Геополитическая нестабильность, невозможность долгосрочных прогнозов, жесткая кредитная политика Центробанка, кадровый дефицит, быстро меняющееся законодательство — в таких условиях приходится сегодня развиваться бизнесу. Тем не менее, развитие идет, появляются новые проекты, продукты и услуги, ускоряется цифровизация во всех областях. Представители бизнеса — участники бранча РБК Петербург поделились опытом реализации проектов в условиях турбулентности и обозначили ключевые направления развития.
«Один из важнейших трендов — борьба за талантливые кадры»
«Мы видим, что бизнес в эпоху очередной турбулентности продолжает пытаться адаптироваться. Какие-то процессы ускоряются, какие-то меняются. Развивается тренд на цифровизацию, внедрение инноваций, растет значимость time-to-market.
Один из важнейших новых трендов — борьба за талантливые кадры, который актуален и для нас. Растет спрос на услуги больших данных, искусственного интеллекта, здесь мы видим свой клиентский продукт. Для нас, сферы телекоммуникаций, это очень важно, равно как клиентоориентированность и понимание своей роли в этом изменяющимся мире. Чем быстрее мобильный интернет, тем быстрее развиваются регионы. Поэтому мы много инвестировали в инфраструктуру связи как в Петербурге, так и по всему Северо-Западу, и будем эти инвестиции продолжать.
В бизнес-сегменте мы видим возрастающий спрос как на классическую услугу мобильной связи, мобильного интернета, так и на все дополнительные услуги. В первую очередь, для малого и среднего бизнеса, в сфере больших данных, маркетинговых услуг и классического интернета. Эти направления также продолжат активно развиваться».
«У нас много планов по развитию сервисов для зрителей»
«Сезон 2023/24 был для клуба вызовом с точки зрения организации сервисов для зрителей. Он начался в «Ледовом», а продолжился на «СКА Арене». В рекордные сроки нам удалось перевести на новую площадку всю билетную систему, владельцев абонементов, гостей VIP-лож, запустить новые зоны гостеприимства и бизнес-клуб. Огромная работа была проделана коллегами и в части предматчевых шоу.
Рост ключевой ставки сказался для нас скорее в плоскости инфляционных ожиданий зрителей и корректировке ценовых категорий. Мы постарались сохранить максимально доступные цены, дать всем желающим возможность посетить матчи клуба и поддержать команду. В этом сезоне мы запустили дополнительные инструменты BNPL-сервисов. Это поможет повысить уровень комфорта для зрителей благодаря приобретению билетов и абонементов в рассрочку.
Осень сезона 2024/25 мы встречаем в «Ледовом». Это родной дом для клуба, здесь СКА играет больше 20 лет. Уже на матчах предсезонного турнира им. Н.Г. Пучкова у нас были полные трибуны. По коммерческим показателям турнир стал лучшим за последние 5 лет. В целом, задачи на сезон у нас традиционно самые амбициозные. У нас очень много планов по развитию всех сервисов для зрителей. Мы изучаем международный опыт и сервисные практики отрасли, чтобы делать хоккейные матчи мирового уровня».
«В стрессовой ситуации рестораны становятся источником доступных эндорфинов»
«Последние полгода и даже чуть больше ресторанный рынок на подъеме. Открывается большое количество проектов, и не только в Петербурге и в Москве. Ресторанный рынок сейчас чувствует приток доходов населения. В стрессовой ситуации рестораны становятся для человека источником доступных эндорфинов. Кроме того, когда сложно строить долгосрочные планы, делать долгосрочные инвестиции, человек ориентируется на мгновенное потребление, стремится почувствовать вкус жизни.
Есть и определенные сложности, в первую очередь связанные с персоналом, потому что рынок труда в целом сейчас сложный и дефицит практически по всем позициям, начиная от топ-менеджеров и заканчивая линейными сотрудниками. И это, наверное, сейчас единственный ограничивающий фактор. Да, условия кредитования сейчас не самые лучшие. Но ресторанный рынок никогда особенно не ориентировался на корпоративное кредитование, чаще всего это прямые частные инвестиции.
