От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Теперь появилась красная кнопка, которая позволяет отключить интернет»

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров — об опасениях и сбывшихся прогнозах телекома за прошедший год и о том, как меняется конкурентная среда

Российские пользователи привыкли к высокому качеству телеком-сервисов, высокоскоростному доступу в интернет — причем как на массовом рынке, так и в бизнес-сегменте. При наращивании цифровизации это становится критичным. Поэтому неудивительны опасения относительно будущего телеком-сетей, которые построены были преимущественно на оборудовании зарубежных вендоров, покинувших рынок. О том, что происходит с качеством связи, российским оборудованием и отказоустойчивостью сетей — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров.

Когда прогнозы сбываются

— В 2022 году многие эксперты предрекали проблемы для телеком-отрасли и ее клиентов. Какие из рисков «сыграли» в 2023 году?

— Большая часть опасений 2022 года не случилась. Параллельный импорт в принципе работает. Более того, примерно для 2/3 ушедших из России вендоров есть отечественные аналоги — и некоторые из них даже вполне приличные. Я серьезно готов утверждать, что российские поставщики оборудования уровня коммутации за последние 10 лет качественно выросли. Да, наверное, оно все равно еще оставляет желать лучшего, но уровень поддержки стал выше, количество багов — существенно ниже. Так что, хоть мы и боялись, коллапс не произошел. Это касается рынка фиксированной связи — в мобильных сетях ситуация несколько хуже. Тут оправдался мой прогноз: я предрекал каннибализацию мобильного трафика фиксированным — это мы в итоге и видим.

— А почему фиксированные операторы оказались более защищенными, чем мобильные?

— Потому что вендоров, которые производят оборудование для фиксированных сетей, гораздо больше, чем производящих оборудование для сотовых сетей. Т.е. нам технологически проще строить и модернизировать сети в текущих условиях. Возможно, какое-то разнообразие есть и в этом сегменте, но каких-то приемлемых решений в мобильной связи пока немного. Да, нам тоже пришлось что-то импортозаместить, но на качестве для конечных пользователей это не отразилось. А как обстоят дела с качеством сотовой связи, знает каждый абонент.

Красная кнопка

— И все же потерю работоспособности некоторых сервисов — тех же мессенджеров и соцсетей фиксируют пользователи и сотовых, и фиксированных сетей…

— Эта проблема имеет другие корни. Она связана с ТСПУ — техническими средствами противодействия угрозам, установленными на узлах связи в соответствии с требованиями регулятора. Уже было много инцидентов и впереди их будет еще больше. Схема, которая реализована для так называемого противодействия угрозам, затрагивает весь спектр потребителей, а сама архитектура работает, мягко говоря, криво. То есть теперь появилась красная кнопка, которая позволяет отключить интернет или «сломать» его. Это делалось для того, чтобы можно было отключать какие-то сегменты или какие-то конкретные протоколы, сервисы. Но именно это приводит к настоящим аварийным ситуациям — это следствие как организации этой архитектуры, так и ее эксплуатации.

Схема, которая реализована для так называемого противодействия угрозам, затрагивает весь спектр потребителей, а сама архитектура работает, мягко говоря, криво. То есть теперь появилась красная кнопка, которая позволяет отключить интернет или «сломать» его.

— Можно ли этого избежать?

— От этого никуда не деться: ТСПУ теперь — неотъемлемая составляющая всей нашей сети связи и наша общая боль. Возможно, все было бы гораздо спокойнее и незаметнее для пользователей, если бы коллеги из госорганов при эксплуатации своих средств ТСПУ опирались на подходы, которые используют связисты, когда работают с оборудованием на границе сети. Ведь это место, где аккумулируется весь наш трафик, оно самое чувствительное, именно поэтому работы обычно проводят в часы наименьшей нагрузки — в 3 ночи или в 5 утра понедельника, а не в разгар рабочего дня. Бескультурье, отсутствие нормальных регламентов и понимания, чем эти люди управляют, приводит к тому, что у всей страны перестают работать те или иные сервисы.

Так что если пользователи — и на бизнес-рынке, и в массовом сегменте — потеряли в качестве связи на фиксированных сетях, то произошло это отнюдь не из-за санкций, не из-за импортозамещения и недостаточной модернизации. Причина исключительно в появлении нового элемента на всех сетях.

— Но при этом операторы находятся в равных условиях в отношении развития сетей и их отказоустойчивости?

— Да — с одной стороны. А с другой, отчасти это некое конкурентное преимущество, потому что те, кто может найти и поставить в необходимом объеме нужное им оборудование, технологически получают преимущество с точки зрения емкости сети, отказоустойчивости — но это не спасет от проблем с ТСПУ, он некий великий уравнитель.

— За счет чего же тогда конкурировать, если не за счет качества связи? Цены уже давно у всех примерно на одном уровне.

— Самыми главными конкурентными преимуществами, на мой взгляд, является культура — инженерная, управленческая, человеческая и культура производства работ. У нас у всех примерно одинаково построены сети, но гораздо надежнее работают те, где есть не только написанные регламенты, но и культура их эксплуатации. Если посмотреть на природу инцидентов на сети — 80-90% обусловлены человеческим фактором. Исключить подавляющее большинство аварий можно, обучаясь на предыдущих ошибках и выстраивая техрегламенты. Так что еще одним конкурентным преимуществом является человеческий капитал компании.

