Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Мягкая сила: роль женщин в инвестициях и бизнесе

Фото: Фонд Росконгресс
Фото: Фонд Росконгресс
Рост участия женщин в финансовых инвестициях и предпринимательстве меняет российскую экономику. Как именно — обсудили участники Евразийского женского форума в Петербурге

Все больше российских женщин занимаются бизнесом и финансовыми инвестициями, их доля в этих сферах составляет уже порядка 40%. Женский бизнес имеет особые черты — социальную направленность, умеренную консервативность, долгосрочные цели. Все это способствует устойчивому развитию национальной экономики. Не случайно женские инвестиции — в бизнес, в финансовые инструменты, в собственное развитие — стали одной из тем Евразийского женского форума, прошедшего в Петербурге 18-20 сентября 2024 года.

Взвешенный подход

Как отметила старший вице-президент — директор по внешним связям ПСБ Вера Подгузова, за последние пять лет число женщин, инвестирующих на финансовых рынках, в России выросло в три раза и составило 41% от общего числа инвесторов. Количество женщин-предпринимателей тоже значительно возросло за этот срок и достигло порядка 40%.

«Мы начали проводить социальные исследования, измерять цифры, изучать опыт других стран. И вот что оказалось: российские женщины-инвесторы занимают второе место в мире по активности. Первое место занимают испанки», — отметила, в свою очередь, генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.

Одна из особенностей женских инвестиций — их долгосрочность. «Женщины, как правило, демонстрируют долгосрочное планирование и твердость в своих убеждениях. Если они вложились в определенные инструменты, они не торопятся снимать свои вложения, в отличие от мужчин-инвесторов», — отметила Вера Подгузова.

Одной из причин такого подхода эксперт назвала цели, с которыми женщины начинают инвестировать — часто это образование детей и вложения в недвижимость. Отсюда — консервативный подход и выбор в пользу инструментов, обеспечивающих стабильность, например, государственных облигаций. «Все чаще женщины рассматривают социальные инвестиции, ESG-продукты», — добавила Вера Подгузова.

Фото: пресс-служба ПСБ
Фото: пресс-служба ПСБ

Консервативный, взвешенный подход отметила и Гузелия Имаева: «Женщина не может с места в карьер принимать решения практически во всех сферах — будь то инвестиции, финансы, предпринимательство или другие направления. В первую очередь она разберется, все разложит по полочкам, поймет, что отсутствует риск или подводные камни, и только потом будет двигаться дальше». По ее наблюдениям, женщины больше доверяют банковским вкладам, также интересуются драгоценными металлами, предметами искусств, ювелирными изделиями высокого качества.

Говоря о драгоценных металлах, вице-президент АО «Русский Алюминий менеджмент» Елена Безденежных отметила, что последние 1,5 года они не показали такой доходности, как облигации с плавающим купонным доходом — именно этот инструмент эксперт рекомендует на сегодняшний день с точки зрения синергии финансовой устойчивости и уровня доходов.

Женщины в мужских секторах

Женщины инвестируют не только в финансовые инструменты, но и в собственный бизнес. И опыт участников форума подтверждает общероссийский тренд на рост количества женщин-предпринимателей. «Сейчас у нас порядка 40% клиентов — женский бизнес», — поделилась директор ООО «Альфа» (оказывает услуги в области бухгалтерского учета) Оксана Соломатина. Причем, по ее словам, это не только привычные «женские» сферы бизнеса, такие как салоны красоты, но и, например, лесоперерабатывающие предприятия.

Женский вклад в промышленное производство отметила Марина Демина, учредитель завода «Мега-Пак», занимающегося производством упаковки: «Сейчас в промышленности много ярких примеров участия женщин — в медицине, косметологии, производстве продуктов питания. Трендом является легкая промышленность». По ее словам, женщины приносят в бизнес «мягкую силу» — вклад в корпоративную культуру, в социальные проекты, креативные подходы в экономике. «Мы стараемся создавать пространство таким образом, чтобы это был не скучный завод, а интересное место для сотрудников, членов их семей, для жителей. Чтобы обратить внимание молодежи, показать, что промышленность — это не страшно и не трудно», — рассказала она.

