От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Образование меняется вслед за бизнес-процессами

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев — о развитии экономической науки, запросах бизнеса и изменениях в образовательных программах вуза.

Новое время требует новых подходов к образованию. Как вузы сегодня конкурируют с краткосрочными бизнес-курсами, на каких принципах выстраивают взаимодействие с крупными корпорациями и почему в кризис растет интерес к дополнительным программам образования — в интервью РБК+ Петербург рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев.

Научное ускорение

— С момента объединения вузов и создания единого экономического университета прошло уже 10 лет, как за это время изменилась экономическая наука? Какие тренды в образовании набирают силу сегодня?

— Изменения в науке связаны с изменением бизнес-процессов. Задача образовательных и научных организаций — аккумулировать знания и предлагать решения, которые помогут регионам, стране и экономике достаточно быстро преодолевать те препятствия, которые появляются каждый год. Научные направления, которые превалируют в нашем вузе — это традиционно финансовая сфера. Но сами финансы и подходы к ним меняются очень быстро: появляются новые платежные системы, идет новая оценка бюджетных средств и эффективности их использования. Активными направлениями в последние годы становятся логистика и электронная торговля. Также хорошо развиваются направления, связанные с маркетингом. Кроме того, университет тесно связан с вопросами цифровизации многих процессов: и внутри вуза, и для партнеров — крупных корпораций.

— В октябре вуз выступил организатором Петербургского молодежного экономического форума (МЭФ). Как меняется роль молодежи в современной экономике?

— Роль молодежи меняется также быстро, как и наша экономика. Появляются новые направления, динамично меняются те отрасли, которые раньше были консервативными, цифра приходит во все сферы жизни. Ребята быстро реагируют на эти изменения, и мы вынуждены корректировать наши программы с учетом действительности, которая будет через 4-5-10 лет. СПбГЭУ поддерживает своих молодых активистов, многие уже во время обучения запускают собственные стартапы, другие — пробуют организовать такие масштабные проекты как МЭФ. У них высокие амбиции, они не боятся пробовать свои силы, а мы готовы помочь им в их реализации, ведь наша главная цель — воспитывать лидеров.

— Как понимаете, какие именно изменения будут необходимы?

— На мой взгляд, очень важна связь вуза с бизнес-средой. Она позволяет смотреть в будущее и корректировать те или иные образовательные программы, а также создавать программы под корпорации, которые хотят обучить своих специалистов. Кроме того, вуз сохраняет тесную связь с выпускниками. Например, в рамках программы «Курс на взлет» выпускники и корпоративные партнеры университета выступают с лекциями. Вопросы для этих выступлений вуз собирает у студентов. Наряду с этим у нас работает совет образовательных программ, куда входят руководители среднего, малого бизнеса, представители крупных монополий РФ. Они активно участвуют в формировании образовательной среды, участвуют в итоговых аттестационных экзаменах.

Финансирование образования и науки

— Как меняется ситуация с финансированием высшей школы? Из чего сегодня складывается бюджет Экономического университета?

— Финансирование высшей школы стабильно и развивается в соответствии со стратегией Минобрнауки. На примере нашего университета можно сказать, что бюджет по образовательной деятельности складывается примерно на 30% из бюджетного финансирования и на 70% из контрактного обучения студентов. Это связано, в первую очередь, с превалированием потребности в стране в специалистах технических специальностей, как следствие — происходит уменьшение количества бюджетных мест на гуманитарных направлениях. У нас данная пропорция сложилась давно и подвержена слабым колебаниям.

Тем не менее, структура финансирования научных исследований в сфере экономических дисциплин последнее время имеет сильную тенденцию к снижению, как и всей гуманитарной науки — доля бюджетного финансирования составляет менее 10%. Поэтому поддержка научных исследований по гуманитарным направлениям за счет бюджета приобретает особенно важную роль в текущей экономической ситуации.

— Насколько активно вуз участвует в грантовых программах? Сколько в среднем составляют выплаты по ним?

— В настоящее время грантовая система России, поддерживающая финансово научные исследования, включает фонды, государственные учреждения и коммерческие организации. СПбГЭУ принимает участие во всех этих категориях грантовой поддержки. Наиболее активно участвуем в грантах государственных научных фондов. Например, по таким направлениям как развитие коммерции, логистики и управления цепями поставок в условиях экономической интеграции и информатизации, экономика и управление качеством, менеджмент организаций, финансы, экономика энергетики и др. Средний размер грантов составляет примерно 1,5 млн руб. в год.

— Достаточно ли этого? Какая еще поддержка была бы необходима высшей школе и молодым ученым?

— Хотелось, чтобы на уровне Министерства науки и высшей школы была создана программа поддержки получателей грантов для студентов и молодых ученых. Это не только материальная поддержка, но и целый комплекс мероприятий по закреплению за особо активными студентами определенных преференций, которые помогли бы будущим ученым строить научную карьеру.

Запросы молодых

— Как в целом меняются образовательные траектории молодых людей? Ведь сейчас о том, чтобы развить свой стартап, задумываются едва ли не школьники, даже не студенты.

