Конкуренция в банковской сфере уже давно не ограничивается уровнем ставок и размером комиссий. Банки конкурируют за клиентов за счет комплекса продуктов, технологий и сервиса. Причем не только между собой, но и с представителями смежных отраслей, например, с сотовыми операторами. Коронакризис научил банки еще внимательнее прислушиваться к потребностям клиентов и предлагать им подходящие решения, уверен генеральный директор — председатель правления ПАО «Энергомашбанк» Геннадий Ветров.
— Энергомашбанку в прошлом году исполнилось 30 лет, и это значит, что он прошел через несколько серьезных кризисов. Каждый кризис чему-то учит. Чему удалось научиться раньше? Чему уже успел научить текущий кризис?
— Энергомашбанк — петербургский банк с историей, один из первых российских банков. Мы прошли очень сложный путь, и за все эти годы научились многому, но главное — поддерживать ликвидность и функционирование в штатном режиме без сбоев. Если вспоминать все пережитые кризисы российской экономики, можно книгу написать. Это и падение рынка государственных краткосрочных облигаций в 1998 году, и схлопывание межбанковского кредитования в 2004-ом, цепочки неплатежей 2008 года, коллапс на валютном рынке 2014-го, после которого банки привлекали пассивы под 30% годовых. Но Энергомашбанк на каждый вызов внешнего окружения находил ресурсы для обеспечения бесперебойной работы. Причем подчас выручала не столько ресурсная база, сколько морально-волевые качества персонала банка, его профессионализм. Этот симбиоз позволял нам не раз достойно выходить из сложных ситуаций.
В текущий кризис мы поняли, что лучше остаться дома, если чувствуешь себя неважно, и подумать о здоровье окружающих тебя людей.
Если говорить о текущей работе банка, то каждый кризис — это новые возможности для роста, развития компании. Например, мы получили хороший опыт быстрого развертывания дистанционной работы сотрудников, оценили преимущество удаленных конференций против очных совещаний, увидели перспективы в плане оптимизации арендных платежей. Но самое главное, что еще раз продемонстрировал кризис — это то, что все мы находимся в одной лодке. Мы научились внимательнее прислушиваться к потребностям клиентов и предлагать решения. Отметили возросший спрос на индивидуальные консультации, так как каждый бизнес уникален и требует индивидуального подхода.
— За счет чего удается конкурировать с более крупными участниками рынка, включая госбанки и банки с иностранным участием?
— Мы не стремимся в розничный бизнес, ипотеку, не идем в портфельное или автокредитование. Наш ориентир — это корпоративный клиент. И для него мы предлагаем качество, скорость платежей, надежность, стабильность. Еще раз повторюсь: самое главное для нас — индивидуальный подход, вне зависимости от статуса и размера организации. И это не общие слова. У каждого клиента есть свой персональный менеджер, который решает все вопросы внутри банка, и качеству их работы мы уделяем повышенное внимание.
Клиентами Энергомашбанка являются известные предприятия и организации Петербурга, среди них есть даже такие, которые работают с нами 27 лет. Это говорит о многом. И мы всегда рады новым клиентам. До конца года у нас действуют акции для бизнес-клиентов по бесплатному открытию счета и годовому обслуживанию. Для торговли предлагаем от 0,8% от оборота по эквайрингу. Причем существует возможность снижения этой ставки для крупных торговых сетей. Мы всегда можем подготовить индивидуальное предложение, обсудив условия сотрудничества.
— Какие дополнительные варианты поддержки клиентов вы предприняли с начала коронакризиса?
— Мы стараемся сделать как можно больше для поддержки бизнеса наших клиентов. С этой целью еще в апреле мы запустили акцию «Бизнес-каникулы», в рамках которой клиенты получают 4% на остаток денежных средств на счете, чтобы помочь юридическим лицам и предпринимателям сохранить и приумножить денежные средства. Кроме того, в рамках нашей концепции индивидуального подхода к клиентам может быть согласована повышенная индивидуальная ставка для среднего и крупного бизнеса при размещении остатков на счете свыше 10 млн рублей.
— Кстати о ставках. Банк России последовательно снижает ключевую ставку, и уже сегодня мы вышли на исторически самые низкие показатели. Как вхождение в зону низких ставок изменит банковский бизнес, как скажется на доступности банковских продуктов?
