По итогам прошлого года российские банки выдали рекордное количество кредитов компаниям малого и среднего бизнеса. Этот деловой сегмент не снижал активности, а банки отметили три наиболее растущих направления работы с ним — эквайринг, продукты для ВЭД и валютный переход. Как меняются потребности бизнеса и какую поддержку могут оказать банки в 2023 году — в материале РБК+ Петербург.
Рекордная активность
Несмотря на турбулентность, охватившую большинство сфер российской экономики, малый и средний бизнес в прошлом году не только не сбавил обороты, но и, напротив, к концу года показал положительную динамику. Так, по данным ежемесячного исследования настроений малого и среднего бизнеса, которое проводит ПСБ совместно с «Опорой России», соответствующий индекс — «Индекс RSBI» — в декабре 2022 года составил 50,5 пункта, за январь 2023 года он вырос до 51,7 пункта, а по итогам февраля 2023 года достиг уже 53,9 пункта. Как поясняют исследователи, индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже — снижение.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за 2022 год банки выдали субъектам МСБ кредитов на общую сумму 11,4 трлн руб., что на 8% превышает объемы выдач за 2021 год. Такой объем является рекордным. «Рост сегмента обусловлен тем, что несмотря на ухудшение макроэкономической обстановки, малый и средний бизнес готов был занимать средства, которые шли как на поддержание текущей деятельности, так и на развитие бизнеса на фоне перестройки экономики», — отметила директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова. Банки, в свою очередь, по словам эксперта, охотно работали с МСБ, поскольку инвестиционная активность крупного бизнеса снизилась на фоне усиления санкционного давления и его влияния на бизнес компаний. В результате по итогам 2022 года портфель кредитов МСБ достиг 9,6 трлн руб., увеличившись за год на 30%.
Логистика и ВЭД
По мнению начальника управления малого бизнеса ББР Банка Владимира Шмелева, одним из стимулов к развитию стали перемены в логистике. «После февраля 2022 года началась перестройка логистических цепочек, и у МСБ открылась возможность осуществлять параллельный импорт товаров, которые ранее импортировали крупнейшие поставщики», — пояснил он.
Соответственно, по словам Шмелева, фокус банков, которые не попали под санкции, во многом сосредоточился на обслуживании участников ВЭД. Для этого банкам пришлось наращивать компетенции в международных расчетах.
«Представители МСБ, осуществляющие ВЭД, по мере попадания банков под санкции были вынуждены открывать счета в других банках, у которых сохраняются корреспондентские отношения с иностранными контрагентами. Переводы за рубеж в целом усложнились с точки зрения комплаенса и сроков, также выросла их стоимость», — отметила, в свою очередь, Юлия Якупова.
QR против классики
В b2c сегменте, где, с одной стороны, продолжает развиваться онлайн-торговля, а с другой — восстанавливается после пандемии офлайн, одной из ключевых потребностей остается эквайринг. По словам директора департамента массового бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Екатерины Казаковой, эта услуга за последнее время претерпела существенные структурные изменения. Так, оплата по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) сравнялась по популярности с классическим эквайрингом, то есть оплатой картой через терминал.
«На текущий момент количество подключаемых эквайрингов через СБП сравнялось с количеством договоров классического эквайринга. Проникновение услуги на платежном рынке за последние два года ощутимо выросло, и тенденция со всей очевидностью сохранится. Этому способствует и низкая комиссия, и удобство использования такого сервиса», — рассказала Казакова.
Одной из причин увеличения внимания клиентов к оплате через СБП, по словам Екатерины Казаковой, также стало окончание срока действия ограничения со стороны ЦБ РФ на максимальную комиссию по классическому эквайрингу для социально значимых отраслей. Ограничение в 1% действовало только до 31 августа 2022 года. Кроме этого, до конца года работала программа компенсации расходов МСБ за использование СБП.
Изменения коснулись и интернет-эквайринга. Как рассказала Екатерина Казакова, здесь набирает популярность услуга по приему платежей в социальных сетях и мессенджерах.
Господдержка и быстрые кредиты
Если говорить о кредитовании МСБ, здесь ключевую роль сыграли программы государственной поддержки бизнеса. Как напомнила Юлия Якупова, в первом полугодии 2022 года они получили особую актуальность в связи с резким ростом ключевой ставки. «Ряд программ целенаправленно реализовывались в острую фазу кризиса, и ставки по ним были существенно ниже, чем по собственным продуктам банков», — подчеркнула она. В результате, по данным Министерства экономического развития РФ, в 2022 году малый и средний бизнес смог привлечь более 1,3 трлн руб. кредитных средств за счет инструментов господдержки.
В 2022 году малый и средний бизнес смог привлечь более 1,3 трлн руб. кредитных средств за счет инструментов господдержки, подсчитали в Министерстве экономического развития РФ.
Если говорить о собственных программах банков, здесь сохранили актуальность предложения по предодобренным кредитам и экспресс-кредитованию. Так, например, ПСБ запустил возобновляемую кредитную линию для компаний МСБ в формате предодобренного решения. Для ее открытия не требуется залог, а оформить ее можно онлайн.
ББР Банк, в свою очередь, в конце года перезапустил собственные программы экспресс-кредитования для бизнеса, а также новый беззалоговый кредитный продукт для компаний, торгующих на маркетплейсах.
В текущем году, по прогнозу «Эксперт РА», кредитование МСБ продолжит рост, который будет поддерживаться как спросом на кредитные средства со стороны заемщиков, так и высокой заинтересованностью банков в работе с этой группой клиентов на фоне возросших рисков и сжатия спроса в сегменте крупного бизнеса. В сфере ВЭД для малого бизнеса Владимир Шмелев прогнозирует дальнейшее развитие международных расчетов в альтернативных валютах. В сфере эквайринга, по мнению Екатерины Казаковой, получат развитие программы лояльности для покупателей, пользующихся СБП, поскольку сегодня развитие этого сегмента сдерживается нежеланием держателей карт терять кешбек.