Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Время на замещение

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Поставщики ИТ-рынка и бизнес-потребители в 2023 году осознали, что справиться с импортозамещением за пару лет не получится, но решение некоторых вопросов можно ускорить

Российскому рынку программного обеспечения и высокотехнологичного оборудования традиционно не хватает инвестиций, рынка сбыта и квалифицированных кадров. Но самый большой дефицит — это время. Оно необходимо и разработчикам, и производителям, и клиентам, чтобы импортозамещение состоялось. Участники дискуссии, организованной РБК Петербург, уверены: для большинства сегментов ИТ-отрасли речь идет не об одном или двух годах, а о периоде в 5-7, а то и 10 лет. О том, почему так происходит и как можно ускорить импортозамещение — рассказали участники отрасли.

Надежды vs реальность

Опыт ИТ-компаний свидетельствует, что на импортозамещение требуется гораздо больше времени, чем предполагалось изначально. «В 2023 году мы возлагали большие надежды на наше ИТ-подразделение, которое занимается разработкой. И именно в прошлом году мы поняли, что надежды на короткие сроки вывода нашего решения на рынок не оправдались. Мы были уверены, что молодость, компетенции и понимание потребностей рынка позволят нам сделать все быстро. Однако так не получается: как ты ни стараешься ускорить, доведение продукта до готовности к внедрению — действительно достаточно длительный процесс, пропустить его этапы никак нельзя», — говорит заместитель генерального директора компании «Комфортел» Татьяна Пыч. Сдаваться в компании не намерены: в итоге выпустить решение планируется в 2024 году, а параллельно идут разработки еще одного продукта.

Татьяна Пыч, «Комфортел»
Татьяна Пыч, «Комфортел» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Потребитель такие временные нюансы разработки не всегда учитывает. Особенно это заметно сейчас, когда в русле импортозамещения бизнес приходит к отечественному вендору с запросом на полный аналог, соответствующий и по характеристикам, и по функциям зарубежному решению. В этом случае потребителя ждет разочарование.

«К примеру, я как технический специалист точно знаю, что зарубежный производитель разрабатывал программно-аппаратную функцию 6 лет, потом она еще дозревала, собрала ошибки, корректировалась — суммарно до вывода ее на рынок как эталонного продукта прошло 8 лет. А вы хотите его получить через полгода? Это невозможно. Касается это и телеком— оборудования. Идеальный коммутатор надо не только разработать и произвести — он как модель еще должен наработать миллионы часов. И мы сократить этот этап никак не сможем — придется ждать», — отметил коммерческий директор Fplus Сергей Трюхан.

Сергей Трюхан, Fplus
Сергей Трюхан, Fplus (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

При этом необходимо понимать, что для многих компаний поиск российских аналогов ПО стал естественным ответом на быстрый уход западных вендоров, который в моменте создавал определенные сложности для устойчивого развития процесса цифровизации. «Сегодня наши ожидания связаны с российскими производителями систем автоматизированного проектирования (САПР)  — кто-то из них продвинулся вперед больше, кто-то в меньшей степени, но в итоге разработки отечественных компаний позволили нам сохранить производительность труда как минимум на прежнем уровне. Такой позитивный результат является итогом гибкого подхода Группы «Эталон» к решению вопросов, который заключается в развитии собственных ИТ-решений, а также активном использовании цифровых продуктов российских разработчиков», — рассказал директор департамента технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков.

Роман Тарасенков, Группа «Эталон»
Роман Тарасенков, Группа «Эталон» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Осложняется ситуация и тем, что, почувствовав за импортозамещением деньги, каждый из отечественных вендоров захотел вывести на рынок собственный продукт. В результате появилось несколько десятков производителей реестровой вычислительной техники, десятки офисных приложений, более пяти производителей СХД. Большинство участников дискуссии считает это чрезмерным для ограниченного рынка сбыта — России. Выживут в таких условиях, разумеется, не все. Так что в перспективе, считают эксперты, нас ждет укрупнение.

Выжидательная позиция

Разумеется, далеко не все потребители спешили. Заметной была категория выжидающих — именно на нее сетовали представители ИТ-индустрии в 2022 году. Тогда ряд компаний даже не смотрел в сторону российских решений, надеясь на возвращение зарубежных вендоров или по другим причинам. Ожидания рынка были связаны с тем, что уж в 2023 году такая категория бизнес-пользователей если не исчезнет полностью, то сократится до минимума.

О таком опыте рассказал директор департамента разработки Deckhouse компании «Флант» Константин Аксенов: «Мы разрабатывали свой флагманский продукт 6 лет, то есть мы не из тех, кто побежал срочно заменять ушедших вендоров. У нас с 2021 года были внедрения. Но в 2022 году мы часто слышали от потенциальных клиентов о том, что надо подождать, что контейнеры — это не первоочередная задача, сначала надо выбрать операционную систему, потом — систему виртуализации, затем — разобраться с железом. Вот только потом уже можно будет думать про контейнеры». По словам Аксенова, так и случилось: в 2023 году — особенно ближе к его завершению — появилось много компаний, у которых наконец-то дошли руки и до решений такого класса.

Константин Аксенов, «Флант»
Константин Аксенов, «Флант» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

И все же у многих ИТ-производителей иной опыт. «В 2023 году мы столкнулись с тем, что многие клиенты хотели как можно дольше использовать те решения, что внедрили ранее. Причина была в том, что качество того импортозамещающего софта и железа не всегда вызывало удовлетворенность у клиентов», — отметил директор департамента регионального развития бизнеса ГК «Солар» Вадим Меркулов.

