Новогодние праздники и каникулы — традиционно высокий сезон для целого ряда направлений бизнеса. Это и туризм, общепит, индустрия развлечений, и ретейл в самом широком смысле — люди не только покупают подарки близким и деликатесы к новогоднему столу, но и делают крупные закупки повседневных товаров. Одним из действенных каналов продаж в этот период являются новогодние ярмарки, которыми активно пользуется малый бизнес для презентации своей продукции и бренда петербуржцам и гостям города. Как они устроены и что дают бизнесу — в материале РБК+ Петербург.
Кто работает в Новый год
В первую очередь, в период новогодних каникул растет туризм и смежные с ним отрасли, такие как общественное питание и индустрия гостеприимства — по оценкам Смольного, год назад вклад туристов в экономику города в течение новогодних каникул составил более 20 млрд руб. Тогда в город приехало порядка 1,1 млн гостей, в эти каникулы ожидалось порядка 1,2 млн туристов.
Кроме того, растут обороты ретейла. По данным аналитиков компании «Нильсен», только на новогодний стол и подарки близким россияне собирались потратить в среднем более 25 тыс. руб. В числе подарков лидируют средства для ухода за собой, товары для дома, а также продукты питания (например, сладости, вино, фрукты). Кроме того, как уточняют аналитики, новогодний сезон традиционно является периодом более крупных закупок и не обходит стороной товары повседневного спроса.
Возможность самопрезентации
Один из важных каналов продаж и презентации бренда в новогодние каникулы — это праздничные ярмарки, которые организуются как администрацией города, так и коммерческими структурами. В частности, администрация Петербурга регулярно проводит Рождественскую ярмарку. В этом сезоне она проходила на трех площадях — Дворцовой, Московкой и Манежной с примыкающими к ней Малой Садовой и Кленовой улицами — с 14 декабря по 9 января. «Почти 1,5 млн гостей — на 10% больше, чем годом ранее, смогли посетить торговые ряды и праздничные гуляния благодаря решению разместить ярмарку сразу на нескольких площадках. Среди посетителей были и петербуржцы, и гости города», — отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. Год назад, по данным городской администрации, ярмарку посетили порядка 1,3 млн петербуржцев. В этом году на территории ярмарки работало 134 торговых объекта с продавцами из 17 регионов России.
Новогодние базары и ярмарки прошли и в крупнейших общественных пространствах Петербурга — «Севкабель Порт», «Новая Голландия», «Никольские ряды», «Двор Гостинки» и других.
Как отмечает заместитель директора НО «Фонд развития субъектов МСП в СПб» Валерия Фьерару, ярмарки — не только новогодние и рождественские — это действенный инструмент для развития малого и среднего бизнеса. Фонд занимается поддержкой, в первую очередь, креативных индустрий и бизнеса социальной направленности, и, по словам Валерии Фьерару, финансирование участия в выставках и ярмарках — одна из очень востребованных мер поддержки.
«На организацию подобного рода ярмарок и выставок выделялись средства из федерального бюджета в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», и в 2024 году запрос на участие был столь высок, что к концу сентября у нас в принципе не осталось ни свободных мест, ни возможного финансирования на участие именно в новогодних и рождественских ярмарках при поддержке фонда», — рассказала она. «Зато нон-стоп идет проект «Петербургский дизайн», где представлены петербургские производители одежды, товаров для дома, аксессуаров, подарков, сувениров — и это тоже своего рода рождественская ярмарка в виде pop-up store», — добавила Валерия Фьерару.
Расширение формата
В этом сезоне представители малого бизнеса смогли воспользоваться поддержкой не только власти. Так, банк ВТБ, генеральный спонсор Зимнего сезона в Никольском дворе, эксклюзивно обеспечил своих клиентов бесплатными торговыми местами на новогодней ярмарке.
«Участие в новогодней ярмарке — отличная возможность для малого бизнеса расширить аудиторию, увеличить продажи и укрепить свой бренд. Благодаря поддержке ВТБ, предприниматели смогли представить свои товары и услуги на популярной городской площадке без дополнительных финансовых затрат на аренду торговых мест», — рассказал Илья Калашников, начальник управления ВТБ по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
«У нас праздники — самый горячий сезон. В первую очередь — Новый год, Рождество как наше, так и католическое», — говорит Александра Волкова, представитель компании «География чая». По ее словам, хотя с начала пандемии значительная часть продаж ушла в онлайн, среди покупателей есть ценители живого общения, которым важно лично поговорить с продавцом. «Есть эксклюзивная продукция, которую сложно выбрать на маркетплейсах», — пояснила она. Участие в ярмарке стало для компании еще одной возможностью презентовать свою продукцию и найти новых клиентов.
«Ярмарка — всегда личное общение с покупателем. Это очень важно — у нас есть возможность объяснить ему уникальность продукции, увидеть, кому она интересна. На ярмарке нашими сумками много интересовались туристы — они хотели что-то увезти на память из Петербурга. Мы — маленькая мастерская, у нас свой круг клиентов, и людей из других городов среди них не так много», — отметила преимущество участия в ярмарках идейный вдохновитель бренда Led Nik Мария Ледник.
Как показали первые результаты начала года, популярность торговых объектов в новогодние каникулы растет. Так, в Петербурге возросла посещаемость торговых центров — по данным Focus Technologies, за первую неделю 2025 года Mall Index в торговых центрах Петербурга (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Формат уличных ярмарок также будет развиваться — данные Смольного о росте посетителей свидетельствуют о растущем интересе, в том числе — со стороны туристов, поэтому стоит также ожидать повышение интереса к формату и со стороны частных инвесторов. Администрация Петербурга, со своей стороны, заявила о дальнейших планах по развитию ярмарок, в том числи — по привлечению к участию представителей разных регионов России.