События последних двух лет изменили рынок ландшафтного дизайна. Для успешной конкуренции игрокам сегодня нужна не только хорошая идея, но и умение работать в условиях ограниченных ресурсов. При этом требования клиентов к частным садам растут, меняется их наполнение и функционал. Как отрасль адаптируется к этим изменениям и как сад становится инвестицией — в интервью РБК Петербург рассказал учредитель и глава компания «Л-Бюро» (бренд L.BURO) Валерий Федотов.
Два лагеря
— Как вы оцените состояние рынка ландшафтного дизайна? Сократилось ли количество игроков?
— Рынок ландшафтного дизайна меняется. Его можно разделить на две группы. Первая — бизнесы, которые возникли 10–15 лет назад, с идейными вдохновителями, штатными командами. Для них ключевое изменение — релокация собственников. Часть этих бизнесов будет вынуждена закрыться к концу года, завершив начатые проекты, или начнет перестраивать бизнес.
Вторая группа, более многочисленная, — это ИП и фрилансеры, работающие скорее в одиночку и использующие на подряде разных подрядчиков. Эта часть рынка столкнулась с наиболее серьезными сложностями. Часть игроков будет вынуждена либо войти в корпоративный бизнес, либо сменить род деятельности. Такой прогноз связан с тем, что существующие условия требуют командной работы. Бизнес-процессы должны быть налажены, чтобы обеспечить качественный результат, который требует заказчик. Но это не всем под силу в текущих условиях.
— Как чувствуют себя разные сегменты этого рынка?
— Премиальный сегмент, в котором работает наша студия, оказался наиболее устойчив к изменениям. Состав первой десятки игроков остался неизменным.
— Но конкуренция обострилась?
— Да, конкуренция на рынке выросла за последние два года. Сегодня невозможно продать ландшафт без идеи. Цветочки без смысла никому не нужны. Чтобы быть успешным сегодня, ландшафтным студиям нужна идея, своя стилистика и возможность обеспечить качественный конечный результат.
И здесь речь не только о построенном саде, что научились делать многие, а о способности в последующие три года после создания обеспечить сопровождение молодого сада, довести его до требуемой кондиции.
Клиенты и бюджеты
— Как меняется спрос? Не стало ли меньше клиентов на фоне отъезда части россиян из страны?
— Заказчиков в премиальном сегменте стало меньше — это факт, но при этом средняя стоимость проекта выросла. На это есть три причины. Во-первых, сказались валютные колебания. Значительную часть посадочного материала мы по-прежнему поставляем из-за границы. Дороже стала и логистика. Третий фактор — рост профессионализма заказчиков, что требует принципиально другого качества сада.
— В чем это выражается?
— Сады становятся сложнее, технологичнее. Кроме того, по нашему опыту, стали крупнее размеры участков — сегодня мы говорим о площадях от 35 соток. Стоимость проектирования таких участков стартует от 1,5 млн руб., а стоимость создания сада — от 50 млн руб.
Сегодня мы говорим об участках от 35 соток. Стоимость проектирования стартует от 1,5 млн руб., а создания сада — от 50 млн руб.
— Какой запрос на сад основной у покупателя?
— Сегодня сад — это не просто про красоту, принципиально изменились его функции. Сад становится местом силы, где заказчик обретает гармонию и спокойствие. Это меняет подход к проектированию. Эпоха дачных участков и дачных садов осталась позади. Человек не хочет работать на своем участке — он хочет наслаждаться красотой, эстетикой, обретать другое эмоциональное состояние в своем саду. А это требует серьезной автоматизации всех процессов. Наш авторский стиль — скандинавские сады, на который сейчас наблюдается кратный рост спроса в силу того, что они максимально отвечают двум ключевым запросам — на простоту и технологичность. В скандинавских садах просторно, они малоуходны и не теряют красоту в зимнее время.
Человек не хочет работать на своем участке — он хочет наслаждаться красотой, эстетикой, обретать другое состояние в саду. А это требует современных технологий в управлении и уходе за садом, автоматизация важна и здесь.
Зеленые инвестиции
— Как сад влияет на стоимость загородной недвижимости?
— В последнее время сад — главный фактор ликвидности загородных активов. Согласно исследованиям, скорость продажи загородных объектов вырастает при наличии сада в 4–5 раз, а стоимость объекта недвижимости с садом вырастает на 25–30%.
— Но ведь речь не о любом саде. Какие должны быть соблюдены условия?
— Отвечу на собственном примере. Я пришел в ландшафтный бизнес как раз через создание собственного сада. Если бы я создавал сад сейчас, затраты были бы выше на 50%. И это первый эффект от инвестиций, которые я получил. В то же время выросла ликвидность моей загородной недвижимости. Я уже не раз сталкивался с вопросом, не хочу ли я продать свой дом с прекрасным скандинавским садом. И это пока еще молодой сад, ему два года. По мере того, как он будет разрастаться, становиться зрелым, его стоимость будет только расти.
— На что больше всего выросли цены в разрезе затрат на создание сада?
— Наибольший скачок стоимости произошел в 2022 году. На материалы она поднялась до 40%. В этом году мы фиксируем рост в начале сезона уже на 10–15%. Цены на сами ландшафтные работы выросли незначительно относительно прошлого года.