«Российский рынок дата-центров растет. В 2019 году общее количество введенных в эксплуатацию стоек, по данным аналитиков iKS-Consulting, выросло более чем на 12%. В 2020 году, если сценарий развития будет позитивным, рост может даже ускориться: спрос со стороны бизнеса на услуги ЦОДов есть. Но важно не только количественное, но и качественное развитие спроса.
И здесь заметен восходящий тренд — растет число зрелых бизнес-потребителей. Это вполне объяснимо: стоимость информации растет год от года, как и ее объем — информацию можно назвать электронным золотом. Многие компании, понимая это, начинают работать с информацией как с ценным ресурсом — хранить в надежном дата-центре, использовать качественные и более эффективные инструменты работы с ней.
К сожалению, такая трансформация понимания потребителей не слишком серьезно отражается, к примеру, на популярности разработки и внедрении DRP [Disaster recovery plan — план восстановления после аварии – ред.], а также BCP [Business continuity plan — план обеспечения непрерывности деятельности – ред.]. Пока только крупные компании, а также те, кто прошел через все круги ада с потерей данных из-за аварий, задумываются и внедряют BCP и DRP.
Разработка подобного плана — это только половина дела, его еще нужно внедрить. И именно на этом этапе у заказчиков очень часто просыпается жадность и вера в русский «авось», так что после разработки процесс останавливается.
Между тем, наличие BCP и DRP в условиях переориентации многих бизнесов на цифру весьма значимо вне зависимости от отраслевой принадлежности. Естественно, чем большее компания, тем больше у нее данных, тем больше она зависит от них, от их сохранности, а также от непрерывности сервисов, работающих и обрабатывающих эти данные. Будь то сервис по продаже билетов, социальная сеть, онлайн— или офлайн-ретейлер — простой информационных систем и длительность восстановления в случае аварии очень сильно ударит не только по имиджу, но и по карману.
Ключом к разработке BCP и DRP сейчас в большинстве случаев является просветительская деятельность. Все знают, что авария — это очень плохо, но мало кто до сих пор понимает, что к устранению аварий нужно подходить системно. К примеру, необходимо установить приемлемые значения RPO (recovery point objective) — максимальный период времени, за который могут быть потеряны данные в результате инцидента, и RTO (recovery time objective) — промежуток времени, в течение которого система может оставаться недоступной в случае аварии. Естественно, сдерживающим фактором в большинстве случаев является финансовая составляющая, однако в моем понимании начинать нужно с простых, но надежных и проверенных временем решений: резервирования площадок размещения, каналов и внедрения систем резервного копирования. Даже выполнение этих пунктов значительно повысит надежность системы и сократит время восстановления в случае аварий.
В любом случае: то, что тенденции к расширению резервных площадок, резервированию, внедрению планов восстановления и непрерывности бизнеса в нашей стране есть — это позитивный фактор для отечественного рынка дата-центров».