— Последовательное снижение ставок привлечения игроками банковского рынка вслед за траекторией ключевой ставки — это реальность сегодняшнего дня. И банки должны привыкнуть жить в этих условиях. Мы и сейчас уже конкурируем за клиентов не только уровнем процентных ставок, но и предлагая комплекс продуктов, нацеленных на удержание остатков денежных средств на счетах, технологиями и сервисом. Это и программы лояльности по банковским картам, бонусы за рекомендации, инвестиционные решения, комплименты по начислению остатков на счетах. Конкуренция давно уже вышла и в смежные отрасли. Например, некоторые банки предлагают привлекательные условия по оплате сотовой связи, конкурируя за деньги клиентов уже не с банками, а с сотовыми операторами.
— Отмечаете ли вы тенденцию к поиску клиентами более выгодных вариантов вложения? Как реагируете на такую тенденцию?
— Нам удается предлагать для бизнес-клиентов привлекательные ставки по депозитам. Одно из самых интересных предложений у нашего банка сейчас — это депозит «Юбилейный», который мы ввели в 2019 году, в год 30-летия банка. Мы постоянно мониторим ставки размещения, поэтому могу сказать, что это достойное предложение. Мы рассматриваем наше депозитное предложение как составляющую поддержки бизнес-клиентов, поэтому стараемся предложить привлекательные условия. Наш банк придерживается консервативной кредитной политики, что позволяет зарабатывать операционную прибыль и поддерживать стабильную рабочую структуру. В стратегии развития банка ключевая роль отведена приоритетно развивающимся отраслям экономики, таким как промышленность, сырьевой сектор и оптовая торговля. И как показывает время, выбран правильный вектор развития. Нам удалось значительно улучшить качество кредитного портфеля. Банк показывает достаточно хорошие финансовые результаты. Прибыль по итогам 1 полугодия 2020-го года составила 248,7 млн рублей, активы — 16,3 млрд рублей, капитал на сегодняшний день — 1,9 млрд рублей и будет еще расти, так как сейчас банк размещает дополнительный выпуск акций. Это говорит о том, то акционеры планируют и дальше развивать банк, увеличивая его возможности. Весь комплекс проделанных мероприятий позволяет банку обсуживать не только малый бизнес, но и предлагать выгодные условия для среднего и крупного бизнеса.
— Пандемия форсировала развитие банковских онлайн-сервисов. Не секрет, что корпоративные сервисы были менее диджитализированы по сравнению с розницей. Изменится ли эта ситуация теперь? Какое место будет отведено офлайну и онлайну в вашем бизнесе?
— Бизнес-клиенты давно уже предпочитают удаленное обслуживание по системе «Банк-Клиент», позволяющей отправлять платежи, размещать депозиты и получать консультации любым удобным способом, как в чате, так и в личной беседе с сотрудником банка. Сейчас прорабатываем возможность перехода на новую IT-платформу с выходом на современные системы быстрых платежей Банка России, работаем над совершенствованием дистанционного обслуживания физических и юридических лиц как современный, технологичный банк, который не отстает от рынка. Мы стремимся наращивать цифровизацию банка, но и помним про необходимость поддерживать баланс. Да, мы во многом консервативный банк и работаем по старинке, но в этом и наша сила. Ни одна чат-поддержка не заменит разговора с живым специалистом. Многие клиенты, у которых есть опыт обслуживания в разных банках, высоко оценивают профессионализм наших сотрудников, отзывчивость и открытость для диалога.
— Вы сами руководите банком практически 20 лет. Не «замылился» ли взгляд? Как удается держать руку на пульсе в то время как индустрия стремительно меняется?
— Да, я работаю в банковском секторе уже 27 лет, а карьеру в Энергомашбанке начал 21 год назад, из них 19 лет в качестве руководителя этой кредитной организации. Поверьте, что за эти годы я научился отслеживать возможности внешнего окружения в режиме онлайн. Быть в курсе событий сейчас не сложно, информацию дает и мониторинг рынка, и всевозможные конференции, и аналитика в СМИ. Но самый ценный нематериальный актив — обратная связь от клиентов, их пожелания и потребности.