Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Пространство для роста

Фото: Cosmos Hotel Group
Фото: Cosmos Hotel Group
Власти, бизнес и эксперты оценили туристический потенциал Петрозаводска.

Количество гостей, посещающих столицу Карелии, выросло в 2022 году на 15-20%, говорят в гостиничном бизнесе, отмечая, что такой результат стал возможен благодаря развитию туристической инфраструктуры города. Сохранить и развить эти позиции поможет создание узнаваемого бренда столицы и философия гостеприимства, считают эксперты.

Не только хаб

По прогнозам, 2022 год для Карелии станет рекордным по количеству туристов, посетивших регион. Ожидается, что до конца года республику посетит более 1 млн гостей. Значительная часть из них прибывает в столицу региона — Петрозаводск, откуда затем отправляется по другим маршрутам.

«Петрозаводск сейчас — это отправная точка для путешествий по региону и центр культурного, гастрономического и познавательного туризма. У города хорошая транспортная доступность. Есть современный аэропорт, железнодорожный вокзал, автомобильные федеральные трассы высокого качества. До Санкт-Петербурга примерно 450 км, до Москвы — 700 км. Это очень комфортное расстояние», — говорит Андрей Улыбин, генеральный менеджер отеля Cosmos Petrozavodsk и генеральный директор Cosmos Karelia, которые входят в Cosmos Hotel Group.

Андрей Улыбин, Cosmos Hotel Group
«Петрозаводск сейчас — это отправная точка для путешествий по региону и центр культурного, гастрономического и познавательного туризма», — говорит Андрей Улыбин, генеральный менеджер отеля Cosmos Petrozavodsk и генеральный директор Cosmos Karelia, которые входят в Cosmos Hotel Group.

В Администрации Петрозаводска отмечают изменения, которые происходят в восприятии региона у его гостей. Об этом на последнем заседании Координационного совета по развитию туризма в Петрозаводске заявил мэр города Владимир Любарский. «В последнее время мы видим постепенный перелом в сторону того, что туристы рассматривают Петрозаводск не только как транспортный хаб. Здесь они останавливаются, им здесь интересно, а это значит — они тратят деньги, положительно влияют на экономику города. ˂…˃ В Петрозаводске куда ни посмотри — не просто точки, а целые пространства для роста! Туристы с удовольствием откликаются на предложение, нужно только его предоставить. И наша общая задача — не упустить те возможности, которые сами идут в руки», — отметил Владимир Любарский.

Развитие туристической привлекательности подтверждают и цифры, которые фиксируют участники рынка — количество гостей за летний сезон выросло на 15-20%. «Карелия в целом и Петрозаводск в частности преображаются. Регион становится более привлекательным для туристов. И сезон 2022 года это доказывает», — говорит Андрей Улыбин.

Город — бренд

Одним из условий развития туризма в регионе эксперты называют брендирование территории — создание узнаваемых точек притяжения, оформленных в едином стиле.

«Петрозаводск — это береговой город. Наш бренд — это Онежское озеро и события, которые с ним связаны: Онежская регата, кайт-марафон «Транс-Онего», заплывы и регаты, «Гиперборея». Набережная города — это знаковое место. Для нас это особенно важно, так как отель Cosmos Petrozavodsk находится именно здесь. Из наших окон открывается вид на Онежское озеро, ротонду и мостовую. А вдоль озера собраны различные арт-объекты, уличные тренажеры и парк аттракционов», — перечисляет Андрей Улыбин.

По словам Дмитрия Боброва, руководителя Центра развития социального туризма, в процессе создания бренда города можно выделить несколько направлений: Петрозаводск — город у воды, наследие Петра Первого и здоровый образ жизни.

«История и развитие города тесно связаны с Онежским озером, персоной Петра Великого и наличием вокруг городского округа большого количества особо охраняемых природных территорий. Все это создает единый контекст, который трансформирует восприятие города из транспортного узла в самостоятельный, интересный для посещения объект», — говорит Бобров.

Дмитрий Бобров, Центр развития социального туризма
«История и развитие города тесно связаны с Онежским озером, персоной Петра Великого и наличием вокруг городского округа большого количества особо охраняемых природных территорий. Все это создает единый контекст, который трансформирует восприятие города из транспортного узла в самостоятельный, интересный для посещения объект», — говорит Дмитрий Бобров, руководитель Центра развития социального туризма.

