Несмотря на вызовы, которые вставали на пути развития логистической отрасли в последние несколько лет, сфера динамично развивается. За первое полугодие 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки по России увеличился на 61%, только в мае и июне — вдвое в годовом выражении. Аналитики консалтинговой компании Strategy Partners пришли к выводу, что объем рынка грузовых автоперевозок России в 2030 году достигнет 3 трлн руб., что почти на 40% больше, чем по итогам прошлого года. Что изменилось в самой отрасли за этот год и какие приоритеты стоят перед перевозчиками — в интервью РБК+ Петербург рассказал исполнительный директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров.
Трансформация отрасли
— Как бы Вы охарактеризовали 2023 год для транспортной отрасли России?
— Этот год стал для отрасли трансформационным, однако логистические процессы модернизируются не первый год — предпосылкой для перемен стала пандемия коронавируса еще в 2020. В прошлом году произошли известные события и наметились новые векторы для дальнейшей деятельности и изменений, а в этом году мы наблюдаем полномасштабную трансформацию как бизнеса, так и транспортно-логистической отрасли, так как логистика — это кровеносная система предпринимательской деятельности в частности и экономики страны — в целом.
— В чем выражается эта трансформация?
— Суть изменений логистики сегодня — оптимизация издержек и повышение эффективности каждого бизнес-процесса. Это связано с тем, что цены на транспорт, на запчасти и горюче-смазочные материалы выросли в разы. Поэтому все процессы необходимо перестроить с целью сокращения затрат и для повышения общей производительности. Этого вектора придерживаются все транспортные компании: федеральные, локальные, выполняющие межрегиональные и внутригородские перевозки.
— Видите ли вы рост спроса на внутренние перевозки в регионах?
— Рост спроса наблюдается, и он объективен, потому что изменилась вся цепочка поставок. Большинство производств сейчас сконцентрировано внутри страны, соответственно, требуется внутренняя локализация и логистических процессов — для обеспечения бизнеса и поддержания его работоспобности. Да, многие компании выстраивают взаимодействие с азиатскими странами, однако, без качественной и полноценной логистики внутри регионов не будут эффективно функционировать новые междугородние маршруты и даже международные транспортные коридоры.
Мы наблюдаем рост спроса именно на локальные перевозки: сегодня количество внутригородских заказов увеличилось на 15-20%. В целом, в 2023 году в большей степени наблюдается повышение стоимости логистических услуг в среднем на 40-45%. Это обусловлено в том числе ростом издержек на транспортном рынке.
Оптимизация логистики
— Рассматриваете ли вы для себя в таких условиях выход в новые ниши?
— Мы активно смотрим в сторону корпоративного сегмента. Бизнес требует более кастомизированных решений, которые помогут выполнить внутрикорпоративные задачи, например, организовать офисный переезд. Одним из таких решений является транспортный аутсорсинг, то есть передача компанией своих ресурсов перевозчику в управление. Например, мы организуем процесс «под ключ» и берем на себя обязательства по экспертизе логистического сопровождения: рассчитываем себестоимость маршрута, определяем оптимальную загрузку и составляем маршрут доставки из пункта А в пункт Б. На это сегодня есть спрос.
— Какие инструменты и технологии для оптимизации логистики вы используете?
— Используем внутренние цифровые разработки. Например, сервис, который позволяет нам маршрутизировать транспорт — он ежедневно модернизируется под те задачи, которые возникают в реальном времени. Помимо этого, мы постоянно смотрим на внешние решения, ищем инструменты оптимизации и повышения эффективности. Например, CRM-системы для выполнения коммерческих функций, различные программы для улучшения деятельности контакт-центра. Внедряем решения, которые позволяют нам более эффективно маршрутизировать транспорт, вести учет себестоимости каждой машины и проведения ремонтных работ. Все эти инструменты позволяют сокращать издержки и оставаться конкурентоспособными на рынке.
— Какие еще точки снижения издержек вы видите?
— Необходимо работать с производительностью и продуктивностью каждой машины на линии. Так, с помощью ИТ-решений, а также ручного управления процессами отдела логистики и контакт-центра мы стараемся сокращать длину пробега транспорта до точки его подачи и повышать при этом частоту выполнения заказов.
— В 2023 году между Москвой и Петербургом запустили первые грузовые беспилотники. Как вы оцениваете перспективы этого направления?
