«Застройщики строят очень многое. Детские сады и школы, спортивные площадки и комплексы, благоустраивают набережные и скверы, прокладывают внутриквартальные дороги и проезды и даже участвуют в улучшении имеющейся дорожной инфраструктуры. Также можно вспомнить примеры, когда застройщикам вменялась соцнагрзука с реализацией в соседних микрорайонах — дом строится в одной локации, и в ней все хорошо с социнфраструктурой, но в соседней требует обновления общественный стадион. И застройщик это делает по согласованию с градкомиссией.
Новая инфраструктура строится всегда по актуальным требованиям. Например, в 2022 году президент поручил включить плавание в систему образования. Это, очевидно, меняет требования к инфраструктуре. Если раньше школы и детские сады с бассейнами строились не так часто, то теперь практически все должны быть оснащены водными объектами. У нас, например, в проекте Plus Пулковский — большой квартальной застройки на Пулковском шоссе — детские сады и школы оснащаются даже несколькими бассейнами.
У девелоперов пока нет выбора. В Петербурге невозможно строить жилую недвижимость без социальных обременений. Государство само готово финансировать не все, поэтому затраты перекладываются на проекты жилого строительства. Чем масштабнее проекты, тем больше совокупная нагрузка.
В Петербурге невозможно строить жилую недвижимость без социальных обременений. Государство само готово финансировать не все, поэтому затраты перекладываются на проекты жилого строительства
Из того, что мы бы хотели увидеть от города, на первом месте, разумеется, метро, а также легкий рельсовый транспорт, которому внимания уделяется мало. После транспорта, на втором месте, идут общественные зоны. Они появляются, но пока их в Петербурге все еще не хватает, имеющиеся перегружены. Кроме того, между ними обычно нет удобных пешеходных связей. В этом плане есть чему поучиться у Москвы, где можно пройти пешком или проехать на средствах индивидуальной мобильности большие расстояния, перемещаясь между общественными пространствами и в их рамках.
Индивидуальная мобильность также является из категории, требующей внимания. Велосипедные дороги прекрасно работают круглогодично. Все уже придумано и опробовано в Северной Европе, можно брать и адаптировать эти решения. На велосипеды, конечно, все жители не пересядут. Но реальное потенциальное количество участников такого вида движения, полагаю, городские власти удивит».