На территории Ленинградской области действует программа, согласно которой предприниматели могут арендовать объекты культурного наследия по льготной ставке — один рубль за один квадратный метр в год. Об особенностях работы программы, взаимодействии с чиновниками на местах и бизнесом, а также перспективных инструментах возврата инвестиций — в интервью РБК+ рассказал глава комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области Владимир Цой.
Работа с инвесторами
— Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области был создан год назад. Какие задачи были в приоритете?
— За год нам удалось полностью сформировать дееспособный орган власти: создан корпус музеев и полностью выстроена работа в сфере реставрации. Впервые за многие-многие годы освоение средств областного бюджета, который выделяется на реставрацию, превысит 95%. Это серьезный результат.
— Какие задачи стоят на будущий год?
— Мы продолжим работу на тех реставрационных объектах, которые начали в этом году. У нас есть как большие проекты — Павловский собор в Гатчине, так и небольшие, которыми мы только начали заниматься. На следующий год мы планируем более активно работать с федеральным бюджетом, участвовать в программах, которые предлагает государство. Также активизируем работу с потенциальными инвесторами, которые хотят работать с объектами культурного наследия. Пока здесь существует правовая лакуна: если объект находится в муниципальной собственности, им должны заниматься муниципалитеты. Однако на этом уровне пока не всегда хватает компетенций.
— Как бы вы оценили запуск программы льготной аренды исторических памятников за 1 рубль? Какие здания вошли в программу?
— К сожалению, Ленинградская область стала одним из последних субъектов, где была введена эта программа. Зато мы смогли учесть минусы, которые были в аналогичных программах у наших коллег, например в Московской области. Поэтому в нашем регионе льготная аренда действует с момента заключения договора с инвестором, а не после разработки проекта реставрации, которая может длиться годами.
Во-вторых, в собственности Ленинградской области находится не так много объектов культурного наследия. Основной результат работы программы в этом году состоит в том, что мы смогли убедить муниципальные власти крупных районов, где много объектов культурного наследия — например, Выборгский и Гатчинский районы, — принять аналогичные законодательные акты на своем уровне.
Работа с чиновниками на местах
— Настройка коммуникации между разными уровнями власти является ключевой проблемой при реализации этой программы?
— Сложность коммуникации — лишь один из аспектов. С одной стороны, на собственника (муниципальное образование) возложены обязанности по реставрации и содержанию объекта культурного наследия. Но далеко не всегда у муниципалов есть необходимый инструментарий и компетенции. Если на уровне района можно оперативно посмотреть на опыт субъекта, принять аналогичные акты об аренде объектов культурного наследия за рубль, то на первом уровне даже нет специалиста, который в принципе отвечал бы за такие объекты.
Мы стараемся максимально помогать тем администрациям, которые настроены на это. В частности буквально вчера были в Шлиссельбурге, смотрели объекты, обсуждали проблематику. Понятно, что за свой бюджет муниципальному образованию эти объекты никогда не отреставрировать. Мы готовы подставить плечо, но нам очевидно нужен партнер и с той стороны. Все действия на уровне субъекта мы выполнять не можем.
— Какие объекты культурного наследия уже входят в программу или войдут в нее в ближайшее время?
— На территории области уже есть несколько заключенных договоров на управление федеральным имуществом, например, в Новой Ладоге. Мы надеемся, что по этой программе в ближайшее время у нас будут заключены договора на некоторые объекты областного имущества. Возможно, что по этой программе мы проведем многострадальный дом Говинга в Выборге, который по решению суда наконец становится собственностью государства. К нему есть интерес инвесторов, мы пока проводим предварительные встречи. Наверно, это самый крупный объект из тех, которыми мы располагаем в принципе.
Бизнес или призвание
— Почему предприниматели, которые входят в программу льготной аренды, в итоге не пользуются ее возможностями или пользуются ими не сразу?
— Есть проблема перехода права собственности. Любой инвестор говорит: «Хорошо, у меня льготная аренда, я пользуюсь объектом на хороших условиях, вкладываю в него деньги, но через 5-10-15 лет, когда я закончу реставрацию и захочу приобрести его в собственность, вы мне выставите уже полную стоимость отреставрированного объекта». Это, конечно, объективная проблема, которая в рамках данного законодательного акта решена быть не может. Какого-то конкретного решения федеральный законодатель не предоставляет. Мы вынуждены в каждом случае идти индивидуальным путем, но так или иначе проблему перехода права собственности надо решать.
Может быть, законодателям нужно набраться храбрости и принять программу не об аренде за рубль, а о передаче права собственности на каких-то достаточно льготных условиях. Учитывая все риски подобной программы должен, быть продуман и механизм обратного изъятия, введения санкций в случае неисполнения инвестором своих обязательств.
— Как, в принципе, меняется интерес бизнесменов и предпринимателей к объектам культурного наследия?
— Интерес к таким объектам вырос. Мы знаем несколько примеров, когда предприниматели из Петербурга в инициативном порядке выкупали здания бывших усадеб и начинали вкладывать туда деньги. Не из желания получить быструю прибыль или конкретного бизнес плана, а понимая, что это долгие инвестиции, возврат которых нельзя гарантировать. Такие объекты есть в Выборгском и в Ломоносовском районе, прекрасный пример — знаменитая усадьба Марьино в Тосненском районе. Мы стараемся в ручном режиме помогать инвесторам.
— Часто ли предприниматели сами обращаются в комитет за поддержкой?
— Потенциальные интересанты не обязательно приходят к нам. Они обращаются в местную администрацию: спрашивают, можно ли взять какой-то объект, на каких условиях и так далее. Там, где администрация заинтересована и понимает все плюсы такой работы, например как в Выборге, наша поддержка не нужна. Там, где процесс не встал пока на хорошие рельсы как в Новой Ладоге или Ивангороде, мы чувствуем, что надо помогать. Процесс идет. Что меня радует, не все относятся к этому как к бизнесу.
— Получается, что реконструкция становится элементом социальной ответственности…
— Это скорее призвание. Люди понимают, что они вкладывают деньги в часть своей страны, своей истории. Их мотивация: «Я здесь живу, это моя земля, это наши памятники. Если у меня есть возможность помочь, что-то сделать — я сделаю». Мы стараемся поддерживать такие инициативы. В частности, в этом году впервые в субъекте проведем семинар совместно с российским обществом охраны памятников истории и культуры именно для муниципальных служащих.
Варианты возврата инвестиций
— Ведется ли работа с крупным бизнесом?
— Сейчас идет очень большая программа по реставрации и реконструкции ГЭС на реке Свирь. Она является объектом культурного наследия. Мы стараемся тут работать с крупным бизнесом. Многие предприниматели имеют возможность претендовать на возврат части средств после реставрации. Для крупного бизнеса это большие деньги, особенно для публичных компаний. Мы надеемся, что благодаря такой мере поддержки сподвигнем владельцев ГЭС к более активной реставрации.
— Планируете ли вводить какие-то новые льготы для поддержки предпринимателей?
— На региональном уровне в прошлом году мы приняли две инициативы — одна связана с льготной арендой, другая с возвратом 10% инвестиций, вложенных в реставрацию. Пока что на региональном уровне новых инициатив не планируем.
Но в следующем году будем активно включиться в работу национального проекта в сфере туризма, одним из направлений является создание туристических кластеров. В этом случае у инвестора есть возможность вернуть часть денег в рамках нацпроекта. Мы рассматриваем это как новый инструмент, который пока в Ленобласти не применяется. В разработке также есть несколько инициатив, связанных с созданием туристических кластеров на базе объектов культурного наследия.