Когда карантин закончится, почти все обнаружат себя обедневшими, а многие — безработными. В том числе под сокращения попадет немало топ-менеджеров компаний разных размеров и отраслевой принадлежности, как это было в 2008 и 2014 годах, дали прогноз участники public talk «Заработаем вместе?», проведенного РБК Петербург. Высвобождение экономически активных и грамотных людей в те кризисы подстегнуло спрос на франшизы. Сейчас, помимо франшиз, существуют другие формы рыночной кооперации больших брендов и частных предпринимателей либо малых компаний — например, экосистемы технологических корпораций и банков. Любые честные формы партнерства будут пользоваться спросом, поскольку помогут многим вернуться в бизнес, рассказали эксперты РБК Петербург.
К варежкам и натуральному хозяйству
С точки зрения социальных последствий, новый кризис будет не менее тяжелым, чем его предшественники, полагает директор по развитию франчайзинга «Сабвэй Россия» Андрей Попов. «Карантинные меры — это, в общем, катастрофа для многих видов бизнеса; не все компании, которые вынуждены прервать или ограничить работу, смогут потом восстановиться, и увольнения работников будут неизбежно происходить», — рассуждает Попов. В частности, для общепита тяжелым ударом стало закрытие фуд-кортов в торговых центрах. Часть предпринимателей, которым нужно будет адаптироваться к новым реалиям, выберут франчайзинг как способ заработка, полагает эксперт.
«В прошлые кризисы мы наблюдали рост спроса на франшизы, причем в основном покупателями были топ-менеджеры с профессиональным бэкграундом управленца. Думаю, то же самое повторится и в этом году», — считает Попов. По его словам, сегодня востребованы франшизы, связанные с медицинской диагностикой, услугами доставки и IT-франшизы. Интерес к такой бизнес-модели будет связан и с массовым переходом сотрудников компаний на удаленную работу. Люди привыкнут работать из дома, что стимулирует спрос на франшизы, способные обеспечивать доход самозанятым, пояснил свою точку зрения Андрей Попов. Например, не выходя из дома, можно будет вязать носки, заниматься оформлением домашнего декора, составлять букеты. Франшизы такого профиля существуют уже сейчас.
Помимо этого Андрей Попов советует обратить внимание на разного рода аграрные франшизы, позволяющие, например, эффективно выращивать овощи на садовом участке. «У нас много неосвоенной пахотной земли, я думаю, мы вернемся туда. Не дай бог, конечно, но мне кажется, мы скоро перейдем к натуральному хозяйству, когда килограмм огурцов, выращенных на даче, будет приравниваться к десяти литрам бензина. О заработке не будет и речи — будем создавать продукты и обменивать их на то, что нужно», — пошутил он.
Время стартапов
Тезис о грядущем повышении спроса на партнерство с компаниями в IT-сегменте поддержал коммерческий директор компании FreshDoc (конструктор документов) Александр Тихоненков. Многие бизнесы подхватывают тренд на цифровизацию, что позволяет мелким игрокам встраиваться в уже созданные экосистемы крупных корпораций, пояснил Александр Тихоненков. «Экосистема — это система услуг, которая подвязывается к бренду, чтобы монетизировать базу клиентов. Например, такие крупные компании как МТС или Сбербанк, в какой-то момент понимают, что могут предоставлять не только услуги связи и банковские продукты», — говорит Тихоненков.
Шанс мелких игроков встроиться в подобные системы во многом связан с тем, что крупные корпорации с обширными базами контактов и хорошей репутацией среди клиентов зачастую не имеют компетенции производить и продавать непрофильные для себя цифровые продукты. Такими компетенциями нередко обладают небольшие специализированные компании или стартапы. Они могут предложить услуги по созданию нужных сервисов для корпораций. «Сейчас, например, большинство крупных компаний имеют акселерационные программы для IT-стартапов и с их помощью проверяют свои гипотезы. Так, одной компании однажды было интересно проверить, будут ли продаваться конструкторы документов. Гипотеза подтвердилась и мы стали их партнерами на долгосрочной основе», — делится опытом Александр Тихоненков.
Он посоветовал небольшим технологичным компаниям реагировать на то, «что сейчас болит у крупных корпораций, а болит у них сейчас во многих местах, и сильно». По его словам, большие компании оказались в непростой ситуации в связи с тем, что многие потребители сидят по домам, и их нужно обслуживать без посещения офисов. «Сейчас всплывает масса дефектов в организации работы (в том числе клиентской) корпорациями. Если вы предложите им решения, то станете любимым партнером», — обратился Тихоненков к предпринимателям.
«Яндекс» и сателