#1 Digital Awards Forum, 6 июня 2023
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ген технологического суверенитета

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
2022 год заставил бизнес искать наиболее эффективные пути для дальнейшей цифровизации

Опасения относительно судьбы цифровизации в 2022 году в условиях санкционного давления не оправдались, уверены участники экспертной дискуссии Digital Awards Forum РБК Петербург. Пока бизнес смог сохранить свою эффективность на прежнем уровне — в том числе благодаря везению, смекалке и некоему «гену эффективности». Однако именно в этом году надо определиться с тем, по какому пути дальше должна идти цифровизация. И относительно этого вопроса единого мнения у экспертов нет.

Стратегия и тактика

События 2022 года и уход с российского рынка западных технологических компаний казались критичными, но не стали разрушительными.

В числе тех, кому повезло, оказались небольшие компании, которым западные решения были не по карману. Им менять свою стратегию цифровой трансформации практически не пришлось. «Мы лишь 4 года назад начали идти по пути цифровизации — до этого ее не было в принципе. Ресторанный бизнес небольшой, поэтому мы изначально обращались именно к отечественным разработчикам, — рассказывает диджитал директор Italy&co Анастасия Сокольникова. — Но сервера, конечно, пришлось переносить в Россию».

Анастасия Сокольникова, Italy&co
Анастасия Сокольникова, Italy&co (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

И все же, по мнению эксперта, речь шла об усилении цифровой составляющей, а не о стратегических переменах: с помощью цифры компания оптимизировала многие внутренние процессы, а кроме того, начала взаимодействовать с новой аудиторией — поколением Z — и привлекать ее. Т.е. эффективность не просела.

О необходимости перераспределения ресурсов в цифровизацию говорил и директор департамента технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков: «Мы с 2014 года были сфокусированы на разработке собственных решений, поэтому были достаточно импортонезависимы. Ключевое ПО для производственной и операционной деятельности у нас было либо собственной разработки, либо разработки отечественных вендоров. Хотя 2022 год оказался вызовом, потому что операционные системы, офисные пакеты и тому подобное было импортным. Поэтому мы в каких-то направлениях ускорились, но саму стратегию переписывать не пришлось». Самым заметным изменением в этом случае стал переход к мультивендорному подходу в области ТИМ-решений. Но даже в этом случае эффективность операционной деятельности не упала — просто некоторые этапы стали более затратными.

Роман Тарасенков, Группа «Эталон»
Роман Тарасенков, Группа «Эталон» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Для госсегмента и компаний ТЭК чувствительными оказались связанные с обострением геополитической ситуации действия регулятора — пришлось под них подстраиваться и, соответственно, корректировать стратегию. При этом многие компании этого сектора попали под санкции раньше, поэтому 2022 год не стал сюрпризом. «Мы в прошлом году провели анализ используемого программного обеспечения с точки зрения рисков потенциального отказа работоспособности, и оперативно отработали эти риски, заменили ПО с ограниченным сроком действия лицензий. Но так как наше предприятие под санкциями с 2018 года, то глобальных значимых рисков не было. Для нас более значимыми оказались другие изменения: у нас поменялась операционная стратегия, в связи с чем и ИТ-функция вынуждена была изменить направление развития с точки зрения повышения операционной эффективности компании и поддержки тех инициатив, которые запустил бизнес. Исходя из этого и ИТ-функция старается быть полезной, реализует проекты в области эффективности производства», — рассказал директор по информационным технологиям компании «Силовые машины» Евгений Гаврилов.

Евгений Гаврилов, «Силовые машины»
Евгений Гаврилов, «Силовые машины» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Аппетит и амбиции

Тяжелее всех пришлось крупным компаниям, уровень цифровой зрелости которых был достаточно высок. Как рассказал старший вице-президент по информационным технологиям Банка «Санкт-Петербург» Александр Рыбаков, в компании используется более 300 информационных систем, причем акцент всегда делался на лучших инновациях — это касалось как софта, так и оборудования.

«Нам пришлось скорректировать стратегию развития систем и инфраструктуры. Хотя мы сейчас не испытываем серьезных проблем с лицензиями и оборудованием, но мы понимаем, что эти проблемы могут начаться в любой момент времени — к этому надо готовиться. Поэтому у нас появились новые проекты — например, по оптимизации и повышению эффективности систем хранения данных, ведь стоимость «условного терабайта» выросла примерно в 2,5-3 раза за год», — объясняет эксперт.