— Индивидуальные образовательные траектории в фокусе внимания всех вузов страны. Мы хорошо в этом деле продвинулись. Здесь важно понимать, что до студента тоже надо достучаться. Желания ребят не всегда совместимы с их возможностями. Поэтому так важен индивидуальный подход. Возможность объяснить, подсказать, обсудить, будет ли стартап востребован или его нужно доработать — это задача педагогов и наставников.

Желания ребят не всегда совместимы с их возможностями. Поэтому так важен индивидуальный подход. Возможность объяснить, подсказать, обсудить, будет ли стартап востребован или его нужно доработать — это задача педагогов и наставников.

— Какие программы и образовательные продукты в связи с этим наиболее востребованы среди молодежи сегодня?

— Особый интерес вызывают мировая экономика, менеджмент, сферы, связанные с гуманитарными направлениями: лингвистика, юриспруденция, PR.

Например, по направлению PR очень большой конкурс, много желающих, бюджетных мест не хватает. Ребята готовы брать кредиты или просить компании и своих родных, чтобы они оплатили обучение. Трудоустройство по этому направлению в 2021 году достигло 99%. Для нас это очень хороший показатель.

— Молодые люди сегодня могут выбирать между университетом, где нужно учиться несколько лет, и краткосрочными бизнес-курсами. Какие преимущества имеет фундаментальное образование?

— Учиться по чуть-чуть и всему — это как проехать за неделю все страны Европы. Возможно, но у вас не останется впечатлений ни об одной из этих стран, да и узнать по-настоящему их не получится. Кратковременные курсы дают узкий срез прикладных знаний и не дают фундаментальных вещей, на которых строится карьера.

В этом смысле экономическое образование чем-то похоже на обучение шахматам: краткосрочные курсы учат студентов делать ход Е2-Е4, в вузе же показывают, как анализировать партию в целом. Я сторонник того, чтобы получать фундаментальное образование и дополнять его знаниями в течение всей жизни. Например, в университете многие студенты параллельно учатся на программах бизнес-школы.

— Насколько после перехода на болонскую систему востребована магистратура?

— Сейчас мы видим, как многие ребята возвращаются в вуз после бакалавриата. Вначале ведь все торопились поскорее выучиться и начать свою трудовую жизнь, а после столкнулись с зарплатным потолком, недостатком знаний или увидели, как их обгоняет на карьерном повороте человек с магистратурой или докторантурой. Поэтому они возвращаются, находят возможность учиться на программах более высокого уровня. Современный руководитель — это человек с широким кругозором. Это всегда было так, и никто эти требования не снижал.

Вначале ведь все торопились поскорее выучиться и начать свою трудовую жизнь, а после столкнулись с зарплатным потолком, недостатком знаний или увидели, как их обгоняет на карьерном повороте человек с магистратурой или докторантурой. Поэтому выпускники возвращаются, находят возможность учиться на программах более высокого уровня.

Антикризисное образование

— Как оцениваете подготовку Экономического университета к стратегии непрерывного образования? Высок ли спрос на программы повышения квалификации?

— Бизнес не всегда готов отпускать своих сотрудников для получения новых знаний. Те крупные корпорации, которые видят дальше, приходят к нам и просят подготовить программы высокого уровня, программы уровня MBA, в первую очередь, и другие программы повышения квалификации для своих сотрудников. Это делает «Газпром», РЖД, «Водоканал», представители банковской и финансовой сферы. В кризисные периоды спрос на такие программы становится только активнее.

В кризисные периоды спрос на программы повышения квалификации становится только активнее.

— С чем это связываете?

— Все хотят получить актуальные знания. Но, на мой взгляд, только сильный вуз может обобщить и проанализировать те решения, которые применяют не только в России, но и за рубежом. Сейчас на рынке появляется достаточно много различных подходов, мы их аккумулируем и оцениваем: будет ли это направление в будущем полезно или оно является тупиковым. Это позволяет отсеивать лишнее.

— Как в целом меняется взаимодействие вуза и корпораций?

— Обратная связь, которая между нами существует, помогает сверять часы. Если коллеги ставят задачи: необходимо более подробно осветить отрасль экономики, которая, например, связана с экологической составляющей, с элементами зеленой экономики, зеленой логистики, мы аккумулируем эти знания. На сегодня по заказу крупнейших корпораций готовим программы для руководителей топ уровней и среднего звена, а также для рядовых сотрудников.

— Прогнозировать будущее сейчас достаточно сложно, тем не менее, какие цели вы ставите перед университетом на ближайшие годы?

— Мне представляется, что, скорее всего, мы во многом будем вновь переходить на плановую экономику. Для решения тех задач, которые сегодня необходимо решать, придется поднять тот пласт знаний, который положили на полку лет 15-20 назад. Мы видим, что сейчас эти знания вновь востребованы. На мой взгляд, мы все должны понять, что мир изменился, и более жестко выстраивать свою работу на местах, готовить ребят к конкретным востребованным направлениям работы. Точечное, конкретное взаимодействие с работодателями, на мой взгляд, поможет решать эти задачи наиболее успешно.

Инструменты Ставка на отечественное: как меняется индустрия туризма
Содержание
Закрыть