Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Путь на Восток

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Смена логистических приоритетов приводит к созданию новых маршрутов и транспортных хабов на Ближнем Востоке.

В России происходит постепенная переориентация на торговлю со странами, которые входят в перечень «дружественных» — государства Азии и Ближнего Востока. Так, по данным федеральной таможенной службы (ФТС), в 2022 году товарооборот России с Китаем по сравнению с предыдущим годом вырос на 28% и достиг $185 млрд, с Турцией — на 84% до $60 млрд. Среди растущих направлений — Объединенные Арабские Эмираты и Иран. В чем особенности логистики на Ближнем Востоке, как выстраиваются коридоры и что везут в Россию — в материале РБК Петербург.

Новые центры

Ближневосточное направление в экспортно-импортной логистике России на глазах стало ключевым, отмечает промышленный эксперт Леонид Хазанов. Благодаря санкциям, оно становится мощным хабом для развития параллельного ввоза в Россию и вывоза товаров из нее.

«Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре привели к смещению акцентов товарооборота с привычных регионов Европы и Америки на новые перспективные направления, в том числе и страны Ближнего Востока», — отмечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, только товарооборот с Объединенными Арабскими Эмиратами в 2022 году превысил $9 млрд. Директор по контейнерным перевозкам АО «РЖД Логистика» Александр Сиверцев также отмечает поступательный рост спроса на перевозки из ОАЭ и Ирана.

Скрытые возможности

Преимущества ОАЭ в наиболее развитой и лояльной системе налогообложения и администрирования налогов, что отражается на стоимости товаров и широте номенклатуры, отмечает эксперт в сфере логистики Павел Попов. Также ОАЭ систематически инвестируют огромные средства для привлечения иностранных компаний, и, что немаловажно для российских импортеров, в развитие логистической инфраструктуры.

Иран же, по словам экспертов, превращается не только в торгового, но и транспортного партнера России — страны сообща формируют коридор «Север — Юг». «Он призван помочь отечественным перевозчикам обойтись без маршрутов вокруг Европы и Турции (в последнее время блокирующий транзит в Россию). С его помощью грузы будут идти в Иран, оттуда через Пакистан попадать в Индию. Тем самым будут экономиться время и деньги», — полагает Леонид Хазанов.

Наиболее активно перевозки идут через восточную ветку коридора — по железной дороге через территорию Казахстана, Туркменистана до иранского порта Бендер-Аббас с последующей транспортировкой морем в пункты назначения в Индии, ОАЭ и других странах, уточняет маршрут Александр Сиверцев.

Что везут

Традиционно на Ближний Восток из России поставляются зерно и минеральные удобрения, в 2022 году после закрытия рынка Европейского союза активизировались продажи стальной продукции. «В свою очередь с Ближнего Востока поставляются текстиль и, как не удивительно, цемент — из Ирана», — говорит Леонид Хазанов.

По оценкам ГК «Деловые Линии», чаще всего с Ближнего Востока заказывают доставку оборудования, запчастей, электроники, стройматериалов и одежды.

Опыт бизнеса

Павел Попов — предприниматель, генеральный директор ОКОМА logistics:

«Для нас актуальны ГСМ и автозапчасти. До этого мы закупки осуществляли в Европе, но теперь оригинальный товар мы можем получить в ОАЭ.

Единственное негативное изменение в текущих реалиях, ОАЭ также подключается к европейским и американским санкциям. Больше мы не можем напрямую закупать товары у поставщиков. Приходится удлинять цепочку посредников, что влияет на стоимость. Например, добавлять турецкую компанию. До этого проблемы были больше банковского характера, так как платежи из России даже за логистику иногда подпадали под проверку, некоторые платежи возвращались. Правда, к этому мы уже привыкли при работе с любым рынком. Проблемы с транзакциями повсеместные, даже некоторые китайские банки или определенные филиалы не принимают юани от российских банков, которые находятся под санкциями.

Мы в основном пользуемся морской доставкой в порт Новороссийск: есть как прямые суда, так и через третьи страны».

Рынок адаптируется

Логистический рынок быстро адаптируется под спрос по ближневосточному направлению и запускает новые коридоры для доставки промышленных и бизнес грузов. Так, «Деловые Линии» запустили собственные маршруты из стран Ближнего Востока в Россию — из Ирана, ОАЭ и Катара. Как отмечает перевозчик, автодоставка из Тегерана в Махачкалу займет в среднем две недели, столько же — путь по морю из Джебел-Али в ОАЭ в Новороссийск и всего около недели — маршрут из иранского Бендер-Аббаса в Астрахань.

«Следуя запросам российских импортеров, мы запустили новый сервис по доставке грузов из Ирана, ОАЭ и Катара в РФ, который открывает дополнительные возможности по развитию бизнеса российских предпринимателей. Ими могут воспользоваться компании и ИП при наличии инвойса», — говорит Фарид Мадани.

По оценкам экспертов, в дальнейшем оборот со странами ближневосточного региона будет расти. Но важное значение приобретают возможности отечественной инфраструктуры — требуется ее расширение, увеличение провозных и пропускных способностей, чтобы наращивать товарооборот. «Речь идет о строительстве новых автомобильных и железных дорог, расширении существующих, модернизации портов, аэродромов, линий электропередач и связи. Может потребоваться совершенствование законодательства, снятие излишних ограничений на внешнюю торговлю, помощь отечественным производителям в продвижении продукции на новые рынки, — перечисляет Дмитрий Баранов. — Развитие инфраструктуры и решение прочих вопросов позволит снизить риски, также будет важным привести к соответствию документы стран, унифицировать ключевые понятия взаимной торговли, необходимы и соглашения о защите компаний друг друга».

Но и в текущих условиях торговля между РФ и странами Востока будет продолжаться. Главное, чтобы товары из одной страны удовлетворяли потребителей из другой страны. «Потребуется их делать максимально качественными и привлекательными по цене», — добавляет Дмитрий Баранов.

«Западным странам, как и РФ, нужен хаб для осуществления товарного обмена. Ближний Восток для этого подходит географически и политически», — заключает Павел Попов.

Содержание
Закрыть