Последствия пандемии: облачная инъекция
Материалы выпуска
Новые границы кибербезопасности Инструменты Последствия пандемии: облачная инъекция Решения Эволюция облака: из хобби гиков в арену битвы высокооплачиваемых юристов Экспертиза Электронное золото Экспертиза ЦОДы с заботой Экспертиза «Главное для бизнеса – не застрять в обсуждении, когда кончится кризис» Экспертиза
Решения Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Последствия пандемии: облачная инъекция

Коронавирус привел к трансформации облачного рынка. Произошедшие качественные изменения в сознании бизнес-потребителей позволяют рассчитывать на стабильный рост в дальнейшем.
Фото: pexels.com

Аналитики называют COVID-19 драйвером роста рынка облачных сервисов и дата-центров. Однако представители компаний, работающих в этих сегментах, уверены: кратного роста по итогам года мы не увидим, правда, и серьезного оттока клиентов после окончания изоляции не будет. Гораздо более важным итогом пандемии для рынка участники дискуссии, организованной РБК Петербург, считают выход на качественно новый уровень потребления бизнесом облачных сервисов и услуг дата-центров.

Смена факторов

Глобальный облачный рынок в последнее время демонстрирует серьезные темпы роста. По данным сингапурской аналитической компании Canalys, в мировом масштабе этот сегмент в третьем квартале 2019 года вырос на 37%, как и кварталом позже. Тогда аналитики называли причиной роста цифровую трансформацию, которая затронула все страны и все отрасли экономики. В первом квартале 2020 года темпы роста снизились до 34%.

Сейчас драйвером роста облачных сервисов стал массовый переход на удаленную работу в связи с пандемией COVID-19. В результате предприятиям потребовался быстрый доступ к вычислительным ресурсам. Рост спроса на инструменты для совместной работы в интернете, электронную торговлю и облачные сервисы для конечных пользователей привел к резкому увеличению потребления облачной инфраструктуры, что принесло выгоду всем основным поставщикам этих услуг.

Когда звезды сошлись

Заметим, что Россия свою лепту в указанный тренд тогда еще не внесла: режим самоизоляции, как и сам вирус, докатился до нас существенно позже — в самом конце первого квартала. Тогда действительно стал заметен всплеск интереса к облачным сервисам — это в свою очередь поставило перед игроками рынка серьезные задачи.

«Для нас главным вызовом была необходимость обеспечить производительность нашего облачного сервиса, — рассказывает технический директор Alcatel-Lucent Enterprise CIS Александр Середа. — С началом пандемии мы ощутили взрывной рост нагрузки: клиенты, отправившие сотрудников на удаленку, начали пользоваться нашим облачным коммуникационным сервисом гораздо более активно. Этот напряженный период нам удалось преодолеть, и мы смогли вдвое увеличить производительность наших сервисов за счет добавления виртуальных машин в европейских дата-центрах».

Александр Середа (Alcatel-Lucent Enterprise CIS)

По мнению генерального директора «ПлазаТелеком» Павла Попечителева, значимым драйвером стала не только пандемия, но и необходимость оптимизировать расходы, хотя есть и другие значимые факторы влияния: «Сегодня идет активное развитие цифровых сервисов, потому услуги грамотно построенных дата-центров очень нужны бизнесу. Наш рынок сейчас информационно взрослеет, становится более гибким в понимании тенденций, диктуемых временем и бизнесом, а услуги во многих отраслях уходят в онлайн. Безусловно, карантин ускорил эти процессы, но и без этой эпидемии тяготение к онлайн-сервисам было налицо. Личные кабинеты, мобильные приложения, онлайн-фидбэки уже не экзотика, а реальность — и пользователи, и бизнес уже привыкли к этому. Все это ведет к увеличению потребностей в серверных мощностях, необходимости и полезности использования онлайн-платформ с их разнообразными возможностями. Например, в период вынужденной самоизоляции загруженность каналов связи значительно возросла. По нашей статистике, клиенты, чьи сервера размещены в ЦОД К-12, не желая испытывать трудности с пропуском трафика, увеличивали скорости до 1 Гбит/сек, хотя до этого им хватало 100 Мбит/сек».

