Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Стройка «в моменте»

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
Где и как девелоперы ищут аналоги зарубежному оборудованию.

Весной 2022 года строительная отрасль столкнулась с беспрецедентным ростом себестоимости строительства, в том числе из-за удорожания материалов. Если в целом по проектам удорожание оценивается участниками рынка в 20–30%, то по отдельным позициям (например, инженерному оборудованию) рост оказался кратным. Как в этих условиях застройщики выстраивают закупки и новые логистические цепочки и к чему импортозамещение может привести уже в среднесрочной перспективе — в материале РБК Петербург.

Хаотичный рост

С начала 2022 года рост себестоимости строительства составил порядка 20%, а до конца года она вырастет еще как минимум на 10–15%, прогнозирует заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой» Максим Жабин.

Больше всего выросли цены на утеплители, металл и древесину. «За год эти материалы подорожали как минимум в два раза, — отмечает директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева. — С конца февраля 2022 года из-за нарастающих санкций и ажиотажного спроса цены на основные стройматериалы выросли еще на 30–40%».

Лидерами подорожания в прошлом году были утеплители, металл и древесина. За этот год их цена выросла еще на 30–40%

При этом, по словам генерального директора ООО «Дудергофский проект», застройщик ЖК «Огни Залива» (группа компаний «БФА-Девелопмент») Дмитрия Сухотина, говорить о линейном росте цен не приходится. «Серьезный рост, не связанный ни с какими политическими решениями, был еще в прошлом году, а в нынешнем году все происходит слишком хаотично, — подчеркивает он. — Сначала цены на все устремились вверх, затем включилось правительство и снизило цены на некоторые позиции». В качестве примера Дмитрий Сухотин приводит цены на арматуру, которые упали со 100 тыс. до примерно 60 тыс. руб. за тонну. «Цены были взвинчены по всем, по сути, позициям, но сейчас поставщики все-таки начинают более адекватно разговаривать с покупателями и снижать цены», — добавляет Сухотин.

Уровень локализации

По оценкам вице-премьера России Марата Хуснуллина, озвученным в марте этого года, строительная отрасль готова к импортозамещению, так как доля импорта в жилом строительстве не превышает 8–10%. Однако участники рынка уточняют, что речь идет скорее о массовом жилье. Поскольку в жилье бизнес-класса доля импортных материалов и оборудования составляет уже порядка 30%, а в премиальной недвижимости — до половины.

Но даже в массовом сегменте, где доля импорта относительно невелика, ввозить из-за границы приходится важные для строительства позиции. «Сейчас мы работаем над изменениями проектной документации, связанной с оборудованием и материалами. В 100% случаев из-за санкций и нарушения логистических цепочек приходится пересматривать лифтовое, инженерное оборудование и коммуникации», — описывает ситуацию управляющий партнер ГК «Глобал ЭМ» Елена Федорова.

Отмечается также дефицит комплектующих для систем отопления, вентиляторов и вентиляционных устройств, автоматики, оборудования для водоотведения, добавляет Ася Левнева.

В то же время по отдельным позициям определенных успехов добились отечественные производители. Речь, в частности, идет о производстве кровельных, гидро- и теплоизоляционных материалов. Растет объем выпуска отечественного металлопроката. Крупные застройщики, например Группа «Эталон», отмечают, что натуральный камень для фасадов везут из Дагестана, а радиаторы отопления — из Волгограда.

«Хорошая новость в том, что все базовые стройматериалы российские — бетон, металл, щебень и так далее, — говорит коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов. — Проблем с их наличием нет, но они постоянно дорожают. Отдельные позиции выросли в три раза, в среднем в полтора-два раза. Качество есть, вопрос в его тиражировании. Это общая отечественная специфика. У нас есть представительский автомобиль, есть самолеты и прочее, но нет их массового производства», — добавляет он.

Относительно простые материалы: двери, фурнитуру, кирпич, бетон, обои — заменить будет достаточно просто, уверен Максим Жабин. «Сложности возникнут с высокотехнологичным оборудованием: электрощитовым, лифтовым, тепловым, вентиляционным», — уточняет он.

Наукоемкие производства, ориентированные на выпуск сложного оборудования, трудно будет перепрофилировать в сжатые сроки. «Многие эксперты говорят о пятилетнем периоде, который необходим для разработки отечественных аналогов и полной замены импортных систем. Таких отсрочек у рынка недвижимости нет, поэтому основная надежда пока возлагается на азиатские рынки», — говорит Ася Левнева.

Российское или азиатское

Но и здесь главным становится вопрос цены. «Для многих застройщиков, которые использовали в основном иностранные комплектующие, переориентация на азиатский рынок может привести к дополнительному росту себестоимости строительства больше чем на 20%», — отмечает Ася Левнева.

20% может составить дополнительный рост себестоимости при переориентации на азиатский рынок

«Азиатские, как правило, китайские компании с японским участием, производители лифтов располагают моделями, соответствующими требованиям дорогой недвижимости. Есть системы умного дома из России и из Азии. Но, как уже можно догадаться, зачастую они дороже», — говорит Сергей Софронов.

