Грамотное зонирование и благоустройство — это не ключевой, но важный фактор при выборе жилья, отмечают девелоперы. Они позволяют формировать жилое пространство, отвечающее запросам самых разных возрастов и интересам жителей, формируя новые социальные связи. По словам застройщиков, в бюджете проекта эти траты составляют от 5 до 15%, но окупают себя с лихвой. Как к созданию общественных зон подходят петербургские девелоперы — читайте в материале РБК+ Петербург.
Точки контакта
Создание идеальных условий добрососедства — сложный процесс, требующий внимания к мелочам, подчеркивает директор по продажам федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев. «Несмотря на то, что человек — социален по своей природе, для включения в общественную жизнь необходимо создавать определенные стимулы: выделять зоны для общения соседей как на дворовой территории, так и на первых этажах домов, снижать основные риски конфликтов между соседями, а для этого создавать зоны для комфортного выгула собак, обеспечивать дома достаточным количеством парковочных мест, но при этом сохранять концепцию «двор без машин», — поясняет он.
Все эти рекреационные и общественные зоны закладываются еще на этапе разработки концепции. «Как правило, их расположение, функционал и архитектурно-планировочные решения подчинены основной идее проекта, которая, в свою очередь, произрастает из уникальных особенностей локации», — говорит директор проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург» Ирина Межейникова.
Условно все точки социального контакта в жилых проектах можно разделить на три группы: общественные, функциональные и развлекательные. «Первая — общественные пространства. Как правило, речь идет о достаточно масштабных рекреационных объектах, нередко с арт-объектами и другими локальными точками притяжения. Ко второй группе относятся зоны функционального значения — детские и спортивные площадки, плейхабы, спортивные стадионы, а также места, объединяющие людей по интересам. Яркий пример — гребной клуб «Причал’Ю» в «Юнтолово», который стал магнитом для всех петербуржцев, кто любит водные виды спорта. Третье направление — детские развлекательные и образовательные центры и т.д., если речь идет о зданиях и помещениях», — отмечает Ирина Межейникова.
В больших проектах до четверти всей территории жилого комплекса отводится под парки, скверы, площадки, рекреационные зоны, но строгих требований по площадям нет. «Девелопер сам решает, что предложить будущим жильцам, с помощью каких объектов удастся в полной мере реализовать концепцию. Например, в экорайоне «Юнтолово» мы сознательно значительно превысили обозначенный показатель», — уточняет Ирина Межейникова.
«Мы не ограничиваемся благоустройством дворов и создаем в проектах «КВС» полноценные общественные пространства для отдыха, прогулок и встреч жителей. Все они выдержаны в тематике того или иного проекта и подчеркивают его уникальность. Например, в Олимпийских кварталах «ЮгТаун» построен собственный парк отдыха «Олимпийские надежды». Он оформлен в греческой тематике и займет площадь 4,2 тыс. кв. м», — отмечает, в свою очередь, генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева.
Идеология добрососедства
Идеология добрососедства — это и наука, и искусство, уверен Сергей Зайцев. Поэтому еще на этапе проектирования необходимо оценить потребности целевой аудитории как на этапе приобретения жилья, так и в перспективе 3-5 лет. Рассчитать возможные «точки контакта» между соседями: это могут быть соседские лаунж-зоны, коворкинги, общественные террасы, беседки. Выделить в общем пространстве дома удобные зоны для совместного досуга соседей, причем это должна быть максимально универсальная площадка, как для простого общения, так и для проведения совместных мероприятий, мастер-классов. «Такие соседские зоны — это не просто места для общения, это локации для самореализации, такая концепция одна из самых выигрышных, поскольку создает стимул для участия в общественной жизни», — добавляет он.
Со временем потребности жителей могут меняться, и это нужно вовремя отследить. «Например, в финском городке «Юттери» мы открыли второй соседский центр по соседству с первым, поскольку количество посетителей было таким, что в одном помещении всем было тесно. Собираемся открыть новый соседский центр (больший по площади), взамен нынешнего, в квартале «Окла». Мы видим, что это действительно востребованный всесезонный инструмент для создания атмосферы добрососедства, — приводит пример директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман. — Кроме того, мы смотрим за тем, какие площадки пользуются популярностью у детей и подростков, а какие – нет. Если видим, что локация пустует, реагируем. Так было в одном из дворов в «Юттери», где мы поменяли полностью наполнение одной из игровых зон — и это сразу же принесло результат».
Некоторые решения значительно трансформировались за последние 5-10 лет. «Если раньше благоустройство придомовой территории ограничивалось детской/спортивной площадкой, условными скамейками и столом для игры в шахматы, то сейчас каждое пространство девелоперы стремятся сделать многофункциональным», — говорит Ирина Межейникова. Но тут важно грамотное исполнение, чтобы зона продолжала «жить», а не бесхозно существовать, добавляет эксперт.
Меняется не только наполнение, но и размещение разных зон внутри проекта. «Например, раньше спортивные площадки устраивались прямо посреди кварталов, а теперь многие, и мы в том числе, стараемся выносить их за периметр — так удобнее жителям — меньше шума», — уточняет Ян Фельдман.
Всесезонность и функциональность
Функциональные общественные зоны будут все чаще и чаще появляться в жилых комплексах, уверена Анжелика Альшаева. «Они связаны с улучшением инфраструктуры, созданием комфортных условий для жителей, а также стимулированием культурных активностей и социального взаимодействия людей», — перечисляет причины развития тренда эксперт.
Востребованным всесезонным решением для формирования добрососедского комьюнити является соседский центр. «Это необычное пространство, которое позволит жителям проекта проявлять себя и чувствовать единение с теми, кто живет рядом, — говорит Анжелика Альшаева на примере соседского центра в Олимпийских кварталах «ЮгТаун». — В комьюнити-центре каждый может найти увлечение по душе: заниматься спортом, посещать мастер-классы, смотреть фильмы, проводить офлайн и онлайн встречи, играть в настольные игры, праздновать дни рождения или просто отдыхать от домашних забот в атмосфере добрососедства».
Создание общественных пространств составляет от 5 до 15% от стоимости проекта — в зависимости от класса жилья. «Для девелоперов такие вложения выгодны, так как уникальные общественные пространства повышают узнаваемость ЖК и стимулируют потребительский спрос», — говорит Ирина Межейникова.
Конечно, грамотное зонирование и благоустройство — это не ключевой, но важный фактор при выборе жилья, подтверждает Ян Фельдман. «Например, при выборе из нескольких примерно похожих по местоположению и цене проектов покупатель, скорее, выберет тот, где застройщик заботится о поддержании и развитии атмосферы добрососедства, — говорит он. — Речь идет не только о соседских центрах, но и взаимодействии жителей в соцсетях и совместных активностях в оффлайне: посадке деревьев, экологических акциях, праздниках, массовых гуляниях, которые проходят как при поддержке УК, так и по инициативе самих соседей».