«Есть некий связанный с людьми икс-фактор, который затрудняет изменения и препятствует развитию данной категории ИТ-продуктов. Поддержка инициативы бизнес-компаний со стороны государства, финансирование, освещение в СМИ — это маркеры культуры, которые напрямую влияют на реализацию решений по обеспечению физической безопасности. Но, к сожалению, думать об этом начинают только после какого-либо происшествия.
Дело в том, что, к примеру, кибербезопасность входит в зону интересов в первую очередь бизнеса, который готов инвестировать в развитие линейки продуктов, так что без серьезного влияния регулятора здесь можно было бы и обойтись. Физическая же безопасность была и остается прерогативой государства, хотя разработку прорывных проектов берет на себя и бизнес. Регламенты, инструкции, сертификация и прочие документы, определяющие процессы развития выдвигаемых на рынок предложений, можно назвать правильной бюрократией. Однако взаимодействие бизнеса и государства в этой сфере должно происходить просто и быстро, не создавая ненужных барьеров.
Нужно помнить, что каждое новое решение сопряжено с разработкой: нужно придумать, как это работает, написать софт, запустить в производство, протестировать и т.д. Отдельные бюджетные учреждения, разумеется, не могут позволить себе такую дорогостоящую инвестицию, а бизнес редко занимается благотворительностью. Кроме того, чтобы вывести на рынок новый продукт, технология должна быть уникальной. Если такое решение на рынке уже есть, то оно будет дешевле и бизнес меньше заработает.
Вот и получается, что как такового спроса нет. Отсюда основное препятствие — оно связано с проблемами бюджетирования. А результатами этого уже являются слабое продвижение и отсутствие инициатив на рынке.
Есть и другие нюансы. «Комфортел», к примеру, является оператором связи — это наша основная деятельность. А такие проекты, как Ballista, являются нецелевой разработкой, которая существует за счет выделения собственных средств. Есть возможность вступать в коллаборации с охранными системами, уже существующими на рынке, которые заинтересованы в расширении. Мы так и работаем, но сложность заключается именно в поиске таких партнеров.
Еще один важный аспект — стоимость компонентов. К примеру, мы за два года компонентную базу не поменяли, но стоимость ее серьезно выросла. Если на старте проекта одноплатный компьютер стоил 4 тыс. руб., то сейчас — уже 26 тыс. руб.
Кроме того, если ты разрабатываешь устройство, как в нашем случае, ориентированное на защиту от стрельбы, то, как минимум, его нужно где-то испытывать. Проект Ballista сейчас находится в стадии MVP [minimum viable product — стадия развития IT-продукта, когда он демонстрирует свою жизнеспособность], и мы активно ищем объекты для пилотирования — это непростая задача. Легально можно получить доступ к оружию в тире, но и здесь речь не идет об автоматическом оружии, хотя звуки выстрелов из него также должны детектироваться системой.
Есть и сложности с интеграцией проектов по физической безопасности. Очень простая интеграция в коммерческой сфере может быть выполнена за рабочую неделю, а в государственной сфере у нас на это уходило до полугода. Если устройство содержит какой-либо код, то он должен иметь сертификат. Без защиты должного уровня он может быть взломан, что запустит локальные сценарии, а это недопустимо. Многие ли ИТ-компании пойдут на такие долгосрочные и существенные инвестиции, возврат которых сопряжен со сложностями?
И все же напомню: такие продукты должны создаваться просто потому, что они должны быть. Ведь от этого может зависеть жизнь каждого из нас. Так что ситуацию надо исправлять. Я считаю, что это возможно. Самое сложное — изменить мышление представителей госорганов. Для этого нужно менять культуру взаимодействия, создавать программы и продвигать проекты на федеральном уровне.
При этом на культуру безопасности может повлиять не только государство. Общественные пространства, развлекательные центры, рестораны в первую очередь должны принимать меры по обеспечению защиты со своей стороны, а не делать исключительно то, что положено по соответствующим регламентам. Увы, но существенная часть массовых мероприятий мер защиты сегодня вообще не предполагает. Установили металлодетектор — и на этом успокоились. Так быть не должно. Я убежден, что необходимо признать безопасность новым конкурентным преимуществом: люди пойдут туда, где будет безопасно.
Что касается драйверов развития этого сегмента решений, то главный из них, безусловно, совокупность экономических предпосылок и технических предложений. Появление альянса, основанного на взаимных интересах, может ускорить процесс разработки, создать условия для запуска пилотных проектов, оказать должную экспертную поддержку и финансирование. Кроссотраслевое взаимодействие между правоохранительными органами и такими новаторами создаст подходящую среду.
В этом нам уже помогает освещение в СМИ, организация форумов и круглых столов, на которых мы можем знакомиться и создавать отраслевые ассоциации, аккумулирующие интересы и позиции игроков рынка. Пока таких инициатив немного, но они есть. Одна из недавних — презентация проекта на форуме «Экспотехностраж 2024». Так что я надеюсь, что в будущем каждый из нас сможет чувствовать себя в безопасности не только в собственном доме, но и за его пределами».