Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

От тарелки до станка: как дизайн повышает стоимость бизнеса

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Зачем бизнесу нужен дизайн и в каких случаях затраты на него окупаются

Есть затраты на дизайн, которые никогда не окупятся. «Сейчас у меня в Mon Chouchou висят картины Сережи Башкирова, полотна три на три метра, их средняя цена порядка 1,5 млн руб. Конечно, они не окупятся, но они привлекают аудиторию», — говорит основательница бистро Анастасия Решетникова. Это пример дизайна, который может впрямую не окупиться, но сформировать идентичность места и привести туда клиентский поток. То же с офисами, коворкингами, торговыми центрами и даже с медоборудованием. Дизайн стал частью добавленной стоимости. Сейчас перед российской отраслью дизайна открылись широкие возможности — для реализации которых нужен другой уровень подготовки.

Дизайн как инвестиция

На сегодняшний день дизайн стал важной частью бизнес-модели, которая может быть связана и с архитектурой, и с маркетингом, ребрендингом и многими другими направлениями. Он может выступать и инвестицией. По оценкам экспертов, качественный дизайн интерьеров позволяет повысить заполняемость офисов на 5%, арендные ставки на 1-7%, а наличие в составе проекта или поблизости общественного пространства — повысит стоимость недвижимости еще на 7%.

Помимо экономического эффекта, грамотное оформление офиса дает и неочевидные эффекты, например, повышение производительности, что в свою очередь также отражается на прибыли. Дизайн влияет на самочувствие сотрудников, от которого зависит, насколько далеко они готовы пойти с вами, говорит руководитель архитектурного бюро АМГ Павел Губаревич.

«Современный офис — это уже давно не просто удобные рабочие пространства. Запросы выросли: сотруднику хочется иметь эргономичную кухню и кофе-споты, интерактивную зону, где можно выпустить пар после напряженного совещания, а также возможность заняться спортом и привести себя в порядок после. Иными словами, мы создаем впечатления и комфорт. Про продуманную логистику между отделами и расстановку мебели уже не упоминаем, это очевидно. В результате мы получаем эффективный, стильный, правильный офис, который положительно влияет на финансовые показатели», — говорит Павел Губаревич.

Павел Губаревич, архитектурное бюро АМГ
Павел Губаревич, архитектурное бюро АМГ (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Продуманный подход к оформлению касается не только публичных зон, но и помещений для персонала, зачастую скрытых от глаз. Так, руководитель отдела сервиса и клиентского опыта italy&co. Евгения Юзеева отмечает важность оформления стаф-помещений. «Это необходимо, чтобы команде туда хотелось приходить, было комфортно и красиво вокруг — именно в этот момент меняется подход к работе и тот сервис, который мы даем гостям. Кроме того, комфортная рабочая обстановка помогает вовлекать в работу людей с удаленки. Это пока не всем очевидно, но это важная часть сервиса», — подчеркивает Евгения Юзеева.

Евгения Юзеева, italy&co.
Евгения Юзеева, italy&co. (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Основатель винного бара Zazazu, французского бистро Mon Chouchou и ребрендингового агентства White paper Анастасия Решетникова отмечает, что внимание к таким вещам напрямую связано с системой ценностей компании. «Если она есть, то на такие детали обращают внимание. Для шеф-повара, например, можно потратить месяц, чтобы обустроить кухню так, чтобы она была действительно удобной. Учесть моменты с бесшовными поверхностями, чтобы пространство было легче мыть, а в помещении было легче поддерживать высокий уровень чистоты», — говорит Анастасия Решетникова.

Анастасия Решетникова, Zazazu, Mon Chouchou, White paper
Анастасия Решетникова, Zazazu, Mon Chouchou, White paper (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Увеличение масштаба

Спрос на дизайн есть сегодня у всех направлений бизнеса — не только коммерческой недвижимости, ресторанов, но и промышленных и производственных компаний. Он становится частью добавленной стоимости и решает многие другие задачи.

«Дизайн везде, — говорит директор департамента корпоративного маркетинга Biocad Ирина Кенюхова. — На начальном этапе развития компании за услугами дизайна мы обращались в агентство. Однако, по мере роста компании, задач становилось больше, и мы приняли решение создать собственную команду дизайнеров. Теперь у нас дизайн инхаус. Он занимается разработкой решений для корпоративного мерча, помещений офиса и производственных комплексов, оформлением ресурсов в сети и, конечно же, упаковкой лекарственных препаратов», — говорит Ирина Кенюхова.

Ирина Кенюхова, Biocad
Ирина Кенюхова, Biocad (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Для фармкомпаний создание упаковки — важный маркетинговый инструмент, но красивым оформлением дело не ограничивается. Упаковка лекарственного препарата — это инструмент коммуникации с врачами и пациентами. Для нас важно, чтобы название препарата, информация о дозировках и специфичные символы были интуитивно понятны для всех, в том числе, для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, упаковка выступает инструментом безопасности. Наличие особых деталей снижает риск подделки препаратов. Дизайн упаковок строго регламентирован: мы учитываем требования регуляторных органов, в том числе, зарубежных стран, куда поставляются препараты Biocad. Внимание к этим аспектам позволяет нам успешно достигать цели по повышению доступности современной терапии, уточняет Ирина Кенюхова.

Медицина и фармацевтика продолжают оставаться растущими направлениями, и спрос на специалистов по дизайну здесь растет. «Если говорить о новой группе клиентов, которые у нас появились за последний год, то отмечу высокий спрос на рынке медицины. Из последних новостей, совсем скоро свои двери откроет известная клиника эстетической медицины Come Mode Medical с нашим дизайном, а для одного фармацевтического гиганта в данный момент завершается работа над двумя генеральными офисами», — отмечает Павел Губаревич.

