У магазинов у дома, пекарен и небольших кафе появляется конкурент — АЗС. И те и другие предлагают расширенный ассортимент: кофе, выпечку, готовую еду и другие продукты. Эксперты говорят, что пришло время для появления новых форматов и концепций, чтобы АЗС окончательно закрепились в умах потребителей как место, где можно не только заправить автомобиль, но и купить продукты. Как этот тренд развивается в Петербурге и какие имеет перспективы в России — в материале РБК+ Петербург.
Глобальный тренд
Сеть АЗС «Газпромнефть» на двух своих станциях в Петербурге запустила новый формат — «Магазин у дома». Кроме привычного кофе, выпечки, снеков и непродуктовых товаров ассортимент такого магазина на АЗС включает широкий перечень первых и вторых готовых блюд, салаты, закуски, свежие овощи и фрукты, молочные продукты, в том числе от местных производителей, а также бытовую химию и многое другое.
«Магазины на наших АЗС выходят за рамки исключительно автомобильного сервиса: сюда приходят не только водители, но и жители близлежащих районов, которым удобно приобрести у нас кофе и свежую выпечку по дороге домой. Мы понимаем, что современный ритм жизни требует решений, которые экономят время и предоставляют потребителям широкий выбор товаров. Поэтому мы стремимся сделать наши магазины востребованными и комфортными для всех клиентов, сохраняя высокие стандарты качества и сервиса», — прокомментировали запуск нового направления в пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть».
То, что магазины на АЗС превращаются в полноценные магазины у дома, это не только российский, но и глобальный тренд, говорит генеральный директор консалтинговой компании InfoLine Иван Федяков. «Публика, которая ездит на автомобилях, чуть более платежеспособная. Это средний класс и выше, так что за такую аудиторию стоит побороться, — отмечает эксперт. — В прошлом заправочные комплексы хорошо зарабатывали на продаже топлива, и могли не делать ставку на продажу чего-то дополнительного. Потом пошел тренд на продажу кофе, на котором крупнейшие сети стали зарабатывать большую маржинальность, чем на продаже бензина. Сейчас этот тренд усиливается, и сети АЗС расширяют свой ассортимент как продуктовый, так и сервисный».
В ряде стран цены на топливо регулируются законодательством на госуровне, и поэтому, имея зарегулированный рынок с точки зрения продажи топлива, у владельцев АЗС остается единственная возможность зарабатывать — на сопутствующих услугах. «Россия не будет исключением», — прогнозирует эксперт.
Расширяя ассортимент
АЗС крупных сетей имеют разный размер, формат и набор клиентских сервисов: на федеральных автодорогах, как правило, строят многофункциональные станции, на которых может одновременно заправляться 8-16 автомобилей, включая большегрузы, для которых стараются предусмотреть отдельную траекторию движения от легковых автомобилей. На таких станциях есть зоны отдыха, парковки, кафе с горячим питанием, магазин с соответствующим ассортиментом товаров в дальнюю дорогу. Или на трассах устанавливают, наоборот, автоматические АЗС без дополнительных покупок для быстрой заправки.
В городской черте, где в сутки количество клиентов ниже, АЗС меньше по размеру, ассортимент магазина и кафе отвечает запросу не только автопутешественников, но и жителей близлежащих кварталов, которые могут зайти за кофе или выпечкой. Теперь такой формат АЗС стал наполняться товарами с учетом потребностей горожан из ближайших кварталов.
С расширением ассортимента основная ставка делается на сегмент готовой еды. «Сейчас уже примерно 50% ассортимента таких магазинов — это готовая еда. Потребители — это молодежь, у которой уже другая культура питания, они отходят от того, чтобы все делать самим, и покупают готовую еду, в том числе салаты, которые составляют основу здорового рациона», — говорит Андрей Пайгусов, генеральный директор компании ООО «Грин Салат», которая производит салаты, овощи в упаковке и поставляет их через своих партнеров в магазины на АЗС и предприятиям HoReCa.
Рынок готовой еды усиленно развивается, следуя за трендом, и все больше компаний вовлекается в поставки продукции в ретейл. Это отражается и на ассортименте магазинов на АЗС и делает их все более похожими на магазины формата «у дома», как «ВкусВилл» и «Пятерочка» нового типа, говорит эксперт.
Предприятия по производству готовой еды, в свою очередь, инвестируют в развитие производства, стандарты FSSC (стандарт по сертификации системы безопасности продуктов питания - ред.) и, таким образом, начинают конкурировать качеством продукции. Вслед за качеством идет и безопасность, важный момент в индустрии питания, на который все больше обращают внимание при взаимодействии с поставщиками, в том числе и в магазинах на АЗС. «У нас клиенты проводят свои аудиты, — говорит Андрей Пайгусов. – И хотя иностранные компании уходят из России, стоит отметить, что у российских компаний эти стандарты внедрены и подтягиваются к мировым. А тех, кто будет отставать или манкировать стандартами, рынок «вымоет» из процесса сам. Качество и безопасность — взаимосвязанные вещи».
Также на полках появляются разнообразные десерты от локальных производителей. Например, пирожные-макароны от петербургской компании Macaronica. Как рассказал основатель компании Аркадий Штейн, десерты поставляются в сети АЗС через дистрибьюторов и пользуются высоким спросом.
Роль узлового центра
По словам экспертов, огромный потенциал развития формата магазинов на АЗС есть в регионах. Если заправочные станции расположены на пересечении нескольких дорог, они могут выполнять роль узлового центра для нескольких населенных пунктов, говорит Иван Федяков.
«Там на заправочных комплексах могут быть организованы более развитые магазины, они могут обслуживать потребителей из окрестных городов и поселков, мне самому лет 10 назад на АЗС во время заправки предложили купить пару литров свежего молока, — вспоминает Иван Федяков. — Сейчас пришло время сделать новые форматы и концепции, чтобы АЗС закрепились в умах потребителей как место, где можно не только заправить автомобиль, но и купить продукты питания: фрукты, овощи, заморозку, готовую еду, а не только выпечку и кофе».
Продажи еды и напитков на автозаправках растут еще и на фоне развития внутреннего туризма, замечает Светлана Селенина, руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства InfoLine. «Российские потребители проявляют все больший интерес к автопутешествиям. Спрос на популярные товары для длинных автопоездок и туристическое снаряжение значительно превышает уровень прошлого года, на 50-70% год к году. Чаще всего на АЗС приобретают наборы: хот-доги, шавермы, сэндвичи или сладкую выпечку и напитки», — рассказывает эксперт.
Конкуренция в секторе кафе и магазинов у дома быстро растет. «У магазинов на АЗС есть преимущества, — они также продают готовую еду и другие продукты, кофе, и для тех, кто передвигается по городу на автомобиле, они могут заменять кафе — там есть где запарковаться и перекусить. И этот тренд на расширение ассортимента и услуг будет продолжаться», — прогнозирует Светлана Селенина.