Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы расширили программу кредитных каникул для поддержки бизнеса»

«Мы расширили программу кредитных каникул для поддержки бизнеса»
Председатель Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо – о работе во время пандемии коронавируса, мерах поддержки бизнеса в кризис и развитии цифровых сервисов.

Эпидемия COVID-19 поставила на паузу бизнес во многих отраслях экономики и перевела в режим самоизоляции большинство россиян. Председатель Северо-Западного банка Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо в интервью РБК + рассказал о работе банка, росте спроса на дистанционные сервисы, востребованности среди компаний отсрочки платежей по кредитам и программах поддержки, а также ситуации в строительной отрасли.

АНТИКРИЗИСНЫЕ РЕШЕНИЯ

— Как переход на удаленную работу отразился на клиентах?

— Курс на развитие цифровых сервисов, который банк принял несколько лет назад, себя оправдал в период кризисной ситуации. Системы оказались максимально готовы к тому, чтобы наши клиенты могли с комфортом пользоваться финансовыми и нефинансовыми сервисами дистанционно, даже при частичном переводе сотрудников бэкофисов на удаленную работу. Практически 100% операций по своим счетам частные и корпоративные клиенты Сбербанка могут проводить без посещения отделений. Сейчас мы дополнили сервисы доставкой некоторых услуг на дом, к примеру, если клиент не может посетить офис для подписания каких-то документов или ему необходимо доставить ЭЦП [электронную цифровую подпись – ред.]. К 75-летию Победы наши сотрудники с соблюдением всех мер безопасности по заявкам доставляли ветеранам денежные средства на дом, чтобы не вынуждать их выходить на улицу, идти в офис и не подвергать риску.

— Как эпидемия коронавируса повлияла на работу отделений и сотрудников Сбербанка?

— Сегодня все наши отделения в СЗФО работают в штатном режиме, сотрудники обеспечены всеми необходимыми средствами защиты. При этом у клиентов есть возможность отложить визит в банк, и начать пользоваться каким-то продуктом в цифровом формате, не покидая зоны самоизоляции с момента заказа до момента одобрения или выпуска, например, бизнес-картой или даже кредиткой. Мы понемногу выводим часть штата в бэкофис, проводится регулярный мониторинг состояния здоровья наших сотрудников. Можно уверенно говорить, что эту проверку банк прошел достойно — банковские системы отлично справились с нагрузкой, и большинство наших клиентов не испытывали неудобств в получении банковских сервисов.

— Сбербанк участвует в программе по выдаче беспроцентных кредитов для выплаты зарплат компаниям для малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших от эпидемии коронарвируса отраслей. Насколько эта программа востребована в нашем регионе?

— Действительно, Сбербанк тесно взаимодействует с Правительством и Банком России для поиска оптимальных решений, которые могли бы поддержать бизнес в это кризисное время. В первую очередь эти меры касаются отраслей, пострадавших от пандемии коронавируса COVID-19. Что касается востребованности программ, мы наблюдаем высокий спрос и на кредиты для выплаты зарплат сотрудникам, и на реструктуризацию ранее выданных кредитов.

— Много ли заявок и от каких компаний на такие «зарплатные» кредиты вы получаете? Сколько таких займов уже выдано?

— На сегодняшний день в СЗФО Сбербанк одобрил более 2 тыс. кредитов на сумму более 3,5 млрд рублей под 0% на выплату зарплат сотрудникам, из них 49% в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Кроме этого с 18 мая запущен предварительный прием заявок в рамках Программы Господдержки 2%, утвержденной Правительством РФ. Ее основное отличие в том, что воспользоваться предложением сможет большее количество предприятий, и у них появится возможность получить компенсацию от государства при соблюдении определенных условий. Подать заявку могут как клиенты Сбербанка, так и те компании, которые ранее у нас не обслуживались.

За 5 дней по Северо-Западному банку было собрано свыше 1000 онлайн-заявок. Финансирование будет предоставляться до 1 декабря 2020 года, в случае необходимости, возможна пролонгация до марта 2021 года. Мы надеемся, что данные программы позволят бизнесменам сохранить рабочие места, и сотрудникам не придется идти на биржи и жить в неопределенности, они смогут быть уверены, что вернутся к работе, как только это станет возможно.

— Во второй пакет мер поддержки бизнеса, который подготовили в правительстве Петербурга, вошли беззалоговые займы для малых и средних предприятий. Планирует ли Сбербанк присоединяться к этой программе? В чем особенность реализации таких мер поддержки?

— В рамках второго пакета мер по поддержке предпринимательства, подготовленного Правительством Санкт-Петербурга, предусмотрено предоставление беззалоговых займов под гарантии Фонда содействия кредитования малого и среднего бизнеса в размере 50% объема НДФЛ, уплаченного предприятием за прошлый год. Сбербанк России принимает участие во всех программах по поддержке бизнеса, в том числе рассматривает и данный инструмент кредитования корпоративных клиентов.

— Как много заемщиков — юрлиц — обратились за кредитными каникулами? Какой процент одобрения?

— В конце марта Сбербанк одним из первых оперативно разработал расширенную программу кредитных каникул для поддержки бизнеса пострадавших от пандемии отраслей. Причем, мы применяем собственные стресс-тесты для определения перечня тех, для кого кризис оказал наибольшее влияние, и в банке он несколько шире, чем по госпрограммам. Мы предлагаем реструктуризацию клиентам всех сегментов (от микро до крупнейшего) и готовы предоставлять отсрочки по платежам на срок до шести месяцев и не применять санкции в случае неисполнения других обязательств по договорам, в частности по страхованию, регистрации обеспечения и ряду других, включая также выполнение финансовых показателей. Данной программой на сегодняшний день воспользовались более 6 тыс. клиентов банка на Северо-Западе. Из них 3 тыс. в Санкт-Петербурге и Ленобласти.

ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ СТРОЙКИ

— В апреле Президент сообщил о запуске программы льготной ипотеки по ставке 6,5%. Для Петербурга сумма кредита не должна превышать 8 млн. рублей. По вашим прогнозам, поможет ли это сохранить спрос на недвижимость, несмотря на ситуацию в экономике?

— Несомненно, снижение ставок поддержит спрос на жилье. В Сбербанке льготная ставка по ипотеке с господдержкой ниже заявленной и составляет 6,4% годовых. Сейчас мы наблюдаем стабильный рост заявок на жилищные кредиты и ожидаем положительную динамику и в летние месяцы. Оформление сделки может проходить дистанционно через онлайн платформу «ДомКлик» и при необходимости с выездом сотрудника банка на дом для подписания кредитной документации.

Кроме того, до конца июня Сбербанк предоставляет скидку 0,3 п.п. на ставку при регистрации сделки в электронном виде и оформить ипотеку по сниженной ставке — 6,1% годовых. Все это упрощает нашим клиентам процесс покупки жилья и помогает быстрее принять решение.

— Что еще может поддержать спрос?

— К вопросам квадратных метров необходимо подходить комплексно, оказывать поддержку застройщикам, развивать дистанционные сервисы. Сбербанк кредитует застройщиков по ставке ниже рыночной в рамках программы льготного финансирования малого и среднего бизнеса, реализуемой Министерством экономического развития. С начала года с застройщиками заключено в СЗФО 20 договоров на сумму 8,2 млрд. рублей.

Также для поддержки девелоперов в текущей ситуации заработала программа правительства, благодаря которой банки смогут снижать ставки по действующим кредитам с застройщиками жилья до уровня не выше ключевой. На данную программу из бюджета выделено порядка 12 млрд рублей. Это своевременная мера, которая позволит облегчить финансовую нагрузку девелоперов. Конечно, этого недостаточно, считаю, что необходимо субсидировать ставки и по новым кредитам, чтобы поддержать строительную отрасль в период кризиса.

— Сбербанк один из немногих предоставляет услугу полностью удаленного заключения сделки по приобретению недвижимости. Как себя показали услуги в условиях пандемии?

— Оформление ипотечного кредита в Сбербанке проходит онлайн через сервис DomClick.ru. А после получения ипотеки клиенту доступно бесплатное сопровождение в личном кабинете заемщика на протяжении всей жизни кредита. Это значит, что пока есть ипотека, человек может в любой момент написать менеджеру банка свой вопрос и получить оперативный ответ и при необходимости услугу, например, продлить страховой полис. Такие возможности появилась у наших клиентов давно. А в текущих условиях они стали особенно актуальными для людей, принимающих решение о покупке жилья.

Приехать в офис нужно только один раз для подписания кредитной документации. Мы заботимся о здоровье и безопасности наших клиентов и понимаем, что не каждый может позволить себе такой выезд, в этом случае наши сотрудники с соблюдением всех мер безопасности для здоровья могут сами приехать домой к клиенту для выпуска усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи, подписания договора, отправки документов на регистрацию сделки в электронном виде и безналичного расчета за недвижимость.

— Насколько быстро сориентировались партнеры-застройщики?

— Первую сделку на дому мы провели 17 апреля совместно с нашим партнером ГК «КВС» в Ленинградской области в поселке имени Свердлова. Кредитная документация и ДДУ были подписаны без посещения клиентом офиса банка и агентства недвижимости. Всего на 20 мая прошло 14 полностью удаленных сделок по СЗФО, из них 9 — в Санкт-Петербурге.

— Какие еще цифровые и удаленные сервисы для бизнеса сейчас предоставляет банк?

— Их очень много, мы и до кризиса делали ставку на развитие цифровых сервисов. Сейчас и бизнес, и частные клиенты смогли оценить удобство дистанционных услуг в полной мере — если у тебя есть личный кабинет в банке — финансы под контролем. Если к этому привязаны еще и сопутствующие услуги, то и управлять бизнесом, и развивать сервисы можно буквально не выходя из дома, и таких примеров множество.

Если продолжить тему застройщиков, то мы запустили в промышленную эксплуатацию такой сервис, как «Личный кабинет застройщика». То есть для наших клиентов, которые обращаются за проектным финансированием, теперь есть удобный дистанционный сервис для общения с банком. Подать кредитную заявку на проектное финансирование жилья, отследить этапы ее прохождения и направить все необходимые для кредита документы можно дистанционно, сервис интегрирован в Сбербанк Бизнес Онлайн. Услугой могут воспользоваться и те компании, которые не являются нашими клиентами.

— По вашим прогнозам, как эпидемия коронавируса и снижения курса рубля скажется на запуске новых проектов жилищного строительства? Что будет со спросом на проектное финансирование со стороны строительных компаний в этом году?

— Поддержка застройщиков со стороны Правительства и банков должны положительно повлиять на отрасль в целом, если говорить о наших клиентах, то мы видим, что строительство продолжается, работа ведется практически докризисными темпами. В 2020 году (с января по апрель) объем финансирования проектов с использованием эскроу-счетов в регионе вырос практически в пять раз и по СЗФО составил 23 млрд. рублей.

— В 2019 году в СЗФО в Сбербанке было открыто более 1 тыс. счетов эскроу, какими могут быть показатели по итогам 2020 года?

— На сегодняшний день мы открыли уже более 3 тысяч счетов эскроу на Северо-Западе. Если раньше было много вопросов по этой схеме работы, то сейчас и застройщики, и конечные покупатели жилья приняли модель и комфортно в ней взаимодействуют.

ОТ ОНЛАЙН-КОНЦЕРТОВ ДО БЕСКОНТАКТНОЙ ДОСТАВКИ

— Во время карантина, повысился ли спрос на дистанционные сервисы Сбербанка? Какие из них наиболее популярны среди клиентов?