Еда, тарелка или стол

В ресторанной сфере дизайн является важным элементом позиционирования, но говорить об окупаемости таких вложений довольно сложно, говорит Анастасия Решетникова, в приоритете создание особенного пространства. «И это не окупится. Это уникальная история, когда ты сидишь в одном пространстве, в ресторане, которое отличается от всего остального. Это некая точка притяжения», — добавляет она.

При этом затраты на создание уникального пространства растут вместе с развитием насмотренности у посетителей. Многие обращают внимание именно на интерьер заведения, а не только на еду, которую там готовы предложить. «Есть рестораны, которые чуть-чуть похожи по своей простоте дизайна. Но это тоже запрос со стороны гостей, которых окружает большой спектр информации, а избыток декора перегружает инфополе», — отмечает Евгения Юзеева.

Ресторанный и фуд-дизайн сегодня очень востребованы. Однако мало тех, кто этому учит, говорит генеральный директор Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга (организатор конкурса Young Design) Сергей Салкуцан. «Правда, под этим термином могут понимать абсолютно разное — какие технологии создают еду, как она выглядит на тарелке, как и в каком пространстве она подается, какая история за этим стоит и так далее. То есть это уже более сложные задачи, с теми предметами, с которыми, может быть, раньше никто и не работал системно», — говорит он.

Сергей Салкуцан, Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга
Сергей Салкуцан, Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Найти и вырастить дизайнера

Современный дизайн междисциплинарен: он формирует и эстетику, и функциональность, и посыл для целевой аудитории. С эстетикой у российских дизайнеров лучше — их готовят как художников. С функциональностью, которая требует знания технологий — все сложнее.

«Студенты и выпускники легко справляются с проектами, связанными с существующими поверхностями и объектами, но придумывать новый продукт получается гораздо сложнее. И тут проблема часто в нехватке нужных компетенций, в том числе и инженерных, грань между дизайнером и инженером размывается», — поясняет Сергей Салкуцан.

Генеральный директор ДК им. С.М.Кирова Арина Ленская также указывает на ограниченность задач, которые способные решить молодые петербургские дизайнеры. «Мы столкнулись с тем, что академическая дизайнерская школа не может выполнить наш запрос с учетом восприятия новой аудитории. Сделать красивое общественное пространство максимально функциональным могут не все», — констатирует Арина Ленская, рассказывая об опыте участия в конкурсе Young Design.

Арина Ленская, ДК им. С.М.Кирова
Арина Ленская, ДК им. С.М.Кирова (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Вы ищете Mercedes еще на моменте сборки. Естественно, ваши требования не выполнят», — парировал Павел Губаревич. По его словам, проблема с удовлетворением запроса в данном случае была связана с неверно выбранным местом для поиска этих идей. «Искать нужно в хороших студиях, бюро, там, где этих людей учат и дают знания. У нас, например, приходит много молодых ребят, с ними делятся опытом старшие сотрудники. Молодой архитектор готов постигать тонкости компании, чтобы впоследствии приносить реальный финансовый вклад, однако и бизнес должен постараться — инвестировать в образование и развитие сотрудников, выстраивать контакт человека с человеком. Перед нами новый вызов: конкуренция за человека, а не за место», — поясняет Павел Губаревич.

Для новых российских товаров и для локального брендинга нужен высокий уровень дизайна. И дизайнеров, как и айтишников, нужно готовить в партнерстве с бизнесом, уверены участники дискуссии, тогда это принесет свои плоды.

Новый подход

Пока же системное образование на это не заточено. «Например, молодой человек закончил художественную школу, его просят нарисовать металлорежущий станок и по итогу, конечно, получается что-то не то, потому что специалист не тот. А наша задача — готовить тех, кто нужен рынку», — подчеркивает доцент кафедры ДОСО СПбГУПТиД и старший преподаватель МИСиС, основатель студии Forma Industrial Design Дмитрий Мареев.

Дмитрий Мареев, Forma Industrial Design, СПбГУПТиД, МИСиС
Дмитрий Мареев, Forma Industrial Design, СПбГУПТиД, МИСиС (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Выпустить готового специалиста можно только при совместной работе высшей школы и бизнеса. «Это сложный многоэтапный процесс. Но главная беда отечественного промдизайна в том, что у нас готовят концептуальных дизайнеров», — поясняет Дмитрий Мареев. Будущих специалистов чаще учат концептуальному дизайну, может даже более близкому к искусству, но не в продуктовой или рыночной логике, соглашается Сергей Салкуцан. «Не хватает специалистов, которые будут понимать технологии и работать в другой парадигме, учитывающей полный жизненный цикл продукта», — добавляет он.

По мнению Арины Ленской, такой подход стоит развивать еще со школьной скамьи, тогда до вуза будут доходить уже мотивированные студенты, а отрасль получит новый импульс к развитию. Проблему же в образовательном процессе следует решать, добавляя ему той самой нужной бизнесу междисциплинарности, которая способна обеспечить и клиентский поток, и доходность. Пока этого не будет, ничего нового на выходе не получится.

При этом недостатка в студентах, которые идут учиться на дизайнеров в Санкт-Петербурге, нет, и это отличная база для нового этапа развития петербургской школы. «Не страшно, что у нас в городе много учится дизайнеров. Пусть будет еще больше. Сам город становится частью этого образовательного процесса. Здесь просто на улице можно увидеть объекты, которые стоит изучать и с которыми стоит работать. Это важный для города элемент развития. Важно, чтобы они умели создавать новое, что будет развивать наш город», — заключил Сергей Салкуцан.

Компетенция «Офис надо примерять, как одежду»
Содержание
Закрыть