Одним из ведущих трендов 2022 года в сфере информационных технологий было импортозамещение. Однако гораздо более масштабным этот процесс стал именно в 2023 году, когда и ИТ-компании, и бизнес-заказчики смогли преодолеть инертность, привязанность к западным продуктам, а также финансовые и технологические трудности. Именно поэтому 2023 год продемонстрировал, насколько реальны амбиций игроков ИТ-рынка — уверены участники серии дискуссий, проведенных РБК Петербург в рамках исследования Digital Awards.
Неотвратимость замещения
Тренд на импортозамещение начался уже много лет назад, но лишь в 2022 году о нем заговорили по-настоящему громко, говорит руководитель направления WFM «НТЦ Аргус» Татьяна Кузнецова. «И все же даже в это время бизнес — как ИТ, так и реальный — был технически и материально не готов к отказу от западных продуктов. И лишь в 2023 году компании «раскачались», потому что поняли, что вендоры не вернутся и придется использовать то, что предлагает наш рынок. К тому же за это время российские поставщики зачастую кратно улучшили свои решения. Так что от 2024 года ждем взрывного роста, тем более что процесс стимулируется государством, а зарубежные решения зачастую даже обновить невозможно», — объясняет развитие ситуации Татьяна Кузнецова.
В итоге 2023 год стал годом импортозамещения, и этот тренд сохранится как минимум еще несколько лет. «Это касается и технологий, и программных решений, и оборудования, — отмечает генеральный директор NtechLab Алексей Паламарчук. — Но при этом часто забывают о замещении еще одного направления — компетенций. Ряд специалистов уехал из страны, и им пришлось искать замену. Здорово, что многие вернулись, но проблема все равно существует. И ее надо решать».
Особенно остро, по мнению эксперта, проблема замещения компетенций стоит в сфере промышленного производства, где от компетенций ИТ-специалиста, погруженного в процессы предприятия, зависит процесс цифровизации, его инновационность и эффективность. А кроме того — еще и спрос на российские ИТ-продукты.
«Наша компания — цифровой технический заказчик, ИТ-продукты — основа того, что мы делаем. Мы делали попытку перехода на отечественные продукты, но, к сожалению, пришлось мучительно откатывать все обратно. И в связи с этим мы будем использовать решения ушедшего вендора столько, сколько будет возможно, — рассказал генеральный директор компании «Айбикон» Тимур Маджитов. — Но все же тренд заметен: если говорить про легкие решения, то в этом сегменте отечественные разработчики уже добились определенных успехов и в 2023 году мы видели позитивное движение. В сегменте же комплексных тяжелых систем все не так хорошо — нужны дополнительные стимулы».
Есть, конечно, и позитивные примеры. «Для нашей компании санкционные ограничения и уход с рынка крупнейших американских и европейских ИТ-компаний открыли двери на рынок больших аналитических решений, которые раньше поставляли в крупные банки глобальные вендоры. И мы достаточно быстро довели до ума свою разработку, которую в инициативном порядке несколько лет вели на свой страх и риск, и в прошлом году заключили несколько крупных договоров на ее внедрение», — рассказал технический директор компании «Комита» Андрей Субботин.
Принуждение и поощрение
Относительно того, что может стать стимулом для более активного импортозамещения, эксперты разошлись во мнениях. Одни считают, что темпы замещения (да и перехода к импортонезависимости) зависят исключительно от российских разработчиков, другие говорят про волю государства, а третьи — про расширение рынка сбыта на дружественные страны, без которого разработки малорентабельны. Однако в целом факторы роста эксперты делят на две большие категории: принуждение и поощрения. Проще говоря, можно заставлять переходить на российские решения, а можно — создавать условия, когда это будет выгодно делать.
«Тренд на импортозамещение будет растянутым — до 2030 года точно, потому что сложные проекты делать проще, если они растянуты во времени. Как показывает практика, если нет какого-то принуждения, нет штрафов, решений регулятора, у нас начинают действительно что-то делать очень немногие. Пока импортозамещение поддерживают по-настоящему только те, кто готов взять на себя ответственность, вложиться в проектирование, — и это преимущественно крупные компании, которые могут себе позволить такую работу. Другие, пока не будет обязанности или безысходности импортозамещения, разгоняться не будут», — считает генеральный директор «СмартТурбоТех» Андрей Скатин.
