«На разных отраслях пандемия сказалась по-разному: где-то она выявила давно назревавшие проблемы, где-то стала акселератором изменений. Пожалуй, рынок ЦОД — относится к тем сегментам, для которых карантин стал именно акселератором. Объяснить это легко: режим удаленки заставил многие предприятия совершенно разных масштабов пересмотреть свой подход к организации своей IT-инфраструктуры. Это привело, в частности, к решению разместить сервера в ЦОДе и передать заботы об обеспечении их бесперебойной работы. Для рынка ЦОД это позитивный тренд: многие коммерческие дата-центры наращивали свои мощности во время пандемии, испытывая востребованность своих услуг.
Например, именно в период пандемии меня пригласили в проект модернизации и запуска новой очереди ЦОД К-12. Во время карантина процесс расширения и модернизации на К-12 не останавливался ни на минуту: уже готова к размещению оборудования клиентов новая очередь на 24 (по 42U) стойки, подготовлен проект строительства зала на 60 стоек. Замечу, что вышеназванный тренд связан не только с пандемией, это общая тенденция нашего времени. Просто режим самоизоляции ускорил многие оптимизационные процессы в бизнесе.
Бесперебойность, надежность и доступность инфраструктуры для проектов, так или иначе связанных с IT, жизненно необходимы. Именно поэтому многие компании отказываются от покупки и поддержки собственных «железных» решений, которые надо модернизировать раз в 4-5 лет (а при текущей скорости цифровых изменений — порой и чаще), в пользу аренды облачных хранилищ и серверов. Спрос расширяется: востребованы разнообразные сервисы — от резервного копирования данных, 1С с удаленным доступом, удаленных рабочих мест с лицензированным ПО до виртуальных машин, которые поддерживают «тяжелые» графические редакторы. Так что виртуальная инфраструктура, которая «живет» в дата-центрах, активно развивается и очень востребована. И спрос на услуги в последнее время, конечно, увеличился, тем более что многие предприятия все еще живут в режиме удаленного офиса, управляют своим производством, бизнес-процессами, продажами и организацией сервиса из дома.
Были, к сожалению, и примеры закрытия компаний или заморозки отдельных проектов. В этом случае мы подходили к ситуации индивидуально, с каждым подобным клиентом встречались и искали оптимальные решения, чтобы и ресурсы не простаивали, и клиенты были довольны.
Если с драйверами роста рынка все достаточно ясно, то что может помешать развитию отрасли — это вопрос небанальный. Я полагаю, что, в первую очередь, это доступность и стоимость энергоресурсов. Энергообеспечение ЦОДа — это главная составляющая при его организации и эксплуатации. Однако сейчас задача по подключению является весьма сложно решаемой, процесс зачастую совершенно непрозрачен — это может накладывать ограничения на развитие рынка. Зато решение президента РФ о снижении налоговой нагрузки для IT-предприятий безусловно позитивная новость.
Многие отрасли сетуют на снижение лояльности существующей аудитории клиентов и повышение требовательности, и сегмент дата-центров — не исключение. Клиенты же жалуются на недостаток внимания и понимания со стороны поставщиков услуг. Это больной вопрос. Позволю себе заметить, что уровень клиентского сервиса в последнее время сильно понизился. К этому приводит желание крупных игроков сделать процессы обслуживания клиентов единообразными, унифицированными, отойти от индивидуального подхода к клиентам. Понять это можно, ибо это оптимальнее по затратам. Но клиент любит, когда к нему подходят не с общей меркой, а персонифицировано, особенно когда возникает небанальная проблема. Ведь и клиенты растут вместе со своими провайдерами, они хотят повышения лояльности к ним, а зачастую получают обратное. Вот и происходит сетование друг на друга.
Сейчас клиентам как никогда нужно ощущение особой заботы, поэтому многие отказываются от получения услуг от одного провайдера, чтобы не становиться заложниками очередного оптимизационного процесса. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто с клиентом честнее и внимательнее. Я с уверенностью могу сказать, что это не требует баснословных средств — это вопрос внутренней организации в компании, ее жизненных принципов и правильно воспитанного персонала. Выигрывает тот, кто «с водой не выплескивает младенца»».