Александр Рыбаков, Банк «Санкт-Петербург»
Александр Рыбаков, Банк «Санкт-Петербург» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Перестраиваться пришлось и тем компаниям, которые были сформированы из российских представительств глобальных организаций. Но и в этом случае речь шла об экстремальном импортозамещении, а не о пересмотре стратегии. Буквально в течение месяца-двух необходимо было отсоединиться от глобальной структуры и ее ИТ-инфраструктуры, став отечественной компанией без потери эффективности процессов.

По мнению лидера направления технологического консалтинга компании ДРТ Тимофея Хорошева, все эти различия связаны с разным уровнем цифровой зрелости бизнеса к началу 2022 года: «У компаний был разный аппетит к цифровизации, разные темпы, с которыми они в этот процесс вошли, разные бюджеты. Тот, у кого были большие бюджеты и амбиции, и кто шел семимильными шагами, вынужден был пересматривать стратегию. Тот, кто поступательно, осторожно подходил к выбору и реализации цифровых инициатив, смог сохранить набранный темп».

Тимофей Хорошев, ДРТ
Тимофей Хорошев, ДРТ (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Экспорт и гетерогенность

Так что 2022 год не ознаменовался серьезными потерями, но это не значит, что так будет и впредь. Именно сейчас, считают эксперты, надо решать, что делать дальше, иначе мы потеряем в эффективности не только отдельных компаний, но и экономики в целом.

Как заметил президент «Руссофт» Валентин Макаров, в условиях глобальных санкций, ухода вендоров и кратно выросшего количества атак на ИТ-инфраструктуру российские компании продолжили работать — как будто у россиян есть ген технологического суверенитета. «Поэтому наш опыт стал интересен другим странам — отсюда и предложения по запуску совместных предприятий, трансферту технологий, совместным разработкам и продаже решений в Африку, Азию, Латинскую Америку. Такая совместная работа на экспорт позволит стать равными Китаю. Расширив рынок сбыта, мы сможем создавать прорывные решения, а не импортозамещать уже созданные», — считает Валентин Макаров.

Валентин Макаров, «Руссофт»
Валентин Макаров, «Руссофт» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Не все участники дискуссии согласны с тем, что развитие экспортной оставляющей — первоочередное направление. «Наша индустрия всегда состояла из трех больших частей: инсорсинг, аутсорсинг и центры разработки западных компаний. И такая гетерогенность, то, что не было единой ориентации, позволило компенсировать шок от санкций. Мне кажется, наш путь — всегда поддерживать такое разнообразие и баланс между направлениями. Если мы сделаем ставку только на что-то одно, то при закрытии этого канала мы все потеряем», — объясняет директор департамента цифровых решений «Ланит-Терком» Марат Немешев. При этом эксперт уверен, что нам сейчас стоит относиться к западному ПО как к устаревшему, т.е. не пытаться воспроизвести его, а создавать новое. Этот путь более перспективен и, что важно, проверен практикой других стран.

Марат Немешев, «Ланит-Терком»
Марат Немешев, «Ланит-Терком» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Заместитель генерального директора компании «Газинформсервис» Роман Пустарнаков отмечает: «В сфере информационной безопасности степень локализации исторически была выше, чем в ИТ, но с уходом западных разработчиков и здесь освободились те сегменты, где они были представлены. Например, массовый отказ от Oracle привел к повышенному спросу на нашу СУБД Jatoba. И это означает, что отечественным вендорам сейчас надо сосредоточить усилия на развитии своих компетенций в тех сегментах, где открылось окно возможностей».

Роман Пустарнаков,  «Газинформсервис»
Роман Пустарнаков, «Газинформсервис» (Фото: пресс-служба форума GIS DAYS)

Генеральный директор ООО «Глазар» Максим Лепилин связывает перспективы развития отечественных решений с волей регулятора — особенно в тех сферах, где российские продукты на данный момент серьезно уступают западным конкурентам. «Например, в сфере ТИМ нужно сделать так, чтобы экспертиза проектов проводилась только на российском ПО. Сначала будет больно и плохо. Но если со стороны бизнес-пользователей пойдет больше запросов в российские компании, они будут меняться в соответствии с потребностями рынка и постепенно сокращать отставание», — убежден эксперт. При этом регулирование, по мнению Максима Лепилина, должно быть направлено на недопущение монополизации, даже если для какого-либо сектора на текущий момент есть только одно решение из отечеств­енных.