«Бизнес всегда взвешивает риски и возможности. Однако одним только принуждением мало чего можно добиться — к нему должно прилагаться еще и поощрение. И мне кажется, что ИТ-отрасль как раз этим путем и идет», — говорит директор по коммуникациям ГК «Сигма» Елена Богловская.
«Мне кажется, что принуждение не сработает без каких-то дополнительных вливаний бюджета. Давайте вспомним, что капитализация крупнейшего производителя графических процессоров больше ВВП страны. Чтобы хотя бы догнать такого вендора и хоть как-то наладить выпуск собственного оборудования в этом сегменте, потребуются колоссальные инвестиции, а также множество специалистов и технологий, которых у нас сейчас попросту нет», — подчеркивает лидер команды разработки внешних сервисов сервиса доставки еды Dostaевский Максим Белоусов.
Когда размер имеет значение
Разошлись мнения и относительно того, кто должен стать флагманом импортозамещения. Среди претендентов — само государство и сфера управления, государственные и частные корпорации и стартапы. Если государству отводится роль инициатора уже упомянутых мер принуждения и поощрения, то корпорации могут быть как разработчиком, так и тестировщиком решений. Стартапы же, как наиболее гибкая структура, являются претендентом на создание наиболее прорывных решений в разрезе импортонезависимости.
Генеральный директор компании «Нетрика Медицина» Игорь Башков, к примеру, уверен, что кроме воли государства необходим и позитивный пример со стороны корпораций и предприятий госсектора. «Для того, чтобы любая компания могла без страха идти путем импортозамещения, нужны успешные внедрения отечественных ИТ-решений корпорациями. Их положительный опыт — важный сигнал для других потребителей, самих вендоров и рынка в целом. Так, несколько лет назад мы разработали для заказчиков из госсектора решение для управления на основе данных. Сегодня мы видим, что эта аналитическая платформа востребована в транспорте, энергетике, ЖКХ, образовании и других отраслях», — отмечает эксперт.
«Необходимость импортозамещения привела к тому, что внутри страны идет формирование новой линейки компаний-гигантов. Рынок консолидируется, многие игроки быстро растут. Последние годы была крайне активная финансовая поддержка проектов со стороны государства, но она не бесконечна и для продолжения роста и устойчивости отрасли крайне важно иметь доступ к широкому рынку. Поэтому важный вектор развития этих игроков — выход на международные рынки и рост внешней выручки», — добавляет директор по развитию бизнеса Nexign Максим Нартов.
Больше верит в стартапы директор по ИТ компании «Латео», член Экспертного клуба проекта Иван Козлов. «Я полтора года тестирую замещение, хотя меня к этому и не обязывают. И мне кажется, что именно такая инициатива на местах ускорит процесс. Ведь текущие проекты импортозамещения — это продажа дорожных карт и перспектив, ожидание чего-то хорошего. Пока мы этого хорошего не достигли, многим поэтому тяжело. И хочется верить, что за дело возьмется не очередной гигант с госучастием, а стартапы, которые соберут сильные команды и сделают конкурентоспособные решения. Таким образом импортозамещение пойдет не сверху, а снизу», — поясняет эксперт.
При этом не зависимо от того, каких результатов игроки рынка уже добились или кого видят знаменосцем импортозамещения, они сходятся в одном: выбранный курс верен и его стоит придерживаться.
«История показывает, что страны, которые имеют свой стек технологий, могут на нем выстроить следующую волну развития своей экономики. Если вспомним историю автопрома, то в ХХ веке те страны, где были собственные технологии производства автомобилей сумели занять лидерские позиции и долго их удерживали, тогда как Советский союз так и не вошел в число лидеров. С другой стороны, в космической и атомной отраслях стране это удалось. Сейчас происходит новый виток развития промышленности, и очень важно занимать не просто повторением, а технологическим опережением. Перспективным направлением для этого является Кubernetes, на основе которой можно строить свои продукты», — объясняет управляющий партнер компании «Флант» Александр Титов. Однако, по его мнению, пока для этого не хватает консолидации усилий, как это происходит, к примеру, в Китае, где упор сделан не на конкуренцию, а на кооперацию в развитии базовых технологий. Возможно, этот опыт мог быть нам полезен, добавляет он.
Но в любом случае эксперты ждут увеличения год к году числа проектов по импортозамещению, представленных на суд представителей индустрии в рамках исследования «РБК Петербург Digital Awards». Пиковых значений, скорее всего, дастся достигнуть ближе к 2030 году.