Эксперты в области брендинга городских территорий отмечают как положительную динамику последних лет, так и точки роста, которые остаются у Петрозаводска. «Петрозаводск стал чище, ухоженнее, появились городское благоустройство и озеленение, реставрируются в историческом стиле дома», — говорит Екатерина Биктимирова, руководитель и создатель креативного пространства CreatePtz (в 2015 году эксперт занимала должность начальника Управления по туризму, которое тогда входило в структуру Министерства культуры РК). Но останавливаться на достигнутом, по ее мнению, ни в коем случае нельзя. Чтобы сохранить и усилить достигнутые позиции, нужно продолжать развиваться в выбранном направлении, проводить дальнейшее благоустройство и развивать инфраструктуру.

Как считает эксперт, делать это нужно в едином стиле — под единым брендом. Например, у города сохранилась историческая лучевая планировка улиц, которую нужно сохранить при планировании новой транспортной сети. Тогда появится единство пространства и содержания. «Сейчас наши опросы показывают, что бренд города воспринимается, как множество исторических фактов, здесь и Петр Первый, и Александровский завод. Все это нужно объединить в единую концепцию, сейчас этот процесс проходит на уровне общественных инициатив», — говорит Биктимирова. Одно из последний таких обсуждений состоялось на площадке CreatePTZ в середине сентября. Его участники — лидеры мнений города и организаторы мероприятий брейнштормили, из чего все-таки состоит бренд города.

Екатерина Биктимирова, CreatePtz
«Сейчас наши опросы показывают, что бренд города воспринимается, как множество исторических фактов, здесь и Петр Первый, и Александровский завод. Все это нужно объединить в единую концепцию, сейчас этот процесс проходит на уровне общественных инициатив», — говорит Екатерина Биктимирова, руководитель и создатель креативного пространства CreatePtz.

Философия гостеприимства

Фундаментом, который, как правило, ложится в основу развития туристической привлекательности территории, специалисты считают философию гостеприимства. «Люди едут к людям. За впечатлением. Отношением. Это то, что не всегда можно оцифровать, но то, что запоминается», — говорит Марина Соколова, финалист от Карелии всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» — проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». Как объясняет Соколова, понятие гостеприимства несет в себе гораздо больше, чем туризм. Гость — это априори человек, которого ждут. Дружелюбие и готовность помочь должны лежать в основе туризма, в том числе Карелии.

Марина Соколова, «Мастера гостеприимства»
«Люди едут к людям. За впечатлением. Отношением. Это то, что не всегда можно оцифровать, но то, что запоминается», — говорит Марина Соколова, финалист от Карелии всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» — проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Это во многом зависит от подготовки кадров, которые заняты в отрасли, и создания доступной городской среды. По мнению экспертов, у Петрозаводска здесь хорошая база. «У нас ведется эффективная подготовка кадров, реализуются проекты по доступности объектов для маломобильных групп населения. При широком привлечении бизнеса и власти был создан проект «Легендарная Карелия», призванный объединить интересы жителей Карелии и самостоятельных путешественников, прибывающих в регион», — говорит Дмитрий Бобров.

Андрей Улыбин отмечает, как меняется сама культура гостеприимства. «От того, как гостей встретят, зависит общее впечатление об отдыхе в Карелии. Наша задача как отеля — продемонстрировать максимальное радушие, внимательность и отзывчивость, и в течение всего пребывания гостя поддерживать высокий уровень сервиса. Прошедшие годы закалили нас и научили быстро реагировать на изменяющуюся реальность, перестраивать бизнес-процессы так, чтобы туристы были довольны», — говорит Улыбин.

По словам опрошенных участников отрасли и экспертов, в республике сейчас проходит важный этап формирования и становления стандартов в области туризма. «Страны Европы — Франция, Италия — живут туризмом много лет. Мы еще в самом начале этого пути, и у нас есть потенциал для роста, есть понятные операционные стандарты. Туризм в Карелии сейчас похож на активно растущего подростка, которым нужно правильно управлять и поддержать в нужный момент», — резюмирует Андрей Улыбин.

От первого лица Конкуренция Шредингера: производителей много, но спрос еще больше
Содержание
Закрыть