Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Новый городской туризм

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Петербургская туристская география меняется вслед за требованиями путешественников нового формата.

2021 год стал для туристической отрасли Петербурга годом выхода из крутого пике. По данным комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, по итогам года город посетят до 5 млн туристов. Произошла перезагрузка: новые обстоятельства кардинально изменили самих туристов и их представления о путешествиях. Сегодня отрасль пытается ответить на этот вызов, предлагая не только новые услуги, но и сам формат туристического предложения.

Добро пожаловать, или без QR-кода вход запрещен

Согласно исследованию Центра стратегических разработок «Северо-Запад», в 2022 году туристическая отрасль Петербурга вернется к среднегодовым показателям турпотока 2019 года — с оговоркой, если пандемия не повлечет новых потрясений и ограничений. Первое потрясение, которое туротрасль пережила в пандемию, — исчезновение иностранных туристов. В Петербурге на их долю приходилось около 50% всего турпотока. В 2020 году из-за пандемии Северную столицу посетили всего 500 тыс. иностранных гостей, за первые полгода 2021 года — 184 тыс. иностранцев. Шестую часть из них составили посетители чемпионата Европы по футболу, который проходил в Петербурге летом.

Однако предстоящий зимний сезон, по мнению члена правления Российского союза туриндустрии (РСТ) и генерального директора «Индивидуального туристического Сервиса» (ITS) Виктории Шамликашвили, вновь пройдет практически без иностранных туристов. Прежде всего, из-за постоянно меняющихся ограничений и правил, связанных с коронавирусом.

«Безусловно, новые ограничения делают неясными перспективы по объему гостей на новогодние каникулы, — отмечает генеральный директор Гранд Отеля Европа Юлия Пашковская. — Традиционно этот период был существенным в структуре доходов отельеров в низкий сезон. QR-коды не станут препятствием для русских путешественников, но явятся серьезной помехой для иностранных туристов, несмотря на то, что в III квартале 2021 года обозначился некоторый повышенный интерес со стороны зарубежных гостей».

Гости новой волны

В пандемию больше других пострадали деловой, событийный, водный и образовательный виды туризма, при этом культурно-познавательный и развлекательный сегменты остались наиболее востребованными. По данным комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, за 8 месяцев 2021 года туристы потратили в городе 100 млрд руб. На смену иностранному туристу в Петербург приехали гости из российских регионов, прежде всего из Москвы.

В 2021 году Санкт-Петербург занял второе место в десятке топовых авиамаршрутов по России, по версии сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, а железнодорожный маршрут между Москвой и Петербургом стал самым популярным в стране за все лето.

Несмотря на ужесточение ограничений в виде обязательных QR-кодов петербургские музеи даже в самый низкий сезон — ноябрь — не зафиксировали падения посещений, а если сравнивать с тем же периодом 2020 года, то этот показатель даже вырос. Так, Музей истории религий в октябре и ноябре 2020 года посетило 9,2 тыс. человек, в тот же период 2021 года — около 33 тыс. Увеличение количества посетителей на 50% по отношению к осенним месяцам 2020 года отметили и в частном музее «Эрарта». Пропорционально падению доли иностранных посетителей выросла доля гостей из российских регионов, отметили в пресс-службе музея. В ГМЗ «Царское село» также отмечают рост посещений по сравнению с октябрем-ноябрем 2020 года: 78,5 тыс. человек побывали в Екатерининском дворце против 51 тыс. в 2020 и 235 тыс. в 2019 году. «В пандемию стало возможным увидеть интерьеры Екатерининского дворца в спокойной обстановке, насладиться его красотой», — приводит пресс-служба слова посетителей.

В условиях закрытых границ Петербург стал рассматриваться как альтернатива поездкам в Европу. Соответственно, рынку пришлось реагировать на изменение туристического спроса и перестраивать свои предложения под отечественных гостей. Один из создателей Бюро затейливых прогулок по Петербургу «Тихий ход» Федор Погорелов рассказывает, что за последние два года он провел всего одну экскурсию на английском языке, зато для москвичей пришлось даже создать отдельные маршруты и предложения: «При закрытых границах москвичи вспомнили, что здесь есть недурной городишко у моря, так-то столица Российской империи, здесь «Алые паруса» и парад ВМФ. Помимо Москвы летом представлены крепко стоящие на ногах субъекты РФ: Казань, Уфа, Сочи — то есть либо туркластер, либо углеводороды. Вот с такой аудиторией мы и имеем дело последний год с небольшим».

