Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Зима тревоги нашей

Фото: Александр Артеменков/PhotoXPress.ru
Фото: Александр Артеменков/PhotoXPress.ru
Для предотвращения полного коллапса в российском ЖКХ необходимы триллионы рублей на обновление теплотрасс. Без внебюджетных средств задача неразрешима — нужно добиваться, чтобы в отрасль пришли частные инвесторы

Зима 2023-2024 гг. надолго запомнится российским коммунальщиками — с проблемами такого масштаба они не сталкивались последние 20 лет. В середине декабря из-за аварии в котельной чрезвычайная ситуация была объявлена в подмосковной Электростали. Затем аномальные январские морозы спровоцировали серию прорывов в теплосетях окружающих столицу городов — от Химок до Наро-Фоминска. Самым резонансным стал коммунальный коллапс в Подольске, оставивший на неделю без отопления почти 40 тыс. жителей. Принятое решение о национализации Климовского патронного завода, которому принадлежала сломавшаяся котельная, возможно, является простым, быстрым и локальным. Но проблема носит системный характер. Этой зимой крупные аварии были в Липецке, Курске, Тамбове, Владимире. Десятки домов оставались без тепла в Тюмени, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске, Нижегородской области. В конце января новосибирский губернатор Андрей Травников ввел режим ЧС в двух районах города, где без тепла оставались около полутысячи домов.

Аварийность зашкаливает

Накрывший страну «девятый вал» аварий ЖКХ был прогнозируем. Еще в 2020 году специалисты отмечали, что уровень надежности работы инженерных коммуникаций в России в десятки раз ниже, чем в европейских странах. Как отмечено в статье Российского научного общества анализа рисков в 2020 году, в тот момент на 100 км трубопроводов в системе коммунального хозяйства РФ приходилось 70-80 аварий в год против 2-2,5 в странах Европы. В целом по стране аварийность медленно, но снижалась: если в 2016 году, по данным Росстата, на теплосетях было зафиксировано почти 4,3 тыс. аварий, то в 2018-м — менее 3,9 тыс., а в 2022-м — 3,66 тыс. Но картина неоднородна — в некоторых регионах с 2018 по 2022 годы число поломок в системе теплоснабжения возросло в разы. По этому показателю лидируют Нижегородская (+372 случая), Кировская (+332) и Свердловская (+133) области, Кабардино-Балкария (+98), а также Республика Карелия (+86).

Зима тревоги нашей

«Когда в середине 2000-х были введены предельные индексы для повышения тарифов, привязанные к прогнозам инфляции, то регионы с высокой базой, а также те, где муниципалитеты или региональный бюджет могли помогать предприятиям ЖКХ, оказались в более выигрышном положении, — пояснил редакции «РБК регионы» эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. — В остальных же субъектах федерации недофинансирование модернизации ЖКХ оказалось очень серьезным». Как он добавляет, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень за 20 лет значительно улучшили свои коммунальные системы, тогда как в других регионах движение в сторону роста износа и аварийности продолжалось все последние годы.

Сегодня, по данным Росстата, требуют замены примерно 30% из 167 тыс. км российских теплосетей. И если в благополучной Москве степень износа коммуникаций оценивается в 1,3%, то на другом полюсе оказались Липецкая область, Северная Осетия-Алания, где заменить необходимо почти 60% сетей, а, например, в Севастополе этот показатель превышает 90%.

Зима тревоги нашей

Сколько денег не хватает?

Ежегодно в РФ приходят в негодность около 3% от общей протяженности теплосетей, а заменить на новые удается только 1-2%. Причина — в тотальном недофинансировании. «В 2022 году предприятия сектора проинвестировали 193 млрд руб., при потребности, оцениваемой Минэнерго еще в 2019 году в 400 млрд руб. Таким образом, сейчас сектор недофинансирован на 50%. Но это среднее значение по стране. В Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области теплоснабжение получает значительные инвестиции, а в других регионах недофинансирование достигает 60–70%», — говорит Сергей Кондратьев.

3% российских теплосетей в год приходят в негодность, а заменить удается вдвое меньше

В модернизацию коммунальной инфраструктуры страны, по оценке Минстроя РФ, до 2030 г. необходимо вложить 5,3 трлн руб., из которых 4 трлн. — в обновление теплосетей. Это позволит менять 4-5% теплотрасс в год и опередить их ветшание. «Понятно, что бюджетом эту потребность не закрыть. Без привлечения частных инвесторов решение всех задач по модернизации коммунальной инфраструктуры не представляется возможным», — сказал заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько на Международном форуме «Российская энергетическая неделя» в октябре 2023 года.

5,3 трлн руб. необходимо вложить в модернизацию коммунальной инфраструктуры страны до 2030 г.

Бизнес, приходи!

«В условиях бюджетной ограниченности сегодня практически не осталось средств на поддержку капитальных вложений. Видимо, наступает момент, когда субсидировать нужно только ставку. Если все средства, которые есть у государства, направить на это, то можно в 10 раз увеличить количество средств, которые придут с рынка и на возвратных проектах позволят модернизировать существующую инфраструктуру. Льготное банковское кредитование с субсидированием ставки за счет средств Фонда развития территорий позволит привлечь дополнительные инвестиции для модернизации коммунальной инфраструктуры», — предлагает выход Александр Вилесов, генеральный директор «Т плюс» (компания занимает 8% на рынке теплоснабжения страны и работает в 16 регионах, участвуя, в том числе, в концессионных проектах).

