Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ставка на отечественное: как меняется индустрия туризма

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
Представители бизнеса и власти обсудили стратегии развития туристической отрасли в новых условиях.

В 2023 году в федеральном бюджете заложено 48 млрд руб. на поддержку индустрии туризма. На какие цели они могут быть потрачены, чтобы принести максимальную пользу отрасли, какие стратегии сегодня наиболее перспективны и кто нуждается в помощи в первую очередь — обсуждали представители бизнеса и власти в рамках Межрегионального туристического форума «Интурмаркет. Осень». В целом, сезон 2022 года оказался удачным для регионов, только в Петербурге турпоток за 8 месяцев вырос на треть. В будущем, по словам экспертов, ставка должна быть сделана на нестандартные решения, развитие программы туристического кешбэка и адресную поддержку.

Отрасль в плюсе

Несмотря на сложную геополитическую обстановку, летний туристический сезон 2022 года оказался наиболее успешным для российской туристической отрасли за последние три года. «По части показателей этот летний сезон даже превзошел рекордный 2019 год. Так, оборот отрасли превысил 2019 год или способен превысить почти на 1 трлн руб, а по количеству туристов мы планируем к концу 2022 года достигнуть порядка 61 млн туристических поездок — это тот показатель 2019 года, который был рекордным», — привел данные и.о. президента Российского союза туриндустрии (РСТ), руководитель комитета РСТ по внутреннему туризму, директор компании «Алеан» Илья Уманский.

Илья Уманский, РСТ,«Алеан»
«По части показателей этот летний сезон даже превзошел рекордный 2019 год», — говорит и.о. президента Российского союза туриндустрии (РСТ), директор компании «Алеан» Илья Уманский.

Только Петербург по итогам 9 месяцев 2022 года, по предварительным данным, посетили 6 млн туристов. «За 8 месяцев 2022 года город привлек более 5,5 млн туристов, что на 32% больше, чем за весь прошлый год», — отметила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Петербурга Юлия Кузенская.

Эти цифры говорят о смене туристического тренда. «В 2019 году соотношение иностранных и российских туристов было примерно 50 на 50%. У нас было 10,5 млн туристических прибытий, примерно 5,5 млн из них это были иностранные туристы. Сейчас мы видим, как у нас растет внутренний турпоток», — добавила Кузенская. Вклад отрасли в экономику города за 9 месяцев составит около 230 млрд руб., за весь 2021 год — 234 млрд руб., добавила Кузенская.

Юлия Кузенская, Комитет по развитию туризма Петербурга
«За 8 месяцев 2022 года город привлек более 5,5 млн туристов, что на 32% больше, чем за весь прошлый год», — отметила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Петербурга Юлия Кузенская.

О росте турпотока говорили представители Ростовской области, Краснодарского края и других регионов. По словам генерального директора компании «ТО Дельфин» Сергея Ромашкина, в целом для отрасли сезон был удачным. «Растущие регионы компенсировали те, где поток снижался, но их было не так много», — отмечает эксперт.

В этом году, по словам Ромашкина, сработало три основных фактора: восстановление спроса после «ковида», геополитика и сокращение выезда. «Фактор «ковида» очевидно уже отработан в этом году, в 2023 году мы ожидаем, что ограничение выезда никак не скажется на наших поездках, и продолжится органический рост внутреннего туризма», — говорит Сергей Ромашкин.

Сергей Ромашкин, «ТО Дельфин»
«Фактор «ковида» очевидно уже отработан в этом году, в 2023 году мы ожидаем, что ограничение выезда никак не скажется на наших поездках, и продолжится органический рост внутреннего туризма», — говорит генеральный директор компании «ТО Дельфин» Сергей Ромашкин.

Нестандартные решения

В сложной ситуации оказались в этом летнем сезоне южные регионы, оставшиеся без прямого ависообщения. Трудности с логистикой привели к сокращению продолжительности пляжного отдыха, прежде всего в Крыму и Краснодарском крае. «В прошлом году это было примерно 10 ночей, в этом году 9, — приводит данные Сергей Ромашкин. — Мы видим несколько причин. Первая — туристы хотели сэкономить и купили на 10% меньше турпродукта; вторая — потратили это время на дорогу — сутки туда, сутки обратно. Возможно, как раз на это время и были вынуждены сократить время пребывания на курорте».

Чтобы сохранить турпоток, южные регионы искали свои нестандартные решения. Например, как рассказал министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко, отели Крыма за свой счет бронировали отели хорошего уровня в Ростовской области, чтобы автопутешественникам было комфортнее добираться до полуострова. «Это, конечно, перспектива для совместного проекта по развитию автотуризма, но сейчас это выглядит так», — отметил он.

Мера уже сказалась на данных Ростовской области. Как отметил министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко, в регионе беспрецедентный рост ночевок среди тех, кто двигался на отдых к Черному морю. «По данным МТС, у нас поток превысил 2,5 млн человек за 9 месяцев. По данным СберАналитики, мы в числе пяти регионов, которые сохранили плюсовую динамику турпотока», — подчеркнул Папушенко.

