«Сегмент корпоративных коммуникаций находится несколько в стороне от общепринятого понимания облачных сервисов. Несмотря на все трудности, которые человечеству принесла пандемия, Covid-19 стал катализатором процессов, которые уже были начаты многими компаниями и заключались в постепенном переходе на облачные коммуникации. За последний год количество пользователей облачных сервисов нашей компании удвоилось. Компания «Марвел-Дистрибуция», наш партнер на российском рынке, тоже отмечает этот тренд.
Безусловно, пандемия для данного направления стала драйвером роста, как и для многих других облачных сервисов, но я рискну сказать: хотя взрывной рост и случился, рынок не был шокирован, катастрофы или обвала традиционных решений не случилось.
Мы получили всплеск интереса к облачным решениям, но он был в разумных рамках. Этому есть много объяснений, и одно из важных состоит в том, что корпоративные коммуникации — это очень консервативная отрасль. Недостаточно стереть одно приложение со смартфона и установить другое — здесь требуется вдумчивый и взвешенный подход с принятием стратегических решений на несколько лет вперед. Так что всплеск интереса к облачным коммуникациям будет продолжаться еще какое-то время.
Сейчас в числе европейских лидеров по активности использования наших облачных решений в сфере корпоративных коммуникаций находится Франция. Там множество медицинских организаций, что непривычно для России, обратило внимание на облачные коммуникации. Сейчас именно на медицину приходится самый большой рост использования облачных подписок. Мы видим рост интереса и в образовании, хотя здесь сказались каникулы и спад образовательной активности, которые приходятся как раз на летние месяцы.
Скандинавия также проявляет большой интерес к облачным коммуникациям Alcatel-Lucent Rainbow, но там наиболее активна индустрия гостеприимства. Исторически в странах Скандинавии степень автоматизации гостиничного бизнеса очень высока, именно там часто можно встретить гостевые дома без персонала, где установлен датчик заселения, полностью автоматизирована оплата. Коммуникационные сервисы там также построены на базе облачных решений, чтобы минимизировать стоимость обслуживания.
В разрезе отраслей отстающими в освоении облаков во всех странах являются производственные компании — там на облака смотрят пока с недоверием, вероятно, из-за повышенных требований к надежности в случае опасных производств. Госсегмент смотрит на облачные сервисы благожелательно, но здесь есть своя специфика. Интересным открытием для меня стало то, что в Европе муниципальные органы власти по сценариям использования коммуникаций ничем не отличаются от малого бизнеса и строят свои системы по тем же принципам, поэтому и степень проникновения облачных коммуникаций там достаточно высока. В России же госсектор требует наличия стратегических решений по использованию облачных коммуникаций, отсюда и их достаточно низкое проникновение. Госучреждения выжидают, скорее всего, появления единого национального облачного сервиса — может, тогда все изменится.
Не спешит с традиционными системами связи и оборонная отрасль, военные — там другие требования к надежности инфраструктуры. Но в принципе и они могли бы использовать облака.
Приведу пример: в начале этого года был запущен проект по созданию облачной инфраструктуры для круизного лайнера. Проект уникален. Это облачная система, но так как у лайнера ограниченные возможности по доступу в интернет, на нем была развернута реплика облачного решения, которая обеспечивала связью пассажиров и экипаж, пока лайнер находился в круизе. Когда лайнер приходил в порт, появлялась возможность синхронизации и т.д. Это показательный пример того, что даже в традиционных сегментах, где немыслимо отличное от классического решение, в недалеком будущем мы увидим новые инструменты — облачные.
Среди перспективных отраслей для развития облачных коммуникаций выделю интеграцию с интернетом вещей. Как известно, существует большое количество IoT-платформ, датчиков, устройств, решений на базе интернета вещей, которые используют разнообразные механизмы взаимодействия с людьми. И в этом одна из слабых сторон IoT — требуется некоторое количество инструментов для управления. И здесь, с нашей точки зрения, на помощь может прийти открытая облачная коммуникационная система, которая при помощи открытых API [open application programming interfaces — общий интерфейс для создания приложений – ред.] может быть состыкована с миром IoT, чтобы общение с вещами происходило с помощью естественного языка человека в привычной для человека коммуникационной среде. В этом направлении также будут развиваться облачные коммуникации.
Что касается будущего, то, с моей точки зрения, самым значимым фактором будет диджитализация народного хозяйства. Компании, которые подходят к проблеме комплексно, будут включать в трансформацию и облачные коммуникации как части цифровой инфраструктуры связи. Безусловно, драйвером будет и смена поколений: на первый план уже выходят ИТ-специалисты, которые изучали в институте не телеграф, а интернет. Сдерживать же развитие рынка будут законодательные ограничения, которые будут только ужесточаться, потому что облачные коммуникации еще далеки от совершенства. Будет появляться все больше требований по обеспечению безопасности хранения данных, борьбе с киберпреступлениями, соответствию национальным стандартам. Поэтому облака будут превращаться из сферы интересов гиков-энтузиастов в арену битвы высокооплачиваемых юристов. Но в конечном итоге это должно привести к появлению более надежных, безопасных, отказоустойчивых облачных сервисов, интегрированных в жизнь предприятий так же, как электроэнегрия».