Пока бизнес не спешит в партнерство с государством: по данным Минстроя, на конец 2023 года в теплоэнергетике заключено концессионных соглашений на 830 млрд руб. при потребности 2 трлн руб. Ключевое препятствие — вопрос тарифов, не обеспечивающих окупаемость проектов. «Все тяжелее становится работать в плане заключения концессионных соглашений, потому что тарифная база зачастую бывает занижена, и достаточно большой объем капитальных вложений, который окупается достаточно большое количество времени. Поэтому сложно зафиксировать финансовую модель без платы концедента, которая смогла бы привести систему теплоснабжения в порядок», — поясняет Артем Волокнин, министр ЖКХ и благоустройства Пермского края, где заключено 63 концессионных соглашения на 12 млрд руб.

В Республике Татарстан, где на сегодняшний 414 объектов теплоснабжения обслуживаются по концессионным соглашениям, помимо тарифных ограничений, называют еще ряд причин низкой инвестиционной активности в ЖКХ. Это наличие «бесхозяйных» объектов, отсутствие правоустанавливающих документов на них, нехватка средств в бюджетах районов для проведения технического обследования коммунальных объектов. Кроме того, причинами низкой инвестиционной активности в отрасли являются высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры, особенно в сельских населенных пунктах и, как следствие, увеличение расходов на текущее содержание и ремонт. «Деятельность по оказанию коммунальных услуг в небольших городах и сельских поселениях ввиду малых объемов реализации и низкой платежеспособности основного потребителя коммунальных услуг — населения — мало привлекательна для инвесторов», — заключает первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Алексей Фролов.

В качестве рецепта Минстрой и специалисты все чаще говорят о необходимости установления долгосрочной тарифной политики вместо ежегодного пересмотра тарифов и о неизбежности их повышения до экономически обоснованного уровня. Для снижения социальной остроты вопроса предлагается вместо компенсации из бюджетов выпадающих доходов концессионеров направлять целевую помощь гражданам, нуждающимся в господдержке.

Децентрализация и эффективные технологии

Пересмотр тарифной политики — необходимое, но недостаточное условие для вовлечения бизнеса в модернизацию инфраструктуры ЖКХ. «Заплатив эти деньги, потребитель получит обновленную «жесткую» централизованную систему теплоснабжения со значительными нормативными потерями (ведь дома часто удалены от источников тепла), высоким расходом тепла, потому что потребитель не может изменить потребление, и дорогим резервированием, то есть необходимостью строить дублирующие мощности для таких больших систем. И через 20 лет столкнется с теми же проблемами», — поясняет Сергей Кондратьев. При этом эксперт отмечает, что альтернативный путь — строительство полностью децентрализованной системы, как это сделали страны Восточной Европы, — вряд ли доступен в настоящий момент в силу высокой стоимости.

Взятый в советское время курс на централизацию привел к созданию протяженных систем теплоснабжения, потери при передаче тепла в которых в условиях недофинансирования и высокого износа заметно выросли, а ситуация в целом усугубляется отсутствием условий для энергоэффективного потребления в конечных объектах. «С этой точки зрения децентрализация и создание таких «кустов», небольших тепловых пунктов — для конкретного микрорайона или даже конкретного дома — это решение, которое реализовано во многих новых ЖК и часто позволяет им экономить средства — за счет исключения потерь тепла во время транспортировки, экономии средств на обслуживании теплосетей. Во многих случаях децентрализация может принести пользу, но она должна идти в комплексе с мероприятиями по повышению энергоэффетивности», — говорит Сергей Кондратьев.

В прошлом году Счетная палата РФ провела инструментальное исследование по теплопотреблению и энергоэффективности по нескольким регионам, и пришла к выводу, что потенциал сокращения энергопотребления составляет порядка 50-60%. «Есть отдельные территории, которые об этом думают. Например, в Татарстане сначала проводится вся работа, связанная не только с энергоэффективностью домов, но и с организацией индивидуальных тепловых пунктов домов, и за счет этой 30-40-процентной экономии проводится модернизация систем теплоснабжения уже на совершенно других основаниях. Знаю, что крупные концессионеры, которые системно работают со своими городами, идут ровно этим же направлением», — отметила аудитор Счетной палаты Наталья Трунова на «Российской энергетической неделе».

50-60% составляет потенциал сокращения энергопотребления по стране, по заключению Счетной палаты РФ

Но в целом по стране, по оценке Минстроя, в повышение энергоэффективности теплоснабжения необходимо вложить еще 1 трлн руб. до 2030 года, которые также желательно привлечь из внебюджетных источников.

По лекалу аварийного жилья

Несмотря на коммунальные катастрофы уходящей зимы, в запасе у властей есть как минимум несколько лет, чтобы запустить процесс модернизации и реконструкции теплосистемы. «Сложность в том, что федерации и регионам необходимо договориться «на входе», что делать. И это непросто в условиях текущих бюджетных ограничений. Возможно, правильное решение — внедрить механизм, по аналогии с уже запущенным для расселения аварийного жилого фонда: когда регионы могут, взяв на себя обязательства по софинансированию, получать целевую поддержку из федерального бюджета или от специально созданного фонда», — предлагает Сергей Кондратьев.

И только после того, как стратегия будет определена, а тарифная политика приведена в соответствие с текущей ситуацией, можно будет говорить о привлечении частных инвестиций, заключает эксперт.

Решения Динамический дизайн: как российский бизнес переживает неопределенность
Скачать Содержание
Закрыть