Старейший яхт-клуб России — Санкт-Петербургский Речной — входит в новый этап своей 162-летней истории. В прошлом году здесь сменился собственник, руководство перешло к частной компании, которой управляет предприниматель Александр Винник. Как проходил переход, как меняется территория клуба и что ждет яхтинг в России в новых условиях — в интервью РБК+ Петербург рассказала директор Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба Анна Шумейко.
Вода и внутренний туризм
— Какие вы видите резервы развития яхтенного спорта в новых условиях?
— Как ни удивительно, закрытие границ на нас повлияло скорее позитивно. Если раньше многие яхтсмены уезжали за рубеж, то сейчас у нас клуб наполнен яхтами и событиями в разных классах. В этом году акватория очень сильно наполнилась парусами.
— Но закрытие границ, вероятно, сказалось на обслуживании яхт?
— Да, действительно, это усложняется, и есть задачи по импортозамещению. Но развиваются удачные проекты, например, один из наших партнеров, парусный клуб «Зигзаг», укомплектован новыми российскими яхтами класса МХ700, они в этом году спустили на воду сотую яхту. И таких примеров будет все больше.
— Какие вопросы в рамках отрасли на сегодняшний день вы считаете ключевыми?
— Ключевой вопрос — акватория. Она сегодня находится в пользовании «Школы высшего спортивного мастерства по водным видам спорта им. Ю.С. Тюкалова» (ШВСМ СПб ГБУ СШОР) и используется только для спортивных парусных яхт, которые участвуют в мероприятиях в рамках спортивного календаря. Соответственно, частным яхтам, которые тоже участвуют в спортивных соревнованиях, сложно найти стоянку и инфраструктурную поддержку.
Но яхт-клуб — это единое целое, ни вода без земли, ни земля без воды не работает. Должно быть единое управление, единый менеджмент, чтобы на причалах было электричество, чтобы была охрана, чтобы осуществлялся спуск, подъем судов, их обслуживание.
— Удалось ли продвинуться в решении этого вопроса?
— Пока мы получили разрешение на использование только Рабочей гавани. Она имеет всего 50 стояночных мест, а весь потенциал акватории вокруг клуба — это больше 300-350 мест. Поэтому при сегодняшних проблемах со стоянками в городе акватории полупустые. Есть резерв для развития, и мы показали, что способны за короткий срок оборудовать акваторию и запустить в работу яхтенную инфраструктуру.
— Какие вы видите возможности для развития яхт-клуба в этих условиях?
— Нашей первоочередной задачей было раскрыть пространство. Чтобы первое, о чем думали петербуржцы и гости города, когда речь заходит про парусный спорт или водный туризм, — Петровская коса и Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. Раньше эта территория считалась обособленной, закрытой, доступной только спортсменам. Сейчас мы делаем много мероприятий, дней открытых дверей, показываем наш яхт-клуб, детский парусный центр. И это работает. В выходной день у нас проходимость более 3 тыс. человек.
Новый курс
— Удалось ли за прошедший год урегулировать конфликтные вопросы после смены собственника?
— Да, фактически все конфликты, существовавшие на территории клуба, мы разрешили. Общественные команды вернулись в клуб, мы с уважением относимся к тому, что они несут бремя эксплуатационных расходов по содержанию судов. В этом смысле мы с ними партнеры, и при безвозмездной передаче яхты подписываем соглашения о сотрудничестве, где определяем порядок взаимодействия.
С соседями-строителями тоже удалось договориться: убрали забор, и сделали яхт-клуб визуально частью ЖК. В результате совместно с соседним жилым комплексом сделана прогулочная набережная от Рабочей гавани по берегу. Это территория без машин, пригодная для прогулок с детьми и спокойного отдыха. Сейчас добавится новое освещение, разрабатывается проект приспособления и проект благоустройства сада, появится парковка, которая позволит увеличить поток посетителей и яхтсменов. Есть взаимодействие и в нем кроются главные перспективы развития этого места.
— Во сколько оцениваются инвестиции в благоустройство территории? Из каких средств оно будет финансироваться?
— В настоящее время разрабатывается проект благоустройства территории, а также проект капитального ремонта главного здания яхт-клуба, недавно внесенного в список вновь выявленных объектов культурного наследия регионального значения. Сметы еще в процессе работы, но думаю, не ошибусь, если скажу, что в ближайшее время на эти две задачи потребуется более 150 млн. руб. Финансирование наших объектов осуществляется собственником с помощью собственных и заемных средств.
— Итогом благоустройства должна стать интеграция клуба в городское пространство?
— Это наша стратегическая задача. Но есть и сложности. Чтобы любое общественное пространство полноценно работало, должно быть, например, качественное общественное питание. Здесь оно не может быть реализовано в силу действующих нормативов по земле. Чтобы интегрироваться в городское пространство, нужно усилить диалог с властями и показать, что мы можем и хотим, с одной стороны, а с другой — услышать их пожелания и требования.
Событийный магнит
— Как устроена сегодня модель существования клуба?
— Территория клуба составляет порядка 13 га, на балансе находятся 60 парусных яхт, которые предоставляются спортсменам на безвозмездной основе. В «Спортивном коллективе яхтсменов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» порядка 400 человек — это экипажи общественных яхт. Мы передаем им яхты в безвозмездное пользование и предоставляем все услуги, которые нужны этим яхтам на территории. Далее каждый экипаж уже сам определяет, в каком состоянии находится яхта, какие вложения в ее обслуживания необходимы и как их распределить. Мы, совместно с общественностью, организуем и проводим спортивные мероприятия, поддерживаем деятельность других парусных и водно-моторных компаний, объединений и ассоциаций на территории.
— Какие есть ограничения по возрасту для участников?
— Любой человек, начиная от трех лет и заканчивая пожилым возрастом, найдет, чем здесь заняться, как соприкоснуться с водой. На территории клуба есть бассейн с уменьшенными копиями яхт – тут, индивидуально, с педагогами занимаются дети с трех лет. Для школьников работает детский парусный центр, в летнее время отлично получились парусные недели в яхт-клубе, по типу дневного лагеря. Для студентов организован межвузовский студенческий яхтенный клуб. А дальше — взрослые, практически до совсем глубокого пенсионного возраста: у нас есть 90-летние капитаны. Эти люди пришли сюда в детскую парусную школу еще в 40-е годы, и до сих пор ходят на яхтах.
— Каковы ключевые события этого сезона?
— Чемпионат Речного яхт-клуба. Это событие, которое в этом году прошло в июне и собрало рекордное количество участников, более 70 яхт. Традиционно проходит Петербургская парусная неделя. В четвертый раз на нашей территории прошла Благотворительная регата «Свет.Дети». Парусный календарь очень насыщенный. Мы приняли в этом году более 20 городских мероприятий разного уровня, начиная от локальных соревнований, дня открытия навигации, и заканчивая чемпионатами России. Учитывая, что у нас все меньше яхт-клубов, я думаю, что в следующем году мы будем еще более востребованными в этом смысле. Понимая нашу функцию, в качестве площадки для спортивных событий, мы прошли добровольную сертификацию и включены во Всероссийский реестр спортивных объектов Минспорта в качестве универсального парусного центра. Из 7 тыс. объектов спорта по всей стране только 17 — яхтенные. И только два в Петербурге, мы в их числе.
— Какие планы на следующий год?
— Если календарь именно спортивных событий достаточно понятный, то мы сейчас будем дополнительно насыщать график следующего года фестивально-светскими мероприятиями, чтобы еще больше открыть яхт-клуб для горожан.