Развитие общественных пространств, активное жилищное строительство как в городе, так и за городом определили повышенный спрос на «современные зеленые пространства». О том, какие требования предъявляются к ландшафтному дизайну сегодня и почему грамотно обустроенный сад — это инвестиция в себя, в интервью РБК Петербург рассказал главный архитектор L.Buro Петр Лари.
Лес в городе
— Как меняется в последние годы роль ландшафта в городской среде? Какие факторы на нее влияют?
— Во-первых, тренд на создание общественных пространств, который пришел в Россию около 2010 года. Во-вторых, бум жилищного строительства и освоение «серого пояса» в Петербурге. Девелоперы озадачились поиском конкурентных преимуществ — важно было выделяться и быть понятным потребителю. Появился новый дизайн-код общественных пространств, постепенно мы пришли к идее города-парка.
— Что можно предпринять, чтобы сделать Петербург более зеленым и благоустроенным?
— К сожалению, на наших узких улицах сделать сплошную сеть бульваров невозможно. Выход для Петербурга — тактический урбанизм. Рассматривать каждый конкретный участок и вносить в городскую ткань небольшие благоустроенные пространства. Новые жилые комплексы просто не могут уже не обладать благоустроенной территорией, предлагающей различные варианты времяпрепровождения. Сложность в том, что новые жилые массивы зачастую находятся далеко от метро: как от них добираться, появятся ли удобные пешеходные и веломаршруты — а значит, и благоустройство вдоль этих маршрутов, — вызов для Петербурга.
«Выход для Петербурга — тактический урбанизм: рассматривать каждый конкретный участок и вносить в городскую ткань небольшие благоустроенные пространства»
— Какие нетривиальные решения вам приходилось применять, занимаясь городским благоустройством?
— Из недавнего — мы спроектировали для жилого комплекса на севере Петербурга сквер-лес с обилием хвойных растений. Продумали рельеф таким образом, чтобы создать биосейл — это пониженная часть участка, которая служит накопителем влаги. В нижней части мы высаживаем более влаголюбивые деревья — например, ивы, болотные травы, а на возвышенных — хвойные растения. В результате получается единая экосистема.
— Насколько ландшафтный дизайн — технологичная отрасль?
— Достаточно долго отрасль была консервативной. Но сейчас то, что давно используется в архитектуре, в интерьере, переходит и сюда. Подогрев дорожек, скамеек в холодное время года, адаптивное освещение с продуманными акцентами, уличная акустика. Я не исключаю, что в будущем встроенные в скамейку колонки смогут подключаться к телефону человека и считывать его Яндекс.Музыку.
Из современных технологий — автополив и туманообразование, которое еще только входит в обиход. Туман позволяет создать более влажную среду для растений, которые в ней нуждаются, а также новые визуальные эффекты, дать прохладу в жаркий день.
Скандинавский ландшафт
— Как бум загородного строительства последних лет повлиял на интерес к частным садам?
— У этого тренда было два мощных импульса. Первый — пандемия, которая вызвала необходимость перевезти семью туда, где меньше людей, свежий воздух и можно изолироваться, обеспечить безопасность. Второй — переход на удаленный офис. Кабинет за городом стал новым элементом ландшафта. Иногда он выглядит как отдельная постройка на участке, где можно работать одному, не мешая привычному распорядку дня семьи.
— Какие запросы предъявляет к саду современный загородный житель?
— С одной стороны, когда живешь в загородном доме с панорамными окнами, хочется, чтобы открывался красивый вид. С другой — не хочется посвящать все свое время уходу за садом. Нужна территория простая, чистая и насыщенная по функционалу. Это и небольшая открытая лужайка, и зона барбекю, и удобная терраса, возможно — небольшой бассейн, сад пряных трав, сохраненная лесная территория. Все должно требовать минимального ухода. Всем этим условиям отвечает скандинавский сад.
— В чем его особенности?
— Это, в первую очередь, подход к территории как к месту грамотного функционального зонирования. Мы изучаем территорию, понимаем ее особенности, выясняем детали времяпрепровождения людей, кто будет ей пользоваться.
Скандинавский сад всегда объединен с окружением — мы смотрим, какой лес находится рядом и «приглашаем» его на участок — высаживаем те же породы деревьев, тем самым «размывая» границы участка. Этот сад малоуходен и при этом технологичен — в плане сложного освещения, туманообразования, иногда с интеграцией в систему «умного дома». Скандинавский сад так организован, что хочется узнать — а что там, за поворотом дорожки.
Сад как инвестиция
— Как последние события повлияли на вашу отрасль?
— Февральские события заставили задуматься о том, что мы можем дать клиентам. И мы нашли ответ. Каждый из нас переживает колоссальный стресс, уровень неопределенности зашкаливает, в чем-то мы все лишились опоры. В психологии есть определение этому состоянию — «травма наблюдателя». Это означает, что все, кто наблюдает за событиями, получают травму, сопоставимую с той, которую получают непосредственные участники события. И в этой ситуации человеку важно найти новую точку опоры. Это про место, где можно восполнять силы после тяжелого рабочего дня, про точку сбора для семьи, близких, друзей. С этой точки зрения сад — это инвестиция в себя, в свое состояние.
С материальной точки зрения сад — это тоже инвестиция. Оформленная территория всегда работает на повышение стоимости дома и участка.
«Сад — это тоже инвестиция. Оформленная территория всегда работает на повышение стоимости и ликвидность дома и участка»
— Вы ощущаете рост спроса на услуги ландшафтного дизайна?
— Да, и существенный. Люди стремятся ускорить постройку дома и создание ландшафта, успеть до очередного подъема цен на материалы, многие стараются запустить эти процессы параллельно.