«Сегодня на наших глазах довольно быстрыми темпами происходит трансформация строительной отрасли и рынка недвижимости. Пересматриваются подходы к работе в девелопменте, бизнес-процессы. Самый главный тренд — всепроникающая цифровизация бизнеса и внедрение новых технологий.
Появление новых разработок и сервисов обусловлено теми тенденциями, которые мы наблюдаем в повседневной жизни. Повышение ритма жизни, непрерывный поток новых технологий диктуют компаниям условия, под которые необходимо очень быстро адаптироваться. Ключевое значение приобретает прогнозирование, необходимость смотреть в будущее, «за горизонт», поэтому мы тестируем новые смарт-решения и инвестируем в самые, на наш взгляд, перспективные.
Так, еще с 2012 года мы внедряем и используем технологии информационного моделирования зданий на всех этапах жизненного цикла реализации проектов. Это проектирование, контроль сроков, качества и стоимости строительства, мониторинг строительных площадок и многие другие направления. Для нас BIM — это полноценный рабочий инструмент. Дополнительным тому подтверждением служит прохождение нашего объекта — детского сада в ЖК «Дом на Блюхера» — государственной экспертизы и получение положительного заключения полностью в цифровом формате. Это первый опыт в России.
Этот кейс свидетельствует о еще одном важном тренде — государство активно цифровизируется и тем самым подталкивает бизнес к внедрению цифровых решений во всех отраслях. Сегодня наши специалисты активно изучают возможности и практические реализации интернета вещей. Технология активно развивается, становится более доступной. По нашим прогнозам, уже через 2–3 года она будет шире применяться в недвижимости. Еще одна причина распространения цифровых технологий и их проникновение в самые разные сферы — появление более мощных и компактных мобильных устройств, технологичных новинок для быта.
Другой актуальный тренд рынка — изменение девелоперского продукта и его трансформация в услугу. Это следствие все большей ориентированности девелоперов на потребителей. Важным шагом реализации обновленной стратегии Группы «Эталон» станет разработка единого мобильного приложения по принципу платформы, обеспечивающей бесшовное прохождения клиента от момента авторизации в личном кабинете на этапе выбора квартиры до, например, оплаты коммунальных услуг одной транзакцией, получения сервисов и бытовых услуг, заказа пропусков для посетителей, покупки еды или других товаров через приложение.
Меняется и содержание понятия «жилье». Теперь оно включает в себя не только помещение для постоянного проживания, но и сервисную экосистему и всю инфраструктуру в шаговой доступности. Набирает популярность концепция 15-минутного города, когда все городские сервисы находятся в радиусе пятнадцати минут пешком.
Растут требования покупателей к качеству жилья. Важны и местоположение дома, и эргономичность, и функциональность планировочных решений, архитектурная составляющая проекта, его обеспеченность парковками и объектами социальной инфраструктуры, планировка придомовой территории, отделка мест общего пользования. Более востребованной становится возможность выбрать различные варианты отделки квартир. При этом появился запрос на отделку в бизнес-классе, что ранее крайне редко встречалось на рынке. Мы учитываем эти тенденции в работе, предлагая на выбор несколько пакетов отделки, в том числе класса «бизнес». Весной мы запустили еще один новый сервис для своих клиентов –— квартиры с полной отделкой и меблировкой кухни в нашем флагманском петербургском проекте — квартале «Галактика».
Продукт меняется еще и потому, что изменилась сама структура покупателей. Смена поколений также формирует запрос на учет вопросов устойчивого развития при реализации новых девелоперских проектов. Около 70% представителей поколения Y и Z готовы увеличивать бюджет своих покупок, если жилые комплексы являются более энергоэффективными, обладают всей необходимой инфраструктурой, построены из более экологичных материалов.
Если в 2015 году доля покупателей моложе 40 лет составляла лишь 26%, то сейчас миллениалы и старшие представители самого молодого поколения Z формируют около 60% спроса на жилую недвижимость. Как правило, это люди, которые не имели приватизированного жилья и свою первую и последующую покупки совершали с использованием ипотечных средств, что побуждало их при ограниченности в ресурсах искать лучшее качество за имеющийся бюджет.
Для глубокого понимания рынка недвижимости сегодня как никогда важны исследования покупательских предпочтений и ориентация на потребителя».