Проект КАД-2 получил новый импульс к реализации — проект был упомянут на совещании у президента. КАД перестает справляться с функцией транспортного обхода Петербурга, постепенно превращаясь во внутригородскую магистраль, говорят эксперты. Стоимость новой трассы будет зависеть от выбора варианта реализации, оценки начинаются от 300 млрд рублей. Справиться с такой нагрузкой могут помочь финансовые корпорации с условно-частным капиталом.
Пропускная способность исчерпана
На совещании по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области президент Владимир Путин поднял вопрос строительства нового транспортного обхода Петербурга. Проект КАД-2 обсуждается уже давно, и эксперты в один голос говорят о том, что рано или поздно новое транспортное полукольцо (кольцом оно не может стать из-за Финского залива) должно быть построено.
«Для Ленобласти КАД-2 даст дополнительный импульс развития территорий Всеволожского, Гатчинского, Тосненского и других районов. Важно, что магистраль будет выводить грузовой транзит дальше от населенных пунктов, что благоприятным образом скажется на безопасности движения», — подчеркнул глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.
В свою очередь, гендиректор компании SIMETRA (компания-разработчик программы. комплексного развития транспортной инфраструктуры Ленобласти) Владимир Швецов отметил, что проект решает целый комплекс проблем как федерального масштаба, так и на уровне Петербурга и Ленобласти. «Это и стыковка Урала с балтийскими коридорами, выходом на Финляндию, и, возможно, коридор Европа-Западный Китай. Это и разгрузка КАД — по нашей оценке, к 2024-25 году КАД будет загружена полностью. Это и развитие территорий Ленобласти, решение проблем Мурино, Кудрово, Всеволожска», — пояснил он.
Многие развязки на КАД не справляются с нагрузкой уже сегодня, подчеркивает заместитель генерального директора — Начальник управления развития транспортной инфраструктуры АО «Институт «Стройпроект» Виктория Калинина. «По наиболее востребованным участкам восточного полукольца проезжает до 170 тыс. автомобилей в сутки, при этом пропускная способность съездов многих транспортных развязок полностью исчерпана, а ввиду сложных градостроительных условий реконструкция транспортных узлов существенно затруднена или совсем невозможна», — сказала она. По ее прогнозам, интенсивность на втором транспортном обходе города составит до 60 тыс. автомобилей в сутки на 2040 год.
Сейчас, по словам губернатора региона Александра Дрозденко, проект приобрел дополнительную актуальность. «Владимир Владимирович предложил обратить особое внимание на проект строительства КАД-2 ― второго более удаленного обхода Санкт-Петербурга, который становится актуальным, в том числе, в свете большого федерального проекта по продлению скоростной трассы Петербург-Москва ― до Екатеринбурга через Казань», — отметил губернатор, комментируя итоги совещания.
Вынос чертежа на трассу
Основным камнем преткновения при реализации проектов может стать земельный вопрос. «У нас культура резервирования земель под инфраструктурные стройки пока не образовалась. Строительство КАД, например, в результате земельных споров задержалось на 3-4 года. Будем надеяться, что какой-то опыт приобретен», — отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета ВШЭ, председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин.
Решение этой проблемы будет зависеть от маршрута, по которому пройдет трасса. Широко обсуждается вариант использование старых военных дорог, в народе называемых «бетонками». «Вынос чертежа на трассу — это всегда тяжело. Вероятно, будет принято во внимание, где меньше всего вероятность земельных конфликтов. Скорее всего, действительно, будут использоваться линейные землеотводы под бетонки», — предположил Михаил Блинкин.
Однако у этого варианта есть существенный недостаток, считает Владимир Швецов. «Бетонка проходит достаточно далеко от города, в 40-50 км. Для большего эффекта, в том числе с точки зрения разгрузки КАД, новая трасса должна быть ближе», — пояснил эксперт.
Так или иначе, работа по трассировке еще предстоит. «Если есть желание и финансирование, можно начинать уже в этом году», — сказал Владимир Швецов.
Стоимость реализации
Общий объем финансирования проекта пока можно оценить только очень приблизительно. «Условно предположим, что длина трассы составит 300 км. Один километр дороги высшей технической категории стоит 0,9-1 млрд руб., то есть общая стоимость составит от 270-300 млрд», — приводит расчет Михаил Блинкин. При этом, по его словам, цена будет уточняться с учетом доли искусственных сооружений в общей протяженности дороги. «Есть счастливые дорожные стройки, которые идут по каменистой сухой равнине. Но у нас болота, и понадобится огромное количество различных сооружений, например, водопропускных, и это будет влиять на общую стоимость строительства», — поясняет эксперт.
В свою очередь, Владимир Швецов оценивает стоимость проекта в 300-350 млрд рублей. Понятно, что такой объем финансирования региональному бюджету не под силу. Впрочем, именно с целью реализации проекта КАД-2 область в свое время передала часть «бетонки» в федеральную собственность — об этом говорил в 2017 году Максим Соколов, занимавший на тот момент пост министра транспорта.
В качестве возможных источников финансирования стройки Владимир Швецов упомянул национальный проект «Безопасные качественные дороги», а также крупные финансовые корпорации. «Я не исключаю, что КАД-2 будет построен не только за государственные деньги, но и за условно-частные, с привлечением кредитов ВЭБа, ВТБ. Эти схемы уже отработаны и находятся в общей логике развития рынка», — сказал эксперт.
Приоритетные проекты
Финансирования требует не только второй транспортный обход Петербурга. Среди приоритетных задач для развития транспортной системы Ленобласти Владимир Швецов называет создание единого железнодорожного пассажирского каркаса, строительство железнодорожных переездов (особенно там, где интенсивно развивается грузовое движение), обход Всеволожска, Мурино, Кудрово. Кроме того, по словам эксперта, необходимо серьезно вкладываться в развитие пассажирского сообщения в регионе. «Мы выявили порядка 300 населенных пунктов, которые либо не обслуживаются пассажирским общественным транспортом, либо обслуживаются с нарушениями», — подчеркивает Владимир Швецов.
Как сообщил на совещании у Президента Александр Дрозденко, на сегодня основные проекты ― это строительство транспортных развязок на границе с Санкт-Петербургом в зоне активного развития жилищного строительства (Мурино, Кудрово, Новосаратовка), строительство обходов больших зон развития (обход Новодевяткино с Мурино с выходом уже на Токсово и обход Всеволожска), реконструкция вылетных трасс, которые выходят из города, причем, не только федеральных. Обсуждалась идея скоростного трамвая от метро «Улица Дыбенко» через Кудрово на Новосаратовку и от станции «Ладожская» на Всеволожск. Также губернатор Ленобласти выразил заинтересованность в Восточном скоростном диаметре, поскольку он, в том числе, позволит разгрузить транспортные потоки в районе трассы «Кола».
В числе важнейших для региона проектами Александр Дрозденко назвал развитие и строительство станции метрополитена «Кудрово» и развитие транспортного сообщения с куроротом «Игора», где в 2023 году должен пройти этап Формулы-1.