Вадим Меркулов, ГК «Солар»
Вадим Меркулов, ГК «Солар» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Таким образом, по словам эксперта, выжидательная позиция у бизнеса сохранилась, но сменились ее предпосылки: импортозамещать они готовы, но только после того, как накопится критическая масса успешных примеров использования нужных им продуктов. А на это опять-таки необходимо время.

Фактор ускорения

К слову, часть «ждунов» будет вынуждена изменить подход — речь идет про те предприятия, которые попадают под действие решений регулятора. «Мы в этом году ждем ажиотажного спроса на наши продукты, потому что 1 января 2025 года — это последний день существования импортных продуктов в критической информационной инфраструктуре», — объясняет заместитель генерального директора Группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов.

Рустэм Хайретдинов, Группа компаний «Гарда»
Рустэм Хайретдинов, Группа компаний «Гарда» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Уже с 1 января 2025 года организации, подпадающие под действие указа президента РФ № 250, должны перейти на отечественные ИБ и ИТ-решения. Поскольку ряд компаний начал процесс импортозамещения только недавно, им придется очень сильно потрудиться, чтобы успеть в срок, поэтому в 2024 году стоит ожидать роста объемов российского рынка. Этому также поспособствуют санкции, которые делают параллельный импорт все более сложным: не исключено, что компании, которые не попадают под указ № 250, также начнут постепенно менять иностранные решения на российские — по крайней мере, в наиболее критичных сегментах своей ИТ-инфраструктуры», — объясняет коммерческий директор компании «Код Безопасности» Федор Дбар.

Федор Дбар, «Код Безопасности»
Федор Дбар, «Код Безопасности» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Компании к этому готовятся. «Мы ждем получения сертификатов на наши новые программно-аппаратные продукты, чтобы их могли внедрять государственные органы — там эти решения очень ждут в связи с требованиями регулятора», — объясняет Вадим Меркулов.

Планы и прогнозы

В будущее всех остальных сегментов, не связанных с требованиями к КИИ, участники дискуссии также смотрят с нескрываемым оптимизмом.

Сергей Трюхан уверен: «Колоссальный спрос на ИТ-продукты приводит к соответствующему росту спроса на продукты вычислительной техники. В этой новой реальности, как производитель, мы переходим от реактивного способа развития, когда мы лишь закрывали появившиеся дыры в инфраструктуре и базовые потребности, к проактивному. Т.е. фактически будем формировать собственные стратегии, без оглядки на ушедших партнеров».

Заместитель генерального директора по техническим вопросам «Арман» Вартан Минасян надеется на увеличение доли локального производимого оборудования, повышение доли в ассортименте компании собственно российской продукции и снижения зависимости от внешних поставщиков во всех компонентах. «Также мы надеемся, что у наших клиентов — промышленных предприятий увеличится количество сложных комплексных проектов, в которых будет идти речь не только про системы связи, но и про системы комплексной безопасности, в том числе, конечно, с применением современных технологий искусственного интеллекта».

Вартан Минасян, «Арман»
Вартан Минасян, «Арман» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Коммерческий директор Nexign Сергей Карпов заметил, что пока относительно медленно идет импортозамещение сложных ИТ-систем. «Для вендора это обусловлено высокой стоимостью разработки, необходимостью высококвалифицированных специалистов и определенными рисками. Нивелировать ситуацию помогает более широкий взгляд на рынок. Для своих решений, которые изначально разрабатывались для телеком-рынка, мы видим перспективу применения и в других отраслях экономики. При этом принципы гибкости и модульности являются главными драйверами кросс-индустриального обмена такими технологиями», — объяснил эксперт.

Сергей Карпов, Nexign
Сергей Карпов, Nexign (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Мы видим большой спрос, поэтому рассчитываем на серьезный рост бизнеса, а также на волне тренда консолидации мы надеемся приобрести новые активы», — говорит генеральный директор компании ITentika Иван Кожевников.

Иван Кожевников, ITentika
Иван Кожевников, ITentika (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Ряд ожиданий связан с удовлетворением самых насущных потребностей, которые есть сейчас у ИТ и телеком-бизнеса. Татьяна Пыч, например, хотела бы какой-то реакции на нехватку стойко-мест в ЦОДах — преимущественно за пределами столицы, где сосредоточена большая часть дата-мощностей.

Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов проблему подтверждает: он рассказал, что места в дата-центре компании в Петербурге разлетаются как горячие пирожки. Именно поэтому в 2024 году компания надеется завершить строительство второй очереди ЦОДа.

Александр Логинов, «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Александр Логинов, «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Важным остается вопрос регулирования. «Мы как оператор связи ждем от нашего профильного министерства каких-то решений и законов, которые помогут нам работать, а не будут усложнять нам жизнь. Этот год был тяжелым, но мы выполнили все требования. Теперь давайте попробуем сделать для отрасли что-то полезное», — говорит генеральный директор «еТелеком» Наталья Лукина.

Наталья Лукина, «еТелеком»
Наталья Лукина, «еТелеком» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Согласен с такой позицией и заместитель генерального директора «Обит» по стратегическим проектам Михаил Телегин: «Мы ждем, что нам будут не спускать требования, а помогать. Мы, конечно, не слишком на это рассчитываем, но были бы признательны».

Михаил Телегин, «Обит»
Михаил Телегин, «Обит» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Также отрасль ждет новые кадры. «На рынке мало ребят, но при этом очень хотелось бы, чтобы обучающие компании перестали формировать завышенные ожидания у слушателей. После трехмесячных курсов на зарплату в 200 тыс. руб. рассчитывать точно не стоит», — заключил он.

Содержание
Закрыть