— А как же SLA? Он не важен?

— SLA [Service Level Agreement — соглашение об уровне обслуживания], безусловно, зависит и от архитектуры, и от поставок оборудования. Но его нельзя будет выдержать без людей — отобранных, обученных, выращенных в компании инженеров, управленцев, принимающих решение, как устроить архитектуру и как ее эксплуатировать. SLA — это не следствие того, что мы оборудования больше закупили или выбрали его лучше, чем конкуренты. Это следствие того, что те самые человеки разработали архитектуру, а когда случились какие-то аварии, не только что-то исправили, но и сделали выводы на будущее. Поэтому взять на себя SLA высокого уровня — это не безудержная смелость, а продуманное решение.

Прививка пессимизма

— Как вы оцениваете вероятность ухудшения состояния сетей и снижения качества в среднесрочной перспективе?

— Мы будем глобально проигрывать и начинаем проигрывать уже сейчас — это видно по отчетам SpeedTest, данным аналитиков. Причина в том, что у нас ограничен доступ к более производительному высокотехнологичному оборудованию, государственное давление на отрасль растет и тенденции к его сокращению нет. Все это экономически давит на возможность модернизации, инвестиции в развитие сети. К тому же доступ к базовой инфраструктуре для развития сетей связи дорожает. Есть много факторов, которые давят на экономику операторов связи. Но даже на фоне этого у нас нет катастрофы — по крайней мере пока. Накопительно отставание будет нарастать, а существующее сейчас преимущество — разрушаться.

Есть много факторов, которые давят на экономику операторов связи. Но даже на фоне этого у нас нет катастрофы — по крайней мере пока. Накопительно отставание будет нарастать, а существующее сейчас преимущество — разрушаться.

— С учетом такого прогноза планируете ли вы менять SLA?

— Нет, он останется на прежнем уровне — мы работаем с бизнес-сегментом, который очень чувствителен к качеству и отказоустойчивости. Возможно, мы SLA несколько расширим, сделаем несколько разных уровней обслуживания, но это не сегодня и не завтра. Мы постараемся максимально долго не заниматься экстренным импортозамещением.

Проект на выдержке

— Рынок дата-центров тоже испытывал давление после ухода западный вендоров. Между тем вы планировали запуск собственного ЦОДа. Проект реализуется?

— Он до сих пор находится в стадии проработки технического задания и поиска инвесторов. Этот проект по деньгам для нас тяжелый, для инвесторов при такой ключевой ставке тоже. Инвестор, с которым мы рассчитывали запустить проект, пока воздерживается от вложений. Другие инвесторы, с которыми мы ведем переговоры, оголтело в проект не бросаются по понятным причинам. Да, при ключевой ставке 16% и перспективах ее дальнейшего роста мы просто экономически не можем показать желаемых результатов. Можно, конечно, финмодель подтянуть к ожиданиям, показать красивые 5 лет окупаемости, но так как мы сами выступаем в этом проекте инвесторами, то объективно понимаем, что это невозможно. Реальная картина гораздо скромнее.

Можно, конечно, финмодель подтянуть к ожиданиям, показать красивые 5 лет окупаемости, но так как мы сами выступаем в этом проекте инвесторами, то объективно понимаем, что это невозможно. Реальная картина гораздо скромнее.

— Это значит, что вы от проекта отказались?

— От проекта мы точно не отказались. Просто подход к тяжелой штанге требует подготовки — мы пока не готовы. Даже с учетом того, что «Комфортел» — не закредитованная компания, серьезный инвестпроект на несколько миллиардов не запускается без проработки. У нас нет задачи вложиться хоть куда-нибудь, мы хотим построить ЦОД, который будет жемчужиной в короне дата-инфраструктуры Петербурга. Для того, чтобы это реализовать, нужно, чтобы сложилось все — и техническое решение, и команда инвесторов, и экономика.

— А проблемы с поставками оборудования критичны, влияют на планы?

— Да, безусловно, влияют. Мы начали работать над проектом в 2022 году. Мы видели риски и не спешили, очень тщательно продумывали техническое задание. У нас было несколько разных инженерных мнений, потому что надо было выбрать такое техническое решение, которое даже в условиях гораздо более жестоких санкций можно было реализовать. У нас был в какой-то степени апокалиптический сценарий. И поэтому мы не боимся, что его нельзя будет реализовать, он предполагает и возможность замены элементов на отечественные аналоги. Хотя мы все-таки будем стараться реализовать проект, исходя не из степени «отечественности» решений, а в соответствии с задачами функциональности и надежности, которые закладывались при проектировании. Пока отечественные представители, как правило, по этим параметрам проигрывают.

— Т.е. отказываться от чего-то инновационного и современного в этом проекте вы не планируете — несмотря на санкции?

— Почему же? Мы, к примеру, отказались от некоторых модно-экологичных решений фрикулинга, потому что это существенно сужает пул поставщиков. Наш инженерный скептицизм привел к тому, что у нас будет простое решение, но реализуемое и надежное.

Рыночный расклад Только ленивый не заработал: как прошел 2023 год для ИТ-рынка
Содержание
Закрыть