Фото: Фонд Росконгресс
Фото: Фонд Росконгресс

Флагманы франчайзинга

Как и в финансах, в бизнесе женщины зачастую предпочитают консервативные, надежные подходы. Это одна из причин, по которым многие женщины-предприниматели предпочитают франчайзинг. Так, по данным председателя совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), генерального директора АО «БРПИ» Агнессы Осиповой, в России сейчас 42-43% женщин-франчайзеров, то есть обладателей франшиз, и 53% женщин-франчайзи, то есть получателей франшиз, и оба этих показателя имеют тенденцию к росту. Бизнес, построенный по франшизам, создает 1,5% отечественного ВВП, в том числе женские франшизы — 0,8%.

И это не только российский тренд. Так, по словам Хатем Мустафа Заки-Таха, председателя Египетской ассоциации по развитию франчайзинга, генерального директора агентства по развитию среднего, малого и микробизнеса Египта, 65% его клиентов — женщины. При этом эксперт отметил, что, по результатам опроса, многих женщин отталкивает от развития бизнеса необходимость проходить бюрократические процедуры: «Мы спросили, какие испытания им приходится преодолевать. Это получение лицензий и документов, которое занимает много времени и сил. Человек должен ходить по многим ведомствам и сталкивается с бюрократией. Это остановило многих женщин от того, чтобы обратиться за инвестициями».

Агнесса Осипова выделила ключевые направления женского франчайзинга: «Наряду с бьюти-индустрией, это и образование, и fashion retail, который сейчас очень сильно растет. Эти направления чисто исторически были женскими, а франчайзинг только усилил и сделал их более успешными».

С примером франшизы в области образования выступила основатель сети детских языковых центров и образовательной платформы «Полиглотики» Елена Иванова: «90% наших партнеров — женщины. Женщины чаще становятся инициаторами приобретения франшизы, потому что видят для себя больше шансов на успех и гарантии результата. Женщины принимают решения более взвешенно и сдержанно, не готовы подвергать себя и свою семью большому риску, поэтому часто выбирают проверенную бизнес-модель с уже апробированными процессами, особенно при организации первого бизнеса».

По словам Веры Подгузовой, банки охотно кредитуют такие франшизы. «Франчайзинговые проекты интересны нам как банку, потому что это малорисковая история, уже конкретная бизнес-модель, которая работает. Когда приходят предприниматели с задачей развить проект в другом регионе, это рассматривается банковскими рисковиками совсем по-другому, потому что модель адаптирована и понятна», — пояснила она.

Человеческий капитал

Инвестиции в себя, собственный человеческий капитал, образование и профессиональный рост — тоже немаловажный аспект инвестирования. И в этом отношении российские женщины также добиваются успехов.

«Мы в целом сталкиваемся с кадровым дефицитом, и у нас нет четкого разделения на мужские и женские профессии. Женщины активно занимаются всеми направлениями экономики. В государственной сфере женщины занимают важные посты — председатель правительства и вице-губернатор — женщины. В региональном парламенте 30% депутатов — женщины, что является высоким показателем. У нас в управлении атомной электростанцией также есть женщины-руководители», — рассказала председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Запорожской области Дарья Зинченко.

Заместитель исполнительного директора и директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика» Анастасия Павленко привела пример распространенного сценария, в котором женщина жертвует своими карьерными возможностями в пользу семьи: «Часто женщины получают прекрасное технологическое, математическое или физическое образование, становятся физиками или инженерами, и во время учебы в вузе встречают своих будущих супругов. Затем они следуют за мужьями в закрытые города, находят себя в новых условиях, но при этом их научный и технологический потенциал, вложенные годы учебы остаются нереализованными». Решением проблемы, по мнению эксперта, могло бы вовлечение женщин с естественно-научным образованием в удаленную работу — например, в научно-технологическую журналистику.

В целом, по словам Веры Подгузовой, рост инвестиционной активности женщин положительно влияет на социально-экономическое и общественное развитие в стране. «Что сегодня наиболее важно для развития инвестиций и женского предпринимательства в стране? В первую очередь, поддержка женщин-предпринимателей со стороны государства. Во-вторых, такие рыночные инструменты, как франчайзинг, который следует рассматривать не только узко для предпринимательского сообщества внутри страны, но и как путь для дальнейшего выхода бизнеса на международное сотрудничество и рынки. В-третьих, нужны обмен опытом, укрепление финансовой грамотности и развитие финансовой культуры», — заключила она.

От первого лица Управление семейным благосостоянием: перспективы инвестиционных фондов
Содержание
Закрыть