По данным компании INFOLine в 2020 году в период ограничительных мер зафиксирован динамичный рост рынка интернет-торговли, оборот которой увеличился не менее чем в 1,5 раза. По прогнозам, доля онлайн в общей структуре продаж по итогам года приблизится к 20%. С другой стороны, в 2020 году в условиях масштабного экономического кризиса, дефицита федерального бюджета и вынужденного сокращения государственного финансирования инфраструктурных проектов объем работ по виду деятельности «Строительство», по прогнозам INFOLine, продемонстрирует сокращение, сопоставимое с 2015 годом, то есть на 3,9% в сопоставимых ценах. Это, как считают в «Киилто Россия», является оптимистичным прогнозом.
О том, как развивается рынок строительных и отделочных материалов и как себя чувствует иностранная компания на российском рынке, в интервью РБК+ рассказал генеральный директор Kiilto в России Евгений Абрин.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке строительных и отделочных материалов в России?
— Во время кризиса мы увидели отрицательную динамику рынка по многим направлениям, в лучшем случае компаниям удавалось сохранить прежние позиции. Уверенный рост наблюдался в DIY-канале за счет динамичного развития интернет-продаж у игроков, которые были к этому готовы. По нашему мнению, это также связано с тем, что основные карантинные меры пришлись на «дачный сезон». Многие люди не смогли поехать в отпуска, были лишены возможности вести привычное для себя потребление товаров и услуг, в связи с чем активно тратили сбережения на улучшение своих квартир, дач, загородных домов. Нужно также учесть, что в этом году значительно вырос спрос на аренду загородного жилья. В этот сегмент рынка пришли существенные средства, которые также были частично реинвестированы в новое загородное строительство, ремонты, достройки и т.п. Безусловно, этот сезон закладывает позитивный тренд в развитии частного малоэтажного строительства и централизованной коттеджной застройки. С другой стороны, в сегменте промышленного строительства ситуация намного сложнее. Отрасль испытала и продолжает испытывать проверку на прочность. Рынок еще не на 100% адаптировался к изменениям в области долевого строительства и проектному финансированию, и в это время его настигла пандемия с остановками строек, перебоями с финансированием, сложностями с доступностью рабочих, невозможностью регистрации сделок и т.п. Несомненно, текущая ситуация усилит ранее наметившийся тренд на консолидацию. Выживут сильнейшие игроки, имеющие запас финансовой прочности.
Из позитивных моментов можно отметить запуск правительством комплекса мер для поддержки рынков жилья и ипотеки, включая льготную ипотечную программу, которая подразумевает выдачу кредитов на новостройки поставке не выше 6,5%. По оценкам ДОМ.РФ, за 2020 год будет выдано около 1 млн кредитов на общую сумму 2,5 трлн руб.
Конкуренция между производителями строительно-отделочных материалов будет только усиливаться. Возможностей экстенсивного роста все меньше, нас ждет «битва за эффективность».
— Как ситуация с коронавирусом повлияла на бизнес вашей компании в России?
— Нам во многом удалось сохранить показатели производства на «докарантинном» уровне. Апрель и май были очень сложными, но с июня ситуация начала выравниваться. Задача в 2020 году постараться как минимум повторить результаты прошлого года. Если получится показать рост, это будет серьезным достижением. Мы не сокращали персонал, не отказывались от программы развития и продолжаем четко следовать намеченным ранее планам с поправкой на ситуацию. Надо отметить, что нас очень поддержали те наши клиенты, которые в самый сложный период продолжали свою работу и позволили это сделать и нам.
— Например, какие?
— Во время кризиса свою работу продолжили производители санитарно-гигиенических средств, бытовой химии, предприятия деревообработки, производители упаковки и транспорта. Во всех этих сегментах мы участвуем как поставщики промышленного клея. Мы активно работали с компаниями, занятыми в строительстве социально значимых объектов и производстве товаров первой необходимости.
— Произошли ли какие-то изменения внутри компании?