— За беспилотниками будущее. Но, наверное, очень далекое будущее, даже не в среднесрочной перспективе. Помимо технологий, которые должны обеспечивать движение транспорта, много нерешенных вопросов в правовом поле, инфраструктурных замечаний. Так, дорожно-транспортная сеть должна соответствовать техническим требованиям беспилотников, грузовых, в частности, чтобы они беспрепятственно работали на каждом маршруте. А магистраль М-11 — пока одна из немногих трасс, которая позволяет двигаться беспилотному транспорту, и то с определенными ограничениями. В сегменте внутригородских перевозок мы пока далеки от идеала беспилотного движения.
Но, несмотря на эти трудности, это будущее, которое обусловлено и текущими реалиями — дефицитом кадров и транспорта, модернизацией всего логистического комплекса. Кроме того, недавно мы проводили эксперимент с электротранспортом и планируем его повторить. Мы будем следить за трендами, чтобы быть ориентиром и законодателем изменений. Но в первую очередь будем оценивать эффективность внедрения каждой новинки. Пока существующие решения по электротранспорту в отрасли требуют доработок.
За беспилотниками будущее. Но, наверное, очень далекое будущее, даже не в среднесрочной перспективе. Помимо технологий, которые должны обеспечивать движение транспорта, много нерешенных вопросов в правовом поле, инфраструктурных замечаний.
Работа с командой
— Многие компании заявляют, что квалифицированных водителей, особенно на дальние перевозки, сейчас найти все сложнее. С чем это связано?
— Тенденция нехватки персонала очевидна не только для отрасли логистики, но и для всей экономики в целом. Есть объективные причины перераспределения трудовых ресурсов на другие направления, более приоритетные для страны. Средний возраст водителей сегодня — 45-50 лет. Молодежь очень неохотно идет в сферу грузоперевозок. Это связано и с условиями труда, и с требованиями, которые сегодня диктует отрасль. Люди хотят зарабатывать на более простых и понятных вещах.
Этот дефицит мы ощущаем, особенно в крупнейших городах: в Москве нехватка водителей составляет около 15%. Также сфера испытывает недостаток квалифицированных грузчиков и специалистов ремонтных зон, которые обеспечивают ежедневный выход транспорта на линию. В таких условиях приоритетной задачей становится удержание персонала.
— Как это можно сделать? Есть ли уже зарекомендовавшие себя решения?
— Мы стараемся обеспечить максимальный уровень комфорта сотрудников в сервисе, который позволяет им зарабатывать деньги стабильно. Стараемся развивать такую корпоративную культуру и внедрять способы нематериальной мотивации, чтобы наши люди воспринимали «Грузовичкоф» как неотъемлемую часть своей жизни. Сейчас многие компании перестраивают процессы, переходя от модели привлечения клиентов к привлечению ресурсов, то есть главным становится не продажа услуг клиентам, а продажа уровня компании — своему персоналу.
Сейчас многие компании перестраивают процессы, переходя от модели привлечения клиентов к привлечению ресурсов, то есть главным становится не продажа услуг клиентам, а продажа уровня компании — своему персоналу.
Вектор улучшений
— Какие, на Ваш взгляд, на рынке сохраняются точки роста для улучшения сервиса?
— 2024 год не станет проще, чем предыдущий. Поэтому, в первую очередь, предстоит и дальше перестраивать бизнес-процессы для их оптимизации и повышения эффективности, а также необходимо развивать программы по удержанию кадров, потому что их привлечение — дорогое удовольствие. Удержание, даже с дополнительными инструментами мотивации, в разы дешевле и эффективнее, чем постоянный поток «холодных» кандидатов.
Мы видим ключевую точку роста в работе с корпоративным сегментом. В 2023 году мы сумели качественно перестроить свои процессы для запуска суббренда «Грузовичкоф Бизнес». И поэтому сегодня доля корпоративных заказов в общем объеме уже приближается к 50%. Это была целевая цифра для нас, потому что в предыдущие годы развивался преимущественно b2c-сегмент, и деятельность сервиса была сфокусирована именно на нем.
— Какие долгосрочные цели ставите?
— Мы активно будем увеличивать свою долю на рынке. В 2024 году и в последующие годы приступим к реновации и расширению нашего автопарка. Будем усиливать свое присутствие в крупных городах. Одно из приоритетных направлений — это Москва, которая является наиболее привлекательной с точки зрения развития внутригородской логистики. И, конечно, продолжим сокращать издержки и повышать эффективность сервиса.