора провайдеров без дополнительных затрат на ремонтные работы для подведения кабеля другого провайдера. В 2024 году эти решения стали победителями National Business Award.
— Что включают эти решения?
— Они предполагают прокладку подземных коммуникаций, а также комплекс решений по их охране и обслуживанию, а также решения для подключения многоквартирных домов, при котором сокращается использование активного оборудования. На базе нашего провайдера мы начали внедрять этот подход в прокладке домовых сетей. В розетку подключается только устройство конечного пользователя — это дает значительный эффект энергосбережения в масштабах города, а для провайдера дает возможность более легкого обслуживания сетей и обнаружения и устранения проблем. В итоге нам удалось обеспечить подключение новых домов к ШПД на скорости до 500 Мбит/с со средней стоимостью до 700 руб. или около $7 на абонента, что по мировым меркам считается очень недорого.
Россия является страной с самым доступным интернетом в мире, согласно данным Forbes, в 2023 году, за интернет скоростью 10 Мбит/с жители России платили всего $5,6, в то время как в Норвегии, к примеру, цена интернет-соединения на такой скорости составила почти $80.
— Какие технологические тренды, на ваш взгляд, могут изменить подход к развитию телекоммуникационной инфраструктуры в исторических городах в ближайшие 5-10 лет?
— На мой взгляд, самый важный тренд, который мы увидим в ближайшие годы, — это массовое внедрение технологий и решений в сфере умного города и дома, включая системы мониторинга инфраструктуры, экологического надзора и управления транспортной нагрузкой. Все это будет внедряться параллельно с развитием сетей 5G, более глубоким анализом и использованием big data, а также интернета вещей. Все эти тренды актуальны не только для новых районов крупных городов, но и для районов с исторической застройкой — везде это потребует кратного увеличения мощностей проводного телекома со все более глубоким проникновением в инфраструктуру городов оптоволоконных сетей.