Павел Попечителев («ПлазаТелеком»)

В МТС уверены, что самый значимый вызов лежал в плоскости готовности клиентов к оперативному реагированию на масштабные перемены. «Сами компании, работающие на облачном рынке, предлагали cloud-сервисы и до пандемии. События этой весны не породили новые тренды, а усилили те, что уже существовали на рынке. Обеспечение удаленной работы, например, — это потребность, которую бизнес уже давно осознал. Востребованность таких услуг росла все последние годы. То же касается общего тренда на повышение гибкости в подходах к построению ИТ-инфраструктуры в целом. 2020-й — это год, когда многим компаниям пришлось пересмотреть привычные подходы и попробовать новое, — объясняет директор МТС в Санкт-Петербурге и ЛО Павел Коротин. — Предприятиям, которые откладывали решение перейти в виртуальную среду до планового обновления инфраструктуры или до момента, когда сойдутся звезды, понадобилась экстренная помощь провайдеров в организации удаленной работы».

Павел Коротин (МТС) (Фото: Александр Крупнов/РБК Петербург)

Подтверждает значимость этого вызова и директор по эксплуатации и строительству ЦОД компании «Миран» Виталий Николаев: «Нет ничего удивительного в том, что большинство компаний оказались не приспособлены к переходу на удаленный режим работы. Пандемия с изоляцией всего лишь выявили проблематику как физической, так и моральной неготовности. Многим до пандемии было сложно представить, что для бизнеса может стать губительным отсутствие паттернов для совместной работы. Раньше им «хватало» простого хранилища. Длительный же уход на изоляцию выявил необходимость в администрировании систем, версионном контроле, безопасности доступа, систематизации процессов и т.д. Между тем, у ряда предприятий отсутствовала даже банальная культура работы с данными, облачными сервисами и IT в целом — всем пришлось оперативно подстраиваться».

Виталий Николаев («Миран») (Фото: Александр Крупнов/РБК Петербург)

Инстинкт выживания

Эксперты выделяют несколько категорий клиентов, которые быстро и, что важно, успешнее других освоили облака и цифровые технологии в целом. «Порадовала динамика изменения восприятия среды теми, кто никогда не собирался в силу специфики бизнеса выходить в онлайн. Людям хотелось выжить, инстинкт самосохранения и выживания сработал удивительно — именно этим обусловлено то, что в среде культуры и искусства все сработало здорово. Удивительно, с какой решимостью представители этой отрасли освоили технологии онлайн информирования, обучения и в целом существования в новых реалиях», — отмечает эксперт рынка Виктория Тихонова.

Виктория Тихонова

От многих игроков потребовались организационные перемены, связанные с необходимостью сохранения работоспособности при соблюдении новых мер противоэпидемической безопасности. К примеру, Selectel весь персонал перевел на удаленную работу — за исключением дежурных смен, для доставки которых на работу было организовано корпоративное такси.

Впрочем, не везде потребление облаков росло. К примеру, в Linxdatacenter даже отмечают обратный тренд. «Мы не видели очень большого увеличения спроса на облачные услуги, зато видели рост спроса на услуги дата-центра. Крупные клиенты, которым нужно было срочно перестроиться на удаленный режим работы, хотели получить больше мощностей, а небольшие клиенты демонстрировали обратную тенденцию», — рассказала директор по развитию международных продаж Linxdatacenter Светлана Яковлева.