Виктория Шамликашвили отмечает, что турпотоки в Петербург во многом зависят от транспортной доступности и продуманной логистики. Чаще всего в Петербург приезжают жители именно тех регионов, из которых осуществляются прямые рейсы до Петербурга — помимо москвичей, жители Нижнего Новгорода, Урала и Дальнего Востока.

Время для переформатирования

«80% гостей в отелях Петербурга сегодня — это российские путешественники, которые приезжают с целью делового или индивидуального туризма», — говорит генеральный директор гостиничного оператора Aсademia Алена Куницина. Она подтверждает тренд, который так же зафиксирован в исследовании Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (ЦСР): туристов перестали интересовать групповые пакетные туры, они ищут возможности поехать в путешествие, которое создано с учетом их интересов, возможностей и графиков.

Аналитики ЦСР отмечают, что до 2024 года туристическая отрасль Петербурга будет находиться в процессе перезагрузки, это коснется всех участников рынка. В результате появятся новые формы и форматы путешествий, новые туристические продукты, которые будут соответствовать изменившимся запросам аудитории.

Уже сейчас некоторые отели внедряют новые стандарты обслуживания клиентов. Так, Гранд Отель Европа заключает партнерские соглашения с медицинскими учреждениями для организации ПЦР-тестирования на Covid-19, что значительно облегчает условия приезда для туристов. Гостиничный оператор Academia верит, что именно сервис способствует возвращению гостей, и поэтому разработал и следует философии «4GUEST», подразумевающую наличие службы батлеров, сервис-менеджеров и личных ассистентов гостей.

Растет и спрос на нетрадиционные туристические маршруты. Причем, сформировали его те, кто уже неоднократно бывал в Петербурге и — что немаловажно — сами петербуржцы. «Я думаю, что мы выросли примерно в 1,5 раза, — говорит Лев Лурье, историк, основатель Санкт-Петербургской классической гимназии и «Дома Культуры». — Совершенно очевидно, это произошло отчасти из-за того, что мы предлагаем некий продукт, которого нет на рынке. Это не штучные экскурсии для очень богатых людей, а предложение для среднего класса, тех, у кого есть опыт поездок за границу и найма частных гидов, тех, кто уже бывал в Петербурге и ищет нечто эксклюзивное».

Новая культурная география

Эксперты ЦСР переосмыслили возможности Петербурга с точки зрения культурной географии: российские туристы, и сами петербуржцы ищут не столько некий культурный контент, сколько возможности «почувствовать себя частью актуальной осмысленной жизни здесь и сейчас», «быть вовлеченными в новые актуальные культурные процессы и практики, влиять на развитие города, проводить время с пользой».

Федор Погорелов, начав свой туристический проект в марте 2020 года, в начале мировой пандемии коронавируса, не только не закрыл его, но и готовит 7 новых маршрутов. «Для нашей основной аудитории жизненно необходимо расширять линейку предложений. Это ненасытная топка, в нее все время нужно бросать антрацит», — говорит Погорелов и называет формат своих экскурсий краеведческим стендапом.

Двигателем для этой новой культурной географии становятся, как правило, частные проекты — общественные пространства, арт-центры, созданные девелоперами или инвесторами. В Петербурге такие пространства — Севкабельпорт, центральный выставочный зал «Манеж», парк «Остров фортов», «Никольские ряды», технопарк «Ленполиграфмаш» — уже привлекают новые туристические потоки. Прежде всего, молодежь.

За счет молодых туристов городские власти планируют обеспечить перспективное развитие отрасли в целом. По статистике, которую приводит в своих аналитических отчетах Центр стратегического развития «Северо-Запад», молодежь составляет 50% клиентов агентств в сфере туризма в мире. Молодые люди проводят в поездке большое времени, чем средний турист, и тратят на месте 60-70% бюджета. Кроме того, молодежь является своего рода драйвером для развития отрасли в целом.

