«В 2023 году объем рынка печатных устройств, по нашим оценкам, не продемонстрировал положительной динамики, и в 2024 году мы вряд ли увидим радикальное изменение ситуации. Сдержанные продажи прошлого года объясняются несколькими факторами. В 2022 году наблюдался резкий рост объемов ввоза оборудования из-за всеобщего беспокойства о потенциальном прекращении поставок. Это привело к взрывному росту продаж. Вскоре ажиотаж спал и в 2023 году мы увидели некоторое затаривание и падение спроса. Компании, которые занимались «челночным» ввозом, минимизировали свою активность или начали привозить оборудование под конкретные запросы заказчиков.
Изменили предпочтения и сами потребители. Если раньше они брали печатные устройства с запасом и по количеству, и по технологичности (например, по скорости печати или цветные вместо черно-белых), то в 2023 году даже крупные заказчики переключились на простые бюджетные аппараты. Цены на оборудование выросли из-за ухода из России западных вендоров, изменений договоренностей с партнерами и усложнения цепочек поставок, а переплачивать заказчики оказались не готовы.
Даже самый простой принтер — устройство недорогое, но очень сложное с технической точки зрения. При его производстве необходимо сохранить баланс цены, технологичности, качества, скорости производства, чтобы итоговый продукт получился конкурентоспособным. Поэтому российские вендоры печатного оборудования балансируют между потребностями клиентов и своими производственными возможностями.
Еще одной серьезной проблемой является ограничение для госсегмента по использованию импортного оборудования. Устранить эту проблему и простимулировать спрос могло бы внесение российских устройств в реестр Минпромторга, однако пока это невозможно, так как до сих пор не введена балльная система определения «отечественности» печатного оборудования.
О необходимости балльной системы говорится уже много лет. Однако у участников рынка, участвующих в ее разработке, существуют разные мнения относительно базовых принципов системы. В прошлом году был момент, когда, вроде бы, консенсус был достигнут, и даже назывались сроки вступления новых правил в силу, но в итоге переход на балльную систему так и не состоялся. А без нее все отечественные принтеры, даже имея статус «сделано в России», останутся недоступными для госсектора. Это серьезно ограничивает рынок сбыта печатных устройств, а как известно, нехватка рынка сбыта сдерживает темпы развития технологий и сегмента в целом.
Потребитель также испытывает сложности из-за сложившейся ситуации. Кто-то пытается продлить срок жизни уже имеющихся устройств, кто-то — переходит на покопийные контракты, т.е. оборудование остается на балансе поставщика, а выплаты зависят от количества напечатанных документов. И тот, и другой вариант многих потребителей не полностью устраивает, поэтому все и ждут балльной системы.
Тем не менее отсутствие реестра не мешает российским производителям работать. Например, все устройства, которые Fplus сейчас производит, мы продаем, и есть потенциал для увеличения объемов производства. Недавно мы выпустили новую линейку печатной техники, которая включает в себя три лазерных монохромных МФУ и два лазерных монохромных принтера с собственным программным обеспечением. Устройства собираются в России. В течение года мы также собираемся запустить производство цветных принтеров.
Как бы то ни было, в ближайшие пару лет рынок печатной техники стабилизируется, и дальше все будут развиваться в условиях нормальной конкуренции, работая над качеством и технологичностью своих продуктов».