От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Цифра против хрупкости

Фото: Росбанк
Фото: Росбанк
Управляющий директор Rosbank L'Hermitage Private Banking Александр Рябинин — о ключевых инструментах в сегменте private banking и работе банка с состоятельными клиентами в новых условиях

В условиях жестких ограничений и давления банкам приходится проявлять максимальную гибкость, чтобы предложить владельцам крупных капиталов альтернативные варианты инвестиций взамен более недоступных. О том, какие пути открываются сегодня и каким образом цифровизация помогает в этом процессе — в интервью РБК Петербург рассказал управляющий директор Rosbank L'Hermitage Private Banking Александр Рябинин.

Цифра как средство против хрупкости

— Что изменилось для банковского сектора, и в частности для сегмента private banking, за последний год?

— Для российского банковского сектора в прошлом году многое изменилось, из ключевых событий — сложности с платежной инфраструктурой в международных расчетах. Банки стали искать альтернативы и находили их.

— Например, какие?

— Если говорить про «Росбанк», то у нас уже сейчас есть большой набор корреспондентских счетов в мягких валютах, но мы ищем и находим другие цифровые решения.

— Одно из ключевых понятий сегодня — антихрупкость. Какое значение оно имеет в банковской деятельности, на ваш взгляд?

— Само понятие «антихрупость» означает способность выдержать сильное внешнее воздействие, адаптироваться к нему и на этом фоне становиться эффективнее. Мы уже 30 лет работаем на рынке и за это время пережили достаточно много вызовов. Клиенты нам доверяют, у нас хорошие финансовые показатели, высокие рейтинги, мы адаптируемся к изменениям — в этом и заключается антихрупкость.

— Говоря о вызовах, как повлияла на деятельность банка вынужденная смена акционерной структуры?

— Действительно, в мае мы перестали быть частью группы Societe Generale. Смена акционерной структуры была важным моментом и для сотрудников, и для клиентов. Мы быстро адаптировались, для клиентов изменения прошли бесшовно. Сегодня мы активно продолжаем развиваться, в том числе и в технологическом плане: недавно мы продемонстрировали первую в России пилотную сделку по обмену цифровым золотом с использованием цифровых рублей (ЦФА).

— Поясните, пожалуйста, в чем суть ЦФА?

— ЦФА — это цифровой инструмент, основанный на блокчейне, то есть работать с ним безопасно. Он выпускается в виде токенов, которые дают доступ к чему-либо и подтверждают право пользователя на владение, удостоверяют права на актив. У ЦФА всегда есть эмитент, отвечающий за выпущенный токен: для ЦФА на золото — это горнодобывающая компания, ЦФА на акции — эмитент акций. Данный инструмент сейчас может выступать новым вариантом инвестирования, привязанным к целой цепочке поставок.

Каждому времени — свои инструменты

— Какие еще цифровые направления сегодня актуальны в направлении private banking?

— Команда L'Hermitage Private Banking разработала для наших клиентов платформу Advisors' Axiom, объединяющую опыт инвестиционных консультантов, аналитиков, а также возможности искусственного интеллекта в работе с инвестиционным портфелем.

Платформа позволяет следить за всеми изменениями портфеля инвестора, анализирует состояние активов и фиксирует их динамику, а также показывает новости, которые могут повлиять на цену инструментов, и отмечает тональность этого события. Кроме того, система помогает проводить оценку риска портфеля клиента и инвестиционное профилирование, что позволяет клиенту и его менеджеру совместно принимать те или иные решения.

— Как сегодня изменился портрет клиента private banking, его предпочтения, запросы к банку?

— Клиент молодеет, это многолетний тренд. На этом фоне банкам приходится перестраивать свою цифровую платформу, потому что представители молодого поколения стараются все делать дистанционно. Они более требовательны ко времени отклика, вероятно, потому, что у них в целом выше скорость жизни. Они более толерантны к риску, готовы пробовать что-то новое, новые виды инвестиций, отличные от стандартных вкладов и накопительных счетов.

— Какие новые инвестиционные инструменты появляются на рынке, помимо ЦФА, о которых вы уже упомянули?

— Я бы, скорее, говорил об инвестиционных трендах последнего времени. Один из них — это коллективные инвестиции, такие как паевые инвестиционные фонды, клиенты все больше стали обращать на них внимание. Доверительное управление, advisory также получили второе дыхание. Клиенты понимают, что в такое турбулентное время лучше использовать помощь профессионалов при формировании инвестиционного портфеля или вообще отдать портфель в управление профессионалов.

Еще один тренд связан с традиционной ориентацией состоятельных клиентов на инструменты «внешнего контура», в том числе долларовые. «Внешний контур» сейчас во многом неактуален, однако российские компании, которые ранее выпускали облигации в иностранной валюте, сегодня выпускают замещающие облигации — выплаты по ним осуществляются в рублях по курсу валюты, в которой они были изначально выпущены, на момент выплаты. Соответственно, сегодня клиенты инвестируют в том числе и в замещающие облигации российских компаний.

Инвестиции в вино и нюансы «внешнего контура»

— Что изменилось в отношении нефинансовых, life-style услуг, которые банк оказывает премиальным клиентам?

— Год назад мы говорили об альтернативных, нефинансовых инвестициях — art-banking, инвестиции в вино. Эти услуги по-прежнему актуальны. Но на первое место выходит консультирование, связанное с налогами, образованием, в том числе за пределами Российской Федерации. В целом есть запрос на изучение нормативной правовой базы иностранных юрисдикций, помощь и сопровождение в работе с этими юрисдикциями — в различных сферах жизни.

— Насколько сегодня высока конкуренция в сегменте private и влияет ли это как-то на подходы к работе с владельцами крупных капиталов?

— Конкуренция всегда была высокой и таковой остается. Если говорить в целом про «Росбанк», стратегически наш подход остается прежним. Мы делаем упор на гибкость, находим нужные решения, минимизируем время отклика, сохраняя качество консультации. Фундаментальность, надежность, конфиденциальность, так же как комплексность обслуживания, индивидуальный подход и ненавязчивость — все это элементы нашей стратегии.

Содержание
Закрыть