— На все дистанционные сервисы спрос однозначно повысился. Банк совместно с компаниями экосистемы запустил ряд новых проектов, например, на Окко транслируются онлайн-концерты и спектакли, аудитория очень хорошо это принимает. Конечно, мы отмечаем и повышенный спрос на услуги сервиса DocDoc. Сейчас это, пожалуй, одно из самых востребованных направлений. Если есть какие-то страхи, сомнения, клиент всегда может пообщаться с квалифицированным специалистом, чтобы прояснить ту или иную ситуацию со здоровьем. Высокий спрос на сервис отмечается не только среди частных клиентов, но и среди представителей бизнеса, которые используют сервис для мониторинга здоровья своих сотрудников. Возрастает интерес и со стороны администраций регионов. В одном из них на Северо-Западе в ближайшее время мы запустим совместный проект, в рамках которого жители отдаленных районов смогут пользоваться телемедициной и получать консультации дистанционно.

Также у нас идет существенный рост ипотеки за счет развития электронных каналов и востребованности выдач в рамках госпрограмм. Когда закрылись МФЦ и Росреестр, мы смогли обеспечить максимально быструю электронную регистрацию сделок с недвижимостью.

Услуги логистики также сейчас пользуются повышенным спросом. СберЛогистика одной из первых внедрила бесконтактную доставку в условиях карантина, спрос на такой вид услуг вырос практически в пять раз. Курьеры СберЛогистики снабжены всеми необходимыми средствами защиты (перчатки, маски, санитайзеры), проходят ежедневные медосмотры и термометрию. В конце прошлого года мы анонсировали открытие склада класса А в Петербурге, в Шушарах — этот центр уже работает. Компания развивает крупнейшую в России собственную сеть приема и выдачи посылок на базе отделений Сбербанка в 800 городах и партнерскую сеть ПВЗ в 26 тыс. населенных пунктах.

— Весной Сбербанк запустил Сберавто — мобильное приложение для поиска, купли и продажи автомобилей у физических и юридических лиц. Анонсировалось, что Москва и Петербург станут первыми городами, где будет доступна услуга покупки онлайн с доставкой автомобиля «до двери». Как он работает и каковы первые результаты?

— Мы запустили сервис Сберавто в конце апреля. Сейчас любой клиент может выбрать себе автомобиль у проверенного нами дилера. Доставка автомобиля «до двери» будет доступна для клиентов сервиса в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах (в пределах одного города). Важное преимущество сервиса Сберавто — его доступность, простота использования и покупка авто онлайн. В нашем быстро меняющемся мире, особенно сейчас, актуальна онлайн-оплата и доставка. Это удобно, если решение уже принято и нужно просто и безопасно приобрести конкретную модель автомобиля по конкретной цене. Продавец и покупатель проводят сделку полностью через нашего менеджера, оплата происходит также бесконтактно через Сбербанк Онлайн, автомобиль проверяется нами и доставляется покупателю. Уже сейчас мы видим востребованность Сберавто, провели десятки сделок. Спрос превзошел наши ожидания.

— С момента запуска проекта «Единая карта петербуржца» прошел год. Сколько таких карт было выпущено Сбербанком? Как будет развиваться этот проект?

— Буквально накануне этой даты [года с момента запуска – ред.] мы выдали 300-тысячную Единую карту петербуржца. Всего выдано уже около 310 тысяч карт. Это более 60% всех держателей ЕКП, и мы благодарны клиентам за доверие. Популярность Единой карты петербуржца легко объяснить: она позволяет экономить бюджет за счет акций партнеров и возможности накапливать и тратить бонусы СПАСИБО. Владельцы карты все чаще делают ее зарплатной и просто регулярно пополняют для повседневных покупок. Люди расплачиваются Единой картой петербуржца, а не наличными, потому что это выгодно. К примеру, обороты по ЕКП в метрополитене выросли, когда в сентябре 2019 года была запущена акция со сниженной стоимостью проезда по этой карте.

У проекта большой потенциал: функционал карты может расширяться, растет и количество партнеров, уже сейчас их больше 230 из разных сфер деятельности, и все они дают свои бонусы и скидки.
 

Содержание
Закрыть