Россияне все активнее вкладываются в паевые инвестиционные фонды. По данным ЦБ РФ, объем чистых активов паевых инвестиционных фондов (ПИФ) в России на конец первого полугодия составил свыше 14,5 трлн руб. Это на 64% больше, чем годом ранее. При этом растут как вложения розничных инвесторов в открытые и биржевые ПИФы, так и объемы закрытых ПИФов, которые используют владельцы крупных капиталов. В чем преимущества перечисленных инструментов, почему их актуальность выросла в последние годы и как построить семейную инвестиционную стратегию при помощи ПИФов — в интервью РБК+ Петербург рассказал директор по развитию УК «ДОХОДЪ» Илья Тесюль.
Устойчивый тренд
— С чем, на ваш взгляд, связан рост объема активов паевых инвестиционных фондов в России?
— Это продолжение тенденции, которую Центральный банк фиксировал еще в прошлом году. Я бы обратил внимание на две ее особенности. С одной стороны, открытые и биржевые ПИФы — это очень популярный инструмент среди розничных инвесторов. По последним данным ЦБ, наибольшим спросом сейчас пользуются фонды денежного рынка, потому что в них инвесторы ищут доходность, близкую к ключевой ставке.
С другой стороны, мы в большей степени отмечаем рост инвестиций в закрытые ПИФы. Это рынок квалифицированных инвесторов, крупных капиталов. По статистике ЦБ, только во II квартале этого года почти 80% средств, вложенных в ПИФы, составляли именно крупные капиталы в закрытых фондах (ЗПИФ). Драйверы роста, которые можно здесь отметить, — это глобальная геополитическая ситуация, возврат капиталов из недружественных стран, налоговые реформы, которые сейчас проходят.
По статистике ЦБ, почти 80% средств, вложенных в ПИФы, составляли крупные капиталы в закрытых фондах (ЗПИФ).
— Насколько, по вашим прогнозам, будет устойчив тренд на рост активов ПИФов?
— Я уверен, что он продолжится, потому что рынок коллективных инвестиций дает инвесторам свои преимущества. Это и налоговые преференции, и диверсификация активов — покупая один биржевой ПИФ, инвестор получает внутри этого фонда широкую линейку активов. И с учетом опыта различных событий на рынке в последние два года, инвесторы ищут возможность опереться на управляющую компанию как на надежного помощника.
— На какие критерии стоит опираться при выборе управляющей компании?
— В первую очередь на опыт работы. Если компания стабильно работает на рынке, это определенно показатель качества ее услуг. Мы, например, работаем на рынке уже более 20 лет и за это время успешно преодолели не один экономический кризис. Также важно, чтобы экспертиза компании была подтверждена независимыми рейтингами или отзывами. Опять же, если смотреть на наш случай — это подтверждение некредитного рейтинга надежности от Национального рейтингового агентства (НРА) на уровне А с позитивным прогнозом. Также важно доверие других инвесторов. УК пытаются оправдать это доверие. Также приведу наш пример: мы с максимальной открытостью публикуем информацию о продуктах, совершенствуем сервисы аналитики, популярные у множества инвесторов. В среднем с ними ежегодно работает порядка 1,5 млн пользователей.
Защитная оболочка для бизнеса
— Одна из функций ПИФов — это формирование семейного капитала. Почему, на ваш взгляд, этот тренд стал актуален именно сейчас?
— Те вызовы и риски, с которыми инвесторы столкнулись за последние несколько лет, требуют от них построения долгосрочных финансовых стратегий. И как раз в ЗПИФах они получают ту безопасную гавань, в которой можно консолидировать активы семьи. По сути, ЗПИФ — это аналог трастов, которые используются на международном рынке. Это продукт для крупных капиталов, который в первую очередь позволяет под своей оболочкой объединить любые классы активов: бизнес, недвижимость, акции, ценные бумаги. И неважно, в какой юрисдикции они находятся, в России или за рубежом.
— Какие еще возможности дают семейные фонды?
— Семейные фонды на базе ЗПИФов — это продукт, который позволяет обезопасить активы. Все, что передано в ЗПИФ, отделяется от прямого имущества собственника и от каких-либо рисков или конфликтов, которые могут возникнуть со стороны третьих лиц.
Помимо этого, для крупных семейных капиталов очень важна конфиденциальность информации. Информация о ЗПИФе не распространяется дальше управляющей компании, специализированного депозитария и Центрального банка.
Третий немаловажный пункт — это налоговая эффективность. Фонд не является юридическим лицом и поэтому не платит налог на прибыль. Все денежные средства, которые поступают в виде доходов в фонд, не облагаются налогом и в 100% размере могут быть реинвестированы в другие проекты. Тем самым капитал может значительно увеличиться, если структурируется через ЗПИФ.
— Кто целевая аудитория этих фондов? И как она менялась по мере развития инструмента?
— В первую очередь это собственники и владельцы крупного бизнеса, которые уже сформировали свой капитал и в настоящий момент решают задачи по его структурированию, объединению, а также задачу преемственности и наследования. Те, кто в 1990 — 2000-е годы заработал свой капитал, сейчас уже подходят к вопросу его передачи.
— Можете привести пример?