Светлана Яковлева (Linxdatacenter)

Большие надежды

Любопытно, что некоторым игрокам рынка пандемия принесла неожиданные сюрпризы: ожидания не оправдались, мироощущение пришлось трансформировать. «В начале режима изоляции мы ожидали рост спроса на размещение в дата-центре дополнительных серверных мощностей, взрывного роста на виртуальные серверы, решения для ВКС, которые лихорадочно запускали, — отмечает генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров. — Но ничего из того, что мы экстренно пытались предложить рынку, востребованным не оказалось. Даже расчеты на инсталляцию речевой аналитики как сложного и эффективного продукта, до которого раньше не доходили руки, не оправдались».

Дмитрий Петров («Комфортел») (Фото: Александр Крупнов/РБК Петербург)

По словам эксперта, падение выручки, которое наблюдалось в первые месяцы весны, случилось из-за того, что часть клиентов попросила каникулы или отключилась в принципе, а компенсировать все это обратно традиционным пакетом услуг было сложно. «Дополнительные же сервисы «не взлетели», потому что большая часть клиентов обходилась бесплатными публичными сервисами», — объясняет Дмитрий Петров.

Схожий пример приводит и директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов. «На волне большого интереса мы смогли быстро разработать и запустить новый продукт Selectel Chat+Meet. Это корпоративный чат и видеозвонки на базе Rocket.Chat с собственными доработками. В период максимального спроса рост потребления нового сервиса фиксировался, но как только люди стали выходить в офисы, мы увидели резкий спад, — рассказывает он. — Продукт новый, поэтому сравнивать динамику не с чем, но сейчас мы видим практически нулевой рост. Возможно, компании стали переключаться на бесплатные планы крупных международных платформ, либо с выходом с удаленки у них просто пропала потребность в такого рода сервисе».

Александр Тугов (Selectel) (Фото: Александр Крупнов/РБК Петербург)

Деньги на стройку

Несмотря на ограничения из-за пандемии игроки рынка продолжали инвестиционные проекты. И ни экономический кризис с колебаниями курса рубля, ни режим изоляции и закрытия границ не оказали существенного влияния, хотя многих заставили перестроиться.

«У крупных компаний длительный цикл инвестиционного планирования, потому все инициативы были либо в рамках инвестиционных проектов, которые уже утверждены, либо как дополнительные покупки оборудования небольшими итерационными партиями. По нашим наблюдениям, кратно увеличивать инвестиции российские компании не стали», — объясняет Павел Коротин.

Примером может служить строительство МТС ЦОДа в Ленобласти: процесс не останавливался ни весной, ни летом. Осенью этого года дата-центр будет запущен в эксплуатацию и будет использоваться как для собственных нужд, так и для виртуализации ИТ-инфраструктуры корпоративных клиентов и увеличения портфеля цифровых сервисов для бизнеса. Новый дата-центр потенциально может стать одной из дополнительных площадок для инсталляции облака компании. Потребность в этом есть: по словам Павла Коротина, динамика потребления облачных сервисов показывает стабильный рост ежегодно, а по объему выручки в сегменте IaaS за прошлый год облачный бизнес МТС стал лидером рынка.

В некоторых компаниях решили подстраховаться в первые же дни, когда осознали риск закрытия границ, поэтому закупились оборудованием на несколько месяцев вперед, немного переплатив за него. Это обусловлено механикой процесса: оборудование доставляется в Россию по морю, и чем оно ближе к нам, тем дороже.

Игроки рынка признают, что ситуация вынудила оптимизироваться и в отношении закупок. «Мы не испытывали сложностей ни из-за закрытия границ, ни из-за колебания курса валют, — говорит Виталий Николаев. — Хотя коррекция рынка вынудила более серьезно подходить к контрактованию, ведь мы находимся в стадии постоянного строительства и в начале года запустили проект по увеличению второй площадки. Мы поработали с вендорами, максимально исключили всех промежуточных агентов по контрактам, провели ряд переговоров с европейскими штаб-квартирами. Мы стали более настойчивыми, что в результате позволило добиться оптимальных условий. Более того, это все зафиксировано на длительный срок, ведь наши партнеры тоже заинтересованы в том, чтобы сохранить для себя российский рынок».

