#1 Digital Awards Forum, 6 июня 2023
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Без этого специалиста цифровизация не состоится»

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Партнер и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин – о сдерживающих факторах цифровизации, ключевых сотрудниках и перспективах сокращений в кадровой службе

«Однозначного ответа на вопрос о том, можно ли перевести в цифру все в сфере HR, у экспертов нет. Причина в том, что в слово «все» каждый вкладывает свое понимание. Кто-то говорит об отдельных направлениях внутри основных процессов, кто-то имеет в виду абсолютно все задачи и функции – и это не весь список. Я убежден, что те HR-процессы, которые можно считать рутинными, точно можно оцифровать. Но то, где важно влияние человеческого фактора, что связано с участием, пониманием и эмоциональной поддержкой, в ближайшие 5-10 лет массово перевести в цифру не получится.

И все же, как показывает опыт, даже текущий уровень цифровизации беспокоит HR-специалистов: они опасаются остаться без работы из-за внедрения цифровых решений. И это беспокойство – сдерживающий фактор цифровизации, ведь она парадоксально базируется именно на том самом кадровике, который не хочет быть замещен ИИ, роботом или системой автоматизации. Без этого специалиста цифровизация не состоится.

Я бы хотел всех успокоить и пообещать, что никого не сократят, но это не будет правдой: кого-то точно заменят. Речь про исполнителей рутинных операций, не требующих высокой квалификации. Но это вряд ли случится сегодня, завтра или послезавтра.

Не так давно я был в Индии, изучал там рынок HR и возможности его цифровизации. Основная проблема индийского рынка в низких зарплатах. Если человек получает 15 тыс. руб. в месяц, какая система его может заменить? Никакая, потому что человеческий труд обойдется бизнесу дешевле, что покупка решения, его внедрение и поддержка. Увы, но Россия не слишком далеко ушла от Индии: мы по уровню зарплат следующие в списке после нее. И это очень большое препятствие для цифровизации.

Собственники считают деньги, так что, к примеру, в случае с кадровым документооборотом дешевле нанять низкоквалифицированного человека, который необходимые документы перепечатает и отнесет туда, куда надо. Так что проникновение цифры в HR будет расти, если будет подниматься уровень средней зарплаты, а предпосылок для быстрого роста пока нет. Так что пока путем цифровизации идет в основном крупный бизнес: там речь идет о больших суммах, да и задач у HR-департаментов много.

С другой стороны, в сегменте HR уже сейчас есть кадровый голод. Цифра его не устранит, но она может помочь перераспределить существующие ресурсы: рутину возьмет на себя ИТ-система, а людям останутся более креативные и требующие эмоционального и интеллектуального вовлечения задачи. Поэтому главам кадровых служб лучше сейчас задуматься о том, чтобы переобучать тех, кто может попасть под сокращение – это поможет сохранить людей, а не искать им замену, а также упростит решение задач, которые неминуемо возникнут по мере цифровизации.

Одно из перспективных направлений для переобучения – HR-архитектор. Получать эту специальность сегодня идут те, кто хочет уйти от рутины в профессии. Там они как раз и учатся подбирать технологии в соответствии со стоящими перед бизнесом задачами, внедрять цифровые решения. Такому специалисту нужны знания и умений как в HR, так и в ИТ-сфере, а также много дополнительных навыков – управление изменениями, управление проектам, умение вести переговоры, творческий подход к решению задач и пр. И на таких людей спрос будет большим, т.е. те, кто захочет, смогут найти себе место и после цифровизации. А те, кто лишь отбывает свой номер, действительно, будут искать новую работу – это перспектива ближайших 5 лет.

Я мечтаю о том, чтобы все кадровики как в столицах, так и в регионах, которые сегодня, получая 20 тыс. руб. в месяц, лишь перекладывают бумажки, научились использовать современные системы и смогли заниматься интеллектуальным трудом. И я верю в то, что люди захотят учиться новому. А бумажный документооборот в сфере кадрового делопроизводства в перспективе 5 лет, я надеюсь, исчезнет полностью, и законодатели этот процесс поддержат».

Содержание
Закрыть