Большинство петербуржцев в уходящем году вынужденно прикоснулись к медицинской «цифре» — как минимум при получении QR-кода. И часть людей явно осталась недовольна. Между тем у петербургской медицины есть настоящие технологические достижения, хотя они и остаются незаметными для большинства пациентов. Ученые и медики в этом году продолжили заниматься генетическими исследованиями — этот сегмент медицины критически важен для диагностики целого ряда заболеваний. Больницы активно вовлекали во врачебную работу искусственный интеллект. Пока городская медицина сдерживала пандемию, частные клиники развивали «нековидные» направления. Какими технологическими трендами был отмечен 2021 год в городской медицине — в обзоре РБК Петербург.
Генетические исследования
Как отметили все опрошенные РБК Петербург эксперты, наиболее активно в уходящем году развивались технологии молекулярно-генетической диагностики. Это связано, с одной стороны, с продолжающимся ростом числа аутоиммунных заболеваний, с другой — с возможностью использовать генетические исследования для диагностики последствий заболеваний в других направлениях медицины.
Как отмечает заведующий лабораторией диагностики аутоиммунных заболеваний медицинского университета имени И. П. Павлова Сергей Лапин, рост спроса на аутоиммунные исследования объясняется не только пандемией, но и растущим трендом на увеличение числа аутоиммунных заболеваний во всем мире. По его словам, медики стабильно отмечают прирост числа различных аутоиммунных заболеваний. Доля людей, страдающих такими заболеваниями, достигает 10% всей популяции. «Что касается коронавируса, то хотя ряд осложнений после него могут иметь аутоиммунные последствия, но объективно всплеска аутоиммунных заболеваний после ковида мы не видим», — отмечает Лапин.
Новые диагностические технологии в сфере аутоиммунных заболеваний нацелены на комплексность, чтобы по одному биологическому материалу, полученному от обследуемого, в одном тестировании можно было проанализировать единовременно аутоантитела, биомаркеры и генетику. «При этом нужно понимать, что медицина — вещь небыстрая. В развитии новых методологий исследований мы играем вдолгую. Когда мы начинаем развивать новый тест, основанный на конкретной методике, мы ожидаем, что широкое применение он найдет через три года и более. При этом развитие нового метода обычно «тянет» за собой другие исследования», — говорит Сергей Лапин. По словам эксперта, новые технологии в диагностике аутоиммунных и наследственных (в том числе аутовоспалительных) заболеваний разрабатываются с учетом информационных технологий. Они помогают быстро интерпретировать и анализировать результаты тестов, предлагать результаты исследований в доступной для пациента и лечащего врача форме.
Индивидуальная диагностика
С тем, что все большую роль сегодня играют молекулярно-генетические исследования в онкологии, соглашается председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС) Аркадий Столпнер. По его словам, они дают возможность не только определить характер онкологического заболевания, но и помогают в выборе наиболее эффективных способов его лечения — на основе данных о чувствительности опухоли к тому или иному препарату в зависимости от выявленных генетических мутаций. «Такая диагностика на молекулярном уровне необходима для индивидуализации лечения: каждый год «Большая фарма» разрабатывает и выпускает на рынок все новые таргетные препараты, отличающиеся поразительным эффектом, но также и высокой ценой. Определить, кому именно из пациентов они помогут, возможно в том числе и на основе данных генетических исследований, без которых завтра не сможет работать ни один онкологический центр мирового уровня», — говорит он.
Поэтому, как рассказывает Столпнер, в 2021 году патоморфологическая служба МИБС пополнилась молекулярно-генетической лабораторией, в которой выполняются все виды исследований, в том числе секвенирование нового поколения (NGS). «Данный метод интересен тем, что может быть востребован не только для больных, но и для здоровых людей: выявляя «поломки» в генах, он просчитывает риски возникновения онкологических заболеваний (ведь каждый четвертый рак носит наследственный характер). Информированность о повышенных рисках дает возможность человеку принять превентивные меры для предотвращения болезни или для выявления опухоли на ранней стадии», — делится собеседник РБК Петербург.
Новости хирургии
Как говорят опрошенные игроки рынка частной медицины, технологии в этом году активно внедрялись в сферах онкологии, травматологии и перинатологии. Некоторые клиники делали акцент на хирургию, в частности ЛОР-хирургию. «Из современных медицинских технологий я бы отметил навигационные системы для операций в области ЛОР-хирургии и хирургии основания черепа. Во время ЛОР-операции хирургу нужна хорошая визуализация. А рубцы, изменения, которые остались после предыдущих вмешательств, затрудняют видимость оперируемой зоны. Это сильно влияет на качество проведения операции. Навигационная система поможет избежать этого и сделать хирургию еще безопаснее для пациента», — говорит директор по медицине СМ-Клиники в Петербург Сергей Пониделко. Сейчас, по его словам, для операций в оториноларингологии и травматологии клиника использует холодноплазменную коблацию — когда на поврежденные ткани воздействуют облаком холодной плазмы. Такой метод хирургического вмешательства, по его словам, позволяет избежать повреждения здоровых тканей, минимизировать ожоги, кровотечения и болевые синдромы после операции. По сравнению с обычными операциями коблация требует меньше времени. Например, при холодноплазменном удалении миндалин операция длится от 15 до 30 минут, а выписывают пациента в тот же или на следующий день.