Максим Лепилин, ООО «Глазар» М
Максим Лепилин, ООО «Глазар» М (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Работа с данными

Участники дискуссии уверены, что вопросы цифровизации и ее корреляции с эффективностью бизнеса не так просто решить, если не будет некоторых значимых изменений — трансформации самой функции специалистов по ИТ и перехода к data-driven подходам [от англ. управляемый данными – ред.]

Генеральный директор Smart turbo technology Андрей Скатин предлагает, как говорится, «не путать патриотизм с идиотизмом» и не бросаться замещать ушедшие решения отечественными просто из принципа. Правда, и ставить во главу угла эффективность он тоже не рекомендует. «Раньше мы смотрели на лучшие кейсы, и на их основе предлагали заказчикам менять процессы, а сейчас пришло осознание: если предприятие работает, нам надо поднять данные как есть. Сейчас в центре всего — управление на основе данных, и отечественные решения позволяют эти данные «поднять». Только после этого можно будет решать, эффективно или нет идет работа с ними и что-то менять», — объясняет эксперт.

Андрей Скатин, Smart Turbo Technology
Андрей Скатин, Smart Turbo Technology (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Как заметил директор по цифровой трансформации «Россети Ленэнерго» Роман Огнев, во многих функциональных направлениях бизнеса ИТ-ландшафт долго развивался функциональными колодцами: крупные компании строили свою цифровизацию на основании запросов клиентов и партнеров. Сейчас пришло время стратегического планирования с перспективным влиянием на комплекс бизнес-процессов.

«Я сторонник того, чтобы разделять функции директора по информационным технологиям и руководителя по цифровым преобразованиям — их задачи разные. В компаниях нужен руководитель по цифровизации с соответствующими правами. Он должен быть драйвером внедрения современных решений. Его задача — выстраивать оптимальные процессы и транслировать бизнес-заказчикам то, как должен выглядеть оптимальный процесс, представлять его описание и пути его цифровизации», — пояснил Роман Огнев.

Роман Огнев, «Россети Ленэнерго»
Роман Огнев, «Россети Ленэнерго» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Поддержал идею и Роман Тарасенков: «ИТ-департамент уже перестал нести только обслуживающую функцию. Мы партнер, а не сервисная функция. И как только бизнес это примет, развитие ускорится. На сегодня ИТ системы генерируют огромное количество данных, и их обработка зачастую диктует требования к бизнесу, без выполнения которых цифровая трансформация невозможна. А ведь мы можем посчитать, как данные влияют, к примеру, на расходы. Нужно учитывать, что data-driven — это то, что будет стимулировать бизнес в ближайшие годы».

Максим Петрук, технический директор компании ДПЛ, занимающейся разработкой ИТ-платформы «DostaВизор» в интересах сервиса доставки еды «Dostaевский», считает, что процесс наладится под давлением экономических факторов: «Так как стоимость разработки выросла, компании стали оптимизировать процессы, искать точки роста, где софт влияет на качество процессов. В итоге мы наблюдаем, как цифровой продукт начинает менять бизнес. Мы переходим к определенным цифровым решениям, а бизнес начинает подстраиваться под более эффективные инструменты. Это нелегко, потому что любой процесс, который на протяжении многих лет настраивался руками, становится закостенелым, и менять его тяжело. В этом случае важно мотивировать бизнес и его сотрудников на использование новых технологических решений».

Максим Петрук, ДПЛ
Максим Петрук, ДПЛ (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Александр Рыбаков призывает к более сбалансированному пути. «Цифровая трансформация должна начинаться с людей, а уже потом с технологий и процессов. Если в ключевых подразделениях нет людей, которые разделяют цели и ценности цифровизации, не поддерживают процессы изменений и не готовы проводить трансформацию, процесс откатится назад или вовсе ничего не произойдет. Поэтому главная задача трансформации, после определения ключевых целей — это поиск адептов, агентов изменений, повышение зрелости всей структуры, которая будет реализовывать трансформацию», — резюмирует эксперт.

Инновации Эволюционный процесс
Содержание
Закрыть