Потери экономики России от пандемии коронавируса, по оценкам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, составят 4-6% ВВП. Восстановление российской экономики предусматривает повышение инвестиционной активности. Согласно общенациональному плану правительства РФ, содействовать инвестиционному росту должны крупные инфраструктурные проекты. Например, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры. Какие проекты в Петербурге могли бы стать драйвером экономики и привести ее к активному росту — в материале РБК+.
Федеральный перечень
В середине июня 2020 года правительство России расширило список проектов, которые можно финансировать за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В него вошли строительство серийных универсальных ледоколов «Арктика» мощностью 60 МВт, головного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт, а так же терминала «Утренний» — проекта «Новатэк» для завода «Арктик СПГ-2». В постановление попали инфраструктурные проекты: строительство участков дороги Р-22 «Каспий», М-4 «Дон», А-290 Новороссийск — Керчь, обход Калуги и другие, а также несколько мостов.
Всего в списке крупных проектов, финансируемых из ФНБ, на текущий момент 138 позиций. Из них Петербурга касаются не более 15, в том числе реконструкция участков трассы М-10 до Сортавалы, М-18 Кола, М-20 — Санкт-Петербург-до границы с Беларусью, М-11 — Москва-Санкт-Петербург, строительство ледоколов и возведение Судебного квартала, который до сих пор значится в перечне под номером 71.
По словам профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н. Елены Ткаченко, особенность этих проектов в том, что они обслуживают федеральные интересы. Проекты важные для регионов придется реализовывать своими силами.
Региональные приоритеты
В Петербурге, по данным комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, реализуется проекты в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города до 2035 года. Ключевыми направлениями инвестиционной политики города являются: развитие транспортной, культурно-туристической инфраструктуры, объектов здравоохранения и спорта, а также социальной и других сфер. Всего в работе Комитета по инвестициям и СПБ ГБУ «Управление инвестиций» реализующихся и перспективных инвестпроектов на сумму более 1 трлн рублей.
«Мы не останавливаем активную работу с инвесторами даже в сложных кризисных условиях, ведь инвестиционные проекты — это всегда долгосрочные планы и финансовые потоки, — отмечает глава комитета по инвестициям Петербурга Роман Голованов. — Инвестпроекты обладают мощным позитивным эффектом для экономики города, который можно назвать мультипликативным: это появление новых рабочих мест, пополнение бюджета города, создание комфортной инфраструктуры и развитие отдаленных районов, эффективное использование городской недвижимости и в целом повышение привлекательности города».
В качестве примера инфраструктурных проектов комитет приводит создание и эксплуатацию линии скоростного трамвая по маршруту «Купчино-Шушары-Славянка» и трамвайной сети в Красногвардейском районе «Чижик».
Общий объем инвестиций концессионера — ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК), реализует проект «Чижик» — составил 12,4 млрд. рублей. «Следует отметить, что из этой суммы существенная часть средств осталась в регионе, поскольку к процессу реконструкции сети привлекались петербургские строительные компании, в которых трудятся местные специалисты, — отмечает директор ТКК Сергей Окутин. — А это заработные платы и существенные налоги и отчисления».
Материалы, комплектующие и элементы транспортной сети для проекта также производились в Петербурге. Проект был полностью запущен 1 сентября 2019 года, улучшив транспортную доступность района. «Общий объем налоговых и неналоговых отчислений, в том числе плата за аренду земельных участков составил более 294 млн. рублей, — говорит Сергей Окутин. — Рассчитываем, при выходе на проектную мощность, объем налоговых отчислений существенно возрастет».
В рамках развития территорий Комитет по инвестициям указывает строительство транспортно-логистического комплекса на Волхонском шоссе и многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина» в Красносельском районе. В основном инвестиционные проекты городского перечня реализуются на частные средства. Вложения города редко превышают 20%, отмечает Елена Ткаченко. Такой подход позволяет городу дать поддержку важным проектам, при этом привлечь гораздо большее число инвесторов.
Ключевые направления
По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, в первую очередь на экономику регионов влияют инфраструктурные проекты. «Поэтому сейчас активнее будут реализовываться дорожные проекты: строительство эстакад, развязок, дорог — тех сфер, где занято большое количество людей и техники», — отмечает аналитик. При этом директор Ассоциации «Объединение участников дорожно-мостовой отрасли «Дормост» Кирилл Иванов полагает, что сейчас городу стоит сосредоточиться на развитии парка подрядчиков и заняться локальными дорожными проектами, чтобы подготовиться к масштабному строительству, такому как ВСД.
Сложные проекты в сфере строительства также обладают высоким мультипликативным эффектом. В проектировании и строительстве Лахта Центра были заняты до 20 тысяч человек из 18 стран. Всего было задействовано около 600 российских и иностранных компаний строительной отрасли, а также более десяти научно-исследовательских и проектных институтов. «Возведение объекта стало еще одним шагом по интеграции российской строительной отрасли в общемировую профессиональную практику. Были открыты совместные предприятия (ООО «КОНАР-Чимолаи», г. Челябинск — выпуск толстостенной сертифицированной стали, JosefGartnerGmbH, г. Санкт-Петербург — производство холодногнутых стеклопакетов). В ходе совместной работы осуществлялся обмен технологическим и профессиональным опытом российских и зарубежных специалистов», — говорится в ответе пресс-службы на запрос РБК+.
По словам Елены Ткаченко, эффект от строительных проектов проявляется только в период реализации. «Что такое крупные проекты? — Возьмем строительство тоннеля под Ла-Маншем — в день, когда строительство завершилось, в Европе 2 млн человек потеряли работу. Положительное влияние — это то, что 2 млн человек в течение 10 лет эту работу имели, но в момент когда пошел первый поезд, прекратились заказы с обеспечением строительства этого объекта и люди лишились работы, — объясняет Ткаченко. — Потому в идеале, такие объекты как Лахта-центр не должны стоять в одиночестве. Там должен формироваться определенный район деловой активности с соответствующей инфраструктурой, как это происходит в мировой практике, и как это произошло в Москва-Сити». Такой подход позволяет максимально использовать накопленные компетенции и комплексно развивать территорию.
Из крупных объектов, возведение которых обсуждается в городе сейчас — общественно-деловой комплекс «Газпром нефти» на Охтинском мысу. Алексей Коренев полагает, что такой проект способен обеспечить высокую занятость, что является ключевой проблемой в любой кризисный период. «Строительство обеспечит занятость огромного количество людей и смежных предприятий — от оконных рам и дверных проемов, строительных материалов — все это будет где-то заказываться и это хорошо», — полагает он.
Подобные проекты создают локальные импульсные эффекты. «Они дают временную занятость в период строительства и создают точку притяжения после его завершения», — отмечает Елена Ткаченко.
Выше и долгосрочнее мультипликативный эффект в средне— и высокотехнологичных отраслях. «Даже на небольшое судно требуется около 1,5 тыс. субподрядчиков. Эффект мультипликации колоссальный, — отмечает Елена Ткаченко. — Если в промышленности одно место создает четыре рабочих места в смежных отраслях, то в высокотехнологичных отраслях уже 1 к 15. Речь идет, например, о сложных производствах, связанных с радиоэлектроникой, производством компьютерной техники, квантовых технологиях, авиаприборостроении, высокотехнологичной промышленности и космических разработках. Все эти отрасли обладают высоким мультипликативным эффектом, но из ФНБ они финансироваться не будут и могут сегодня рассчитывать только на помощь из Фонда развития промышленности».