Сказалась и работа с соседними регионами, например в рамках программы «Золотое кольцо Басфорского царства», в которой участвуют четыре региона — Крым, Севастополь, Краснодар и Ростов. Также регион активно сотрудничает с Воронежом и Волгоградом. Среди перспективных Сергей Папушенко называет развитие новых направлений, особенно в межсезонье — школьный и молодежный туризм. Но для этого нужны изменения на федеральном уровне, а также мощная медийная поддержка и продвижение регионов.

Нестандартным решением является и запуск чартерных рейсов внутри страны. «Начиная с 2020 года, а затем и в 2021 и 2022 году у нас полетели впервые в истории российского туризма чартеры не за рубеж, а внутри страны», — говорит заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникации туристической компании Fun&Sun Александр Сирченко. В этом году чартеры летали уже по 20 направлениям.

Александр Сирченко, Fun&Sun
«Начиная с 2020 года, а затем и в 2021 и 2022 году у нас полетели впервые в истории российского туризма чартеры не за рубеж, а внутри страны», — говорит заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникации туристической компании Fun&Sun Александр Сирченко.

Меры поддержки

Среди ключевых мер поддержки участники пленарной сессии называли туристический кэшбэк. В ситуации, когда самые популярные регионы оказались без авиасообщения, крупные туроператоры свернули свои продукты, а с рынка ушли популярные сервисы бронирования, особенно своевременной была помощь Ростуризма. «Была перезапущена программа туристического кэшбэка, и, что особенно важно, для южных регионов было принято решение о продлении программы на июнь месяц. Это оказало значительную поддержку и Краснодарскому краю и Крыму», — говорит Илья Уманский.

«Высокий сезон в этом году все пережили хорошо, просто он был спрессован в этом году в 1,5 месяца», — подтверждает Вадим Волченко.

Вадим Волченко, министр курортов и туризма Республики Крым
«Высокий сезон в этом году все пережили хорошо, просто он был спрессован в этом году в 1,5 месяца», — говорит министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко.

Цель же регионов, чтобы сезон был круглый год. Для этого отрасли важно развивать инфраструктуру, туристические продукты и, что немаловажно, сохранить персонал. Особенно это актуально в условиях частичной мобилизации.

С инициативой о предоставлении броней для узких специалистов, дабы не допустить блокирования различных сегментов туротрасли, РСТ уже обратился в Ростуризм. Также для туриндустрии актуально предусмотреть лимит на призыв людей из одной компании, добавил Илья Уманский. Он привел пример, когда в предприятие по организации автобусных туров пришло 12 повесток для водителей, в итоги исполнение заключенных госконтрактов оказалось под угрозой срыва.

Для сохранения имеющегося штата сотрудников Крым, частности, уже получил одобрение на выделение средств. «1,6 млрд руб. будет направлен в Крым, Севастополь на поддержку занятости предприятий индустрии туризма, — отметила в ходе форума руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова. — Речь идет о гостиницах, санаториях, туроператорах, турагентах и гидах».

Зарина Догузова, Ростуризм
 «1,6 млрд руб. будет направлен в Крым, Севастополь на поддержку занятости предприятий индустрии туризма», — отметила в ходе форума руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова.

Как уточнила заместитель председателя Совета министров Республики Крым Ирина Кивико, это как раз тот МРОТ, который будет выделен для поддержки занятости. При этом условие — численность персонала на 1 октября 2022 года должна быть сохранена на 1 апреля 2023 год.

В рамках развития инфраструктуры только в Крыму будет построено почти 5 тыс. номеров в 2022-2023 годах, отметила Зарина Догузова. Также региону получит информационную поддержку и 1,5 млрд руб в рамках программ нацпроекта по развитию туротрасли.

Действенной мерой поддержки индустрии в межсезонье, по словам зампред комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Татьяны Лобач, было бы продление туристического кэшбэка в большем объеме на осенне-зимний период. «В Крыму бархатный сезон может длиться и до ноября месяца, санаторно-курортное лечение имеет огромный потенциал, — говорит эксперт. — Но мы с вами должны придумать, для чего турист должен ехать туда и зимой».

Татьяна Лобач, комитет Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры
  «В Крыму бархатный сезон может длиться и до ноября месяца, санаторно-курортное лечение имеет огромный потенциал, — говорит зампред комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Татьяны Лобач. — Но мы с вами должны придумать, для чего турист должен ехать туда и зимой».

Ответы на эти и другие вопросы участники форму искали в течение двух дней. Акцент при этом был сделан на новые направления и категории путешественников, которые ранее были «вне поля зрения» индустрии. Как отметил Александр Сирченко, турпоток делится примерно поровну между организованными группами и самостоятельными путешественниками, именно для них последних туриндустрии предстоит предложить новый продукт.

Межрегиональный туристический форум «Интурмаркет. Осень» прошел 12-14 октября в онлайн и офлайн формате. Это одно из ключевых профессиональных событий туристической отрасли, организованное министерством курортов и туризма Республики Крым совместно с компанией «Экспотур» при поддержке Федерального агентства по туризму (Ростуризма). Впервые в форуме приняли участие руководители профильных министерств новых территорий — Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей.

Рыночный расклад Пространство для роста
Содержание
Закрыть