Помимо этого, клиника несколько лет назад внедрила факоэмульсификатор для удаления катаракты хрусталика глаза. Как рассказывает Пониделко, это прибор, который с помощью ультразвука «растворяет» помутневший хрусталик, после чего проводится имплантация искусственного хрусталика. Благодаря этой технологии человек может вернуться к привычному образу жизни на следующий день после операции.
Репродуктивные технологии
На то, что пациенты за последние годы стали обращать внимание не только на то, какой врач их консультирует, но и на техническое оснащение клиники, указывает репродуктолог, кандидат медицинских наук, главный специалист по ЭКО клиники «Источник» Надежда Эрлихман. По ее словам, большое внимание новым технологиям уделяется в репродуктивной медицине.
Будущие родители, которым рекомендовано экстракорпоральное оплодотворение, часто беспокоятся о том, не перепутают ли «ребенка в пробирке»? «Современные технологии позволяют исключить этот момент. В отделении ЭКО мы используем систему электронной идентификации биоматериала. С помощью радиочастотных меток маркируется вся лабораторная посуда, в которой хранятся половые клетки будущей мамы и ее партнера. Если по какой-то причине к оборудованию даже поднесли, например, чужой эмбрион, то система подает звуковой и световой сигналы и работа лаборатории блокируется. Не заметить случайную «подмену» тут просто невозможно», — рассказывает Надежда Эрлихман.
Цифровизация
Пандемия коронавируса стала серьезным толчком для ускоренного перевода отечественной медицины в «цифру». По планам Смольного, к 2022 году Петербург полностью завершит перевод городской медицины в цифровой формат. В ближайшее время и частные клиники могут обязать передавать сведения о пациентах в единую государственную информационную систему. Соответствующий законопроект выносился на общественные обсуждения весной 2021 года, а сейчас, по данным портала Vademecum, находится на доработке. Цифровизация медицинских данных хоть и влечет за собой ряд рисков, является важным помощником для врача в диагностике пациентов.
По словам заместителя генерального директора по информационным технологиям и проектному управлению Национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова Дмитрия Курапеева, благодаря цифровизации медицинских данных формируются предпосылки перехода от ретроспективной оценки состояния пациента к предиктивной аналитике, поиску индивидуальных решений. «Обработка больших массивов данных позволяет переходить к персонализированному лечению. То есть у врачей появляется не только возможность предугадывать общие риски развития заболевания, но и определять, что конкретному пациенту с таким-то диагнозом подходит одно лечение, а другому пациенту с таким же диагнозом, но другим набором факторов — нужно другое лечение», — объясняет он. При этом, по словам Курапеева, развитие технологий в отдельных отраслях медицины не даст комплексного эффекта, нужна синергия ряда направлений: молекулярной биологии, генетики, фундаментальной медицины и цифровых технологий.
Телемедицина
В этом году продолжился рост числа телемедицинских консультаций. По словам Курапеева, кратный рост таких консультаций отмечался по итогу 2020 года; в этом году количество телемедицинских консультаций в Петербурге выросло примерно на 30%.
Однако развитие телемедицины в России сдерживается недостатками законодательства. Врач без очной консультации не вправе поставить диагноз и назначить лечение. Однако правительство рассматривает проект Минэкономразвития об экспериментальном правовом режиме по оказанию дистанционных медицинских услуг. Если такое постановление будет принято, то медучреждения смогут оказывать пациентам полноценные услуги в режиме онлайн. Это, в свою очередь, подстегнет петербургские клиники к внедрению дистанционных медицинских технологий.
Сергей Пониделко, директор по медицине СМ-Клиники в Санкт-Петербурге:
«Мы активно работаем над развитием хирургии, поэтому основные технологии, которые мы хотим внедрить в клиники, связаны в первую очередь с этим направлением. В ближайшее время планируем приобрести два высокотехнологичных аппарата: это оборудование для коррекции зрения — эксимерный лазер, а также гольмиевый лазер. Последний применяется для лечения болезней мочевыделительной системы и предстательной железы. Например, лазер позволяет разрушать любые виды камней в почках. Метод эффективный и нетравматичный, что ускоряет восстановление пациента».
Надежда Эрлихман, репродуктолог, кандидат медицинских наук, главный специалист по ЭКО клиники «Источник»:
«Большое развитие получила телемедицина — онлайн-консультации с доктором. По действующему законодательству врач не может выставить пациенту диагноз, если видит пациента на первичном приеме онлайн. Но услуга телемедицинских консультаций тем не менее становится все популярней, особенно на фоне пандемийных ограничений. В нашей клинике наблюдаются пациенты, которые планируют вступить в протокол ЭКО и при этом проживают в других городах. С помощью телемедицинских консультаций врач может начинать подготовку к программе: проанализировать результаты исследований, уточнить нюансы по порядку вступления в протокол, ответить на вопросы. Все это избавляет пациентов от необходимости выезжать в клинику. Телемедицина не исключает очных консультаций врача, но она помогает поддержать пациента на расстоянии».