Ключевой тренд в ресторанной отрасли сегодня — на доступные решения. С этим отчасти связан еще один тренд — на локальный продукт, использование рецептов и продуктов из разных регионов России — Юг, Сибирь, Дальний Восток.
В начале этого года мы подвели некий итог нашим наблюдениям и приняли решение активизировать развитие нашего бизнеса в России, в регионах, в том числе — запускать федеральную франшизу, которая среди прочего будет обеспечивать логистику по основному продукту — это вино, вода, безалкогольные напитки».
«Тренд на загородные резиденции усиливается»
«На популярность загородных резиденций повлияло прорывное развитие технологий и тот же ковид — топ-менеджеры, владельцы бизнеса попробовали управлять удаленно и почувствовали, что это не только возможно, но и удобно. Ты можешь жить то в городе, то за городом, и перемещаться, когда наступает эмоциональная усталость от места. Ты можешь арендовать резиденцию, можешь ее купить, можешь использовать ее как инвестиционный продукт — выбор практически безграничный. Соответственно, девелоперские компании стали активно покупать землю — зачастую бывшие детские лагеря в красивых местах недалеко от города, где время в пути до центра не превышает 1 часа.
Мы начали свой проект «Рощино Residence» еще в доковидный период, процесс был длительным — старту мешали и сам ковид, и другие факторы. Мы вели переговоры с генподрядчиком, с различными архитектурными бюро, обсуждали концепцию. И к моменту, когда мы ее окончательно сформировали, увидели, что у нас появилось много последователей в Москве и Петербурге. Это стало большим трендом, что подстегивает цены на такие объекты и их востребованность.
Сейчас проект «Рощино Residence» в активной фазе строительства. Территория проекта увеличилась практически в два раза, до 20 га, после того как мы докупили соседний участок. Это красивое место с озером, с хорошим ландшафтом, где мы разместим часть вилл и инфраструктуру — рестораны, чайный домик, банный комплекс, спортивный и детский клубы.
В планах на осень масштабная презентация проекта для резидентов и потенциальных инвесторов. Она запланирована на сентябрь».
«Динамика изменений и динамика принятия решений существенно изменилась»
«Первое полугодие было достаточно активным и насыщенным для сообщества. В этом году совместно с РБК Петербург мы впервые провели премию Legal to Business Awards и сейчас подходим к старту нового этапа Премии. Провели совместные мероприятия с Минюстом России в рамках Петербургского международного юридического форума, усилили свои позиции в Казахстане. На сегодняшний день в Казахстане активно развивается химическая промышленность, добыча, логистика, инфраструктурные проекты, и, как следствие, формируются важные бизнес-коммуникации и процессы, при которых в равной степени необходимо учитывать как российское законодательство, так и казахстанское. Так что актуальность сотрудничества и оценка рисков как российского, так и казахстанского бизнеса сохраняется.
На сегодняшний день законодательство развивается достаточно быстро, и бизнес вынужден активно реагировать здесь и сейчас. Изменилось налоговое законодательство, законодательство о банкротстве. Нельзя не отметить и то, что касается цифровых технологий, электронного рубля и цифровой валюты. В этой связи своевременный анализ рисков и качественная настройка бизнес-процессов крайне важны.
Динамика изменений, и, как следствие, динамика принятия решений существенно возросла. И это приводит к колоссальной потребности в человеческих ресурсах. Образовалась некоторая конкуренция на рынке трудовых ресурсов между крупным бизнесом, который усиливает внутренние юридические компетенции, и внешним юридическим консалтингом. Крупные игроки зачастую предлагают более высокие заработные платы, но главное преимущество консалтинга — творчество, «живость» сегмента и разнообразие задач, возможность всесторонней профессионального развития и самореализации, что, на мой взгляд, является неоспоримым и позволяет открывать и привлекать новые таланты».