Это создает для российских компаний выгодную нишу. «Например, в России производится уже много радиаторов и можно найти замены неплохого качества, — говорит Дмитрий Сухотин. — Раньше мы их не рассматривали, поскольку они были в той же ценовой категории, что и иностранные. Сложнее ситуация по насосам — прежде использовалась исключительно иностранная продукция, и пока нет ясности, смогут ли заводы в России закрыть потребности, в том числе из-за сложностей с поставкой комплектующих. По лифтам пока тоже нет полного понимания».

Пока же российские производители стройматериалов и оборудования в большинстве своем реагируют на рост спроса повышением цен на свою продукцию, отмечают участники строительного рынка. «Мы сейчас постоянно ищем замены и альтернативы материалам, если они растут в цене, чтобы понимать, это тенденция именно по данному материалу или вопрос в конкретном производителе», — делится опытом компании Дмитрий Сухотин.

Похожие проблемы наблюдаются в сфере благоустройства. Как отмечает генеральный директор компании L.BURO Валерий Федотов, в прошлом году половина посадочного материала поставлялась из питомников Германии, Польши, Финляндии. Сейчас этой возможности нет. «В большей части этот дефицит российские питомники закроют, но за счет тех растений, которые должны были поставляться к сезонам следующих лет. То есть будут продаваться деревья и кустарники меньшей кондиции, но по более высокой стоимости, — отмечает Валерий Федотов. — При этом отечественные питомники попали в ситуацию высокого спроса — растения можно продавать по любой цене из-за их дефицита. Уже сейчас цены выросли на 30–50%. При этом обычный строительный материал (грунт, песок, торф, мульча) подорожал на 10–15%».

Главный приоритет — цена

Как подчеркивает Елена Федорова, главная задача сегодня — сохранить себестоимость квадратного метра или увеличить ее незначительно. Для этого застройщики выстраивают новые логистические цепочки и продолжают в постоянном режиме мониторить рынок в поисках приемлемых альтернатив по качеству и цене.

Так были найдены аналоги для ряда важных позиций. «Например, если мы привыкли использовать трубы для горячего и холодного водоснабжения марки Rehau, то сейчас долю немецкой марки займет турецкий производитель Kalde; или если шкафы электроснабжения и их наполнения чаще всего использовались марки ABB, то уже в проектные решения чаще будут «закладывать» отечественного производителя IEK. И таких примеров немало», — говорит региональный директор департамента управления строительными проектами Nikoliers Игорь Темнышев.

«Есть надежда, что за пару месяцев вопрос с оборудованием решится за счет новых иностранных игроков на рынке, ведь на подготовку собственной производственной базы потребуются годы», — говорит Елена Федорова.

Пока же рынок живет в «моменте». «Мы активизировали превентивные закупки, пользуемся возможностью хранения на площадках в возможных объемах и у поставщиков, предлагающих такую опцию. Для проектов со сроками ввода в следующие два года также закупаем отдельные позиции, например керамогранит для фасадов», — отмечает Сергей Софронов.

Основными поставщиками на рынке строительных материалов, помимо отечественных производителей, будут Китай, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. «Насколько эти товары смогут покрыть потребности и будут соответствовать по качественным характеристикам, пока большой вопрос», — заключает Ася Левнева.

Стройка «в моменте»
Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой»:

«В будущем появятся три схемы. Первая — это полное замещение импортных материалов на российские аналоги. Она будет работать, если перевооружение и внедрение высоких технологий будет идти семимильными шагами и будет произведено переоснащение наших предприятий. Вторая схема — серый импорт. Это временная история, которая предполагает риски и возможный рост себестоимости. И третья схема — полный пересмотр логистических цепочек и поставки оборудования и материалов через дружественные страны. Эта схема тоже предполагает рост себестоимости. Сейчас СК «ЛенРусСтрой» работает по всем трем направлениям. Трудно сказать, какая из схем будет превалирующей и наиболее удачной».

Стройка «в моменте»
Елена Федорова, управляющий партнер ГК «Глобал ЭМ»:

«Есть надежда, что за пару месяцев вопрос с оборудованием решится за счет новых иностранных игроков на рынке, ведь на подготовку собственной производственной базы потребуются годы. Сейчас мы работаем над изменениями проектной документации, связанными с оборудованием и материалами. В 100% случаев приходится пересматривать лифтовое, инженерное оборудование и коммуникации. Заказчики просят удешевлять проекты. Мы стараемся это делать таким образом, чтобы конечный продукт не потерял в качестве. Однако даже переработанная и вовремя выпущенная документация сейчас не является залогом того, что проект будет реализован вовремя. Ведь ситуация остается неопределенной».

Стройка «в моменте»
Валерий Федотов, генеральный директор компании L.BURO:

«Суммарно рост стоимости ландшафтов в премиальном и бизнес-сегментах уже произошел на 25–30%. Влияет ли это на спрос? Наша практика говорит о том, что и в частных садах, и в жилых комплексах акцент на качественное благоустройство только растет. Среда станет основным двигателем продаж, благоустройство — это и конкурентное преимущество, и возможность выделиться. А в частных садах это еще и дополнительный инструмент сохранения инвестиций. При этом на рынке ландшафтных компаний ситуация не будет столь радужной: игроки среднего ценового сегмента (от 400 тыс. руб. за сотку) частично уйдут с рынка, не выдержав конкуренции и не справившись с текущими вызовами».

От первого лица «Практически по всем позициям выход из положения уже найден»
Скачать Содержание
Закрыть