Таким образом, глобальных проблем большинству игроков рынка удалось избежать, однако многим пришлось столкнуться с локальными трудностями. Так, в Linxdatacenter рассказали, что были моменты, когда на российском рынке пропадали простые комплектующие, которые раньше всегда были в наличии и поэтому не закупались впрок.

Однако плюсов в итоге оказалось больше. «Да, некоторые наши клиенты дольше ждали заказанное оборудование, а мы — его размещения. Но в то же время курс валют положительно повлиял на наш подход к ценообразованию, — поясняет Светлана Яковлева. — К тому же все поняли, что надо действовать быстрее. И если и до пандемии наш рынок был гибким и быстрым, то сейчас стал еще быстрее и гибче. Также мы видим рост интереса к глобальным облакам со стороны российского рынка, и пандемия этот интерес только укрепила: цифровизация внутренних сервисов превратилась из желания в необходимость. А потому нет сомнений, что глобальные игроки в Россию придут. Вопрос — когда».

В ожидании китайского сценария

Любопытно, что участвовавшие в дискуссии эксперты не ожидают серьезного оттока клиентов даже после окончания удаленки. Оптимизм внушают и результаты Китая, который раньше других стран перешел в режим восстановления экономики: как подсчитали в Canalys, по итогам первого квартала 2020 года облачный рынок Поднебесной вырос на 67%.

Сможет ли Россия повторить китайские рекорды, предсказать сложно, но уже сейчас понятно, что качественная трансформация отношения клиентов к облакам окажет позитивное влияние на рынок.

«В среднесрочной перспективе спрос на услуги ЦОДов, на облачные сервисы не снизится, а будет плавно расти. Я также ожидаю всплеска спроса в недалеком будущем, ведь, как гласит известная пословица, аппетит приходит во время еды. И взрослеющий рынок оценит полезность и надежность предложений», — считает Павел Попечителев.

Например, Александр Середа среди наиболее значимых драйверов рынка выделил изменения отношений к облакам и технологическую составляющую. «Фактор номер один — люди. Новое поколение ИТ-руководителей воспитано на смартфонах, ноутбуках, Instagram, а не на дисковых телефонах. Для таких людей в руководстве компании не будет выбора между облачными сервисами и чем-то еще, они не будут понимать, что такое необлачный сервис, — отмечает Александр Середа. — Еще один драйвер движения в сторону облаков состоит в том, что привычные всем или новые вещи с момента своего появления будут опираться только на облачные технологии. Возьмем, к примеру, Garmin — это уже больше, чем часы, они просто немыслимы без облачного сервиса».

Об изменении восприятия цифровой среды говорит и Виктория Тихонова: «Сегодня даже совсем небольшие предприятия — условные шавермарии — осознали, что дает наличие лендинга, таргетированная реклама, сбор MAC-адресов и облачные сервисы в целом. Сегодня это гигиенический образовательный минимум, в который в прошлом веке обязательно входили умение читать, писать и считать. И даже если какие-то из подобных компаний из-за кризиса закроются, на их место придут другие. Такая трансформация пользователей, безусловно, позитивно скажется на росте облачного рынка».

«Сегодня все осознали необходимость обеспечения безопасности данных и способности квалифицированно и грамотно выстраивать ИТ-архитектуру так, чтобы либо полностью защититься от угроз, либо иметь возможность быстро восстановиться с минимальными потерями для бизнеса. Добиться этого самостоятельно сложно, требуются высококвалифицированные сотрудники и финансовые вложения. Так что, если облачные провайдеры смогут подтвердить компетенцию и объяснить, что именно переход в облака защитит от угроз благодаря SLA, экспертизе и прочему, это подстегнет переход от развития ИТ внутри периметра к сервисной модели», — резюмирует Дмитрий Петров.