— Нередки ситуации, когда владелец компании не успевает планомерно передать бизнес наследникам, и в дальнейшем у компании возникают проблемы с управлением. Семейный фонд на базе ЗПИФа помогает подготовить план перехода активов. Он значительно упрощает процесс, потому что все активы объединены под структурой ЗПИФа, а собственники владеют паями этого фонда — ценными бумагами. И в случае наследования передаются только ценные бумаги, а бизнес и активы, которые находятся внутри, продолжают свою работу, они не замораживаются. Для крупного бизнеса очень важно, чтобы в случае изменения структуры собственников сам бизнес не страдал.
— Кто еще применяет данный инструмент?
— Следующая категория — это преемники, которые также заинтересованы в том, чтобы передача активов прошла постепенно, планомерно и безболезненно для всех участников процесса. И третья категория — это члены семей, которые заинтересованы в получении промежуточного дохода. Семейный фонд имеет возможность генерировать пайщикам пассивный доход в течение всей жизнедеятельности фонда.
Также отмечу фэмили-офисы и инвестиционных консультантов, которые работают с крупными владельцами капиталов, с семьями. Они тоже интересуются этим продуктом, потому что могут использовать его при работе со своими клиентами.
Инвестиции с пеленок
— Перейдем к ПИФам как к активам для инвестирования. Какие здесь есть варианты?
— Это широкая линейка продуктов, которая доступна розничным инвесторам. В первую очередь открытые и биржевые фонды. Биржевые фонды (БПИФ) — это инструмент, который пришел в Россию примерно 6 лет назад. Это фонды, которые торгуются на Московской Бирже. Они высоколиквидны — в любой момент их паи можно приобрести или продать.
Открытые фонды (ОПИФ) — это инструмент, который можно приобрести в конкретной управляющей компании. У них есть своя стратегия, свои налоговые преференции. Можно в одной управляющей компании менять одни ОПИФы на другие и в этот момент не платить налог с полученного дохода.
— Какие рекомендации вы можете дать начинающим инвесторам?
— Очень важно инвестировать на регулярной основе. Наши аналитики воспользовались прошлогодним исследованием американского финансового центра Шваба и адаптировали его для российского рынка. На примере пяти моделей оно показало, что непрофессиональный инвестор не сможет на регулярной основе «обыгрывать» рынок, находить идеальный момент для входа. Да, на протяжении 20 лет больше всего заработал инвестор, который заходил на самых низах рынка. Но ненамного больше, чем заработал инвестор, который просто регулярно инвестировал в первый день месяца. Что еще немаловажно, это исследование показало, что даже те инвесторы, которые заходили в рынок в самые неудачные моменты, в любом случае обыгрывали в доходности тех, кто опасался инвестировать и только откладывал деньги на депозит.
Даже те инвесторы, которые заходили в рынок в самые неудачные моменты, обыгрывали в доходности тех, кто опасался инвестировать и только откладывал деньги на депозит.
— Для каких инвестиционных целей могут быть оптимальны подобные вложения?
— Если мы говорим про регулярные инвестиции, я, например, для своих троих детей, как только они рождались, открывал детские инвестиционные счета и на регулярной основе вносил туда денежные средства, которые дальше инвестировал в рынки ОПИФов и БПИФов. И тем самым нарабатывал для них капитал. Старшему сыну уже 11, и буквально через 7 лет ему понадобится первая квартира, первый автомобиль, средства на образование, и у него уже будет капитал, который принадлежит только ему. Поскольку по российскому законодательству детским счетом может распорядиться только ребенок по достижении совершеннолетия. Все активы на детском счете защищены и принадлежат только ребенку.
Этот инструмент развивается. Мы, например, в этом году запустили фонды с целевой датой, рассчитанные на получение капитала, начиная с 2030 года. Здесь все зависит от того, какой у инвесторов горизонт, когда им понадобятся деньги, например, на обучение детей. Или же можно при помощи этого фонда решить задачу по обеспечению собственной пенсии.
— Насколько активно россияне пользуются детскими инвестиционными счетами и фондами с целевой датой?
— Это пока новый продукт для российского инвестиционного рынка. Еще рано делать какие-то выводы, но мы уже видим, что количество детских счетов с момента появления фондов с целевой датой выросло на 30%. Нам в принципе важно, чтобы детские инвестиции были максимально простыми. Для этого мы разрабатываем понятный инвестиционный продукт — те же фонды с целевой датой, с другой стороны, работаем над технологиями и клиентским опытом. Сейчас счет ребенку можно открыть с самого рождения и сделать это онлайн. Мы реализовали это после серьезной работы в области идентификации пользователей и информационной безопасности. Я думаю, что по прошествии времени количество таких счетов будет только расти, потому что, как мне кажется, очень важно формировать капитал и обучать детей работать с инвестициями, что такие инструменты позволяют делать.
— Какие еще вы видите тренды дальнейшего развития сферы семейных инвестиций?
— Я вновь разделю сферу семейных инвестиций на розничных инвесторов, которые вкладываются в биржевые и открытые фонды, и крупные капиталы. Я думаю, что в розничном сегменте сохранится тенденция, когда инвесторы ищут более высокую доходность при том же уровне надежности и риска. И если сейчас инвесторы вкладываются в фонды денежного рынка, то при изменении ключевой ставки они наверняка будут искать какие-то другие инструменты, другие стратегии. Возможно, это будет стратегия дивидендных акций.
С точки зрения крупных капиталов, квалифицированных инвесторов, я думаю, сохранится тенденция структурирования активов посредством ЗПИФов, потому что налоговая реформа вынуждает собственников искать эффективные методы для размещения своего капитала. Задача преемственности и передачи капитала и бизнеса также никуда не денется, это процесс, который идет постоянно.