Планы на будущее

«В следующем сезоне будет еще больше внимания уделено общественным пространствам, которые активно формируются в городе, — считает Виктория Шамликашвили. — Будет много заинтересованной аудитории. Формируется цивилизованный рынок экскурсий по неожиданным, неизвестным местам Петербурга, и есть большой запрос на образовательный, просветительский формат».

Амбициозные планы по восстановлению туристического потока в Петербурге до уровня 2019 года, а это 10,4 млн туристов, власти намерены реализовать к 2025 году. К этому времени новая реальность вполне сформируется, и людям будет проще в ней существовать. Аналитики говорят о развитии новых видов туризма — эко-туризм, «медленный туризм», предполагающий максимальное погружение. Ожидается и рост числа путешественников, совмещающих отдых и работу, свободно и часто меняющих место жительства.

В стратегии развития туристского рынка петербургские власти выделяют несколько принципиальных для Петербурга направлений: расширение культурной географии, создание центров образовательного и водного туризма, тревел-хаба, а также возможностей для названия Петербурга столицей дизайна.

Виктория Шамликашвили, генеральный директор «Индивидуального туристического Сервиса» (ITS):

Виктория Шамликашвили, «Индивидуальный туристический Сервис» (ITS)
Виктория Шамликашвили, «Индивидуальный туристический Сервис» (ITS) (Фото: Туристическая компания ITS)

«Проблема транспортной доступности и того самого транспортного хаба, которым Петербург должен был бы стать, но пока не смог занять эту нишу, сегодня особенно актуальна. Российским туристам, чтобы добраться до Петербурга чаще всего приходится летать или ездить через Москву. А это сильно сокращает возможности, потому что, во-первых, это дольше — логистика занимает большую часть того времени, которое человек может выделить на поездку, а, во-вторых, это дорого. Иногда совпадают оба этих фактора».

Юлия Пашковская, генеральный директор Гранд Отеля Европа:

Юлия Пашковская, Гранд Отель Европа
Юлия Пашковская, Гранд Отель Европа (Фото: Гранд Отель Европа)

«Туристический рынок в наши дни испытывает прямую зависимость от текущих ограничений. На сегодняшний день отель плотно работает с медицинскими учреждениями по организации ПЦР тестирования. Что касается партнерства с культурными учреждениями, то для Гранд Отеля Европа это стандартная практика, которая дает нам весомое конкурентное преимущество и позволяет обеспечивать для наших гостей доступ к знаковым мероприятиям и открывать новые культурные программы».

Алена Куницина, генеральный директор гостиничного оператора Aсademia:

Алена Куницина, гостиничный оператор Aсademia
Алена Куницина, гостиничный оператор Aсademia (Фото: гостиничный оператор Aсademia)

«Коммуникация с клиентом переходит в цифровую среду: люди не тратят свое время на личные встречи с турагентами для выбора отеля в отпуск. Люди ищут информацию в интернете самостоятельно — сами знакомятся с отелем, с экскурсионной программой, сами покупают билеты и так далее. Привычка бронировать заранее тоже ушла. Сейчас люди покупают билеты и бронируют отели в последний момент».

Анастасия Кириллова, управляющая Welton Club Hotel & Apartments:

Анастасия Кириллова, Welton Club Hotel & Apartments
Анастасия Кириллова, Welton Club Hotel & Apartments (Фото: Welton Club Hotel & Apartments)

«Турист стал выбирать «нетуристические места», которых очень много на Петроградке, в части города, горячо любимой петербуржцами. Он также стал более самостоятельным и черпает информацию: что посетить, увидеть в городе, — на просторах интернета, не обращаясь к профессиональной службе консьержей. Сам же город стал более дружелюбным, в том числе к иностранным гостям. Важную роль здесь сыграли международные события: Чемпионат мира по футболу, ПМЭФ и другие».

Скачать Содержание
Закрыть