— Мы допускали, что ситуация может усложниться, и старались работать на опережение: в организации работы складов, обеспечении оптимальных запасов продукции и сырья. К счастью, граница не закрывалась полностью, что давало возможность не останавливать налаженный процесс импорта продукции, производимой на наших заводах в Финляндии, а также не останавливать поставки сырья. Естественно, были свои нюансы и сложности, но я должен поблагодарить своих коллег, которые смогли оперативно адаптировать все процессы.
Также ситуация с пандемией ускорила реализацию проекта дистанционного обучения клиентов. Мы запустили проект — Kiilto Pro Academy Online, и обучение стало доступно для клиентов, в том числе и из дальних регионов. Мы инвестировали средства в новое программное обеспечение и оборудование, что позволило помимо теоретической проводить «живую» практическую часть, не уступающую классическим оффлайн семинарам компании. Более того, использование современных технологий и социальных сетей позволило на порядок увеличить количественное и географическое покрытие нашей целевой аудитории.
В маркетинге мы оперативно изменили структуру затрат, сфокусировавшись на digital.
Мы были одними из первых, кто перевел сотрудников на удаленный формат работы, с 18 марта. Кроме того, мы разработали свой собственный стандарт безопасности на предприятиях, в офисах и складах, в котором учли рекомендации российских и европейских экспертов, профильных организаций и органов власти. Возвращение в привычный ритм потребовало от нас новой перенастройки. Сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, регулярно пользуются антисептиками и каждый день проходят проверку здоровья.
— В конце 2019 года вы озвучивали планы по расширению ассортимента продукции.
— В этом году, несмотря на сложности, нам удалось выпустить новинки, которые были нами запланированы. Новинки 2020 года — белая гипсовая штукатурка Opti Gyps White, эластичный клей для крупноформатной плитки Premium Fix, выпуск продукции в мелкой фасовке (5 кг) для DIY-сетей, вывод на рынок эпоксидных затирок Epoxy Tile Grouts, специальный состав для напольных покрытий LVT, развитие концепта «Waterproofing as a service» («гидроизоляция как сервис») где мы с партерами предоставляем не только инновационную мастику KeraPro, но и оборудование для ее использования.
— Компания развивает собственное производство — ей принадлежат два предприятия в Калуге и Раменском. Есть ли отличия в работе концерна в Финляндии и в России? Какие преимущества вам дает локализация?
— Мы стараемся использовать сырье аналогичное тому, что используется нами в Финляндии и Швеции. Это не всегда оптимальный с точки зрения себестоимости выбор, но мы приняли решение соблюдать европейские требования к качеству и следуем этому уже много лет. По всем ключевым позициям мы используем продукцию тех же поставщиков, что и другие компании нашего холдинга.
— Экспортируется ли продукция российского производства? Насколько это выгодно в текущих условиях?
— Примерно 5% от общего объема производимых на российских заводах материалов экспортируются. И эта доля экспортируемой продукции российского производства растет. Этому способствует ослабление рубля. Сейчас мы экспортируем в Прибалтику (Латвия, Литва, Эстония), в Республику Беларусь, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Грузию и Молдавию. Кроме того, часть строительных традиций в Прибалтике близка к российским, так что ряд продуктов, используемых в РФ и совершенно не характерных для Финляндии, очень востребованы там. В целом, объемы выпускаемой продукции на российском производстве удовлетворяют потребностям рынка.
— В этом году компания отмечает 25 лет работы в России. Насколько выросла компания и ее обороты за это время? За счет чего это стало возможным?
— Мы начинали как небольшая компания-импортер. В офисе работало всего 7 человек. Мы предлагали инновационные клеевые решения для профессионалов и лидеров российского рынка. Но достаточно быстро Kiilto в России выросла в высокоэффективную компанию с полным циклом производства. Сегодня численность персонала российского подразделения — более 100 человек. Совокупный оборот продукции в 2019 году превысил 1,5 млрд рублей.
За 25 лет присутствия в России нам удалось значительно расширить «классическую» финскую линейку продуктов за счет собственного производства. Сегодня не менее 70% продуктов из ассортимента производятся в России с учетом всех норм и стандартов финского концерна, а также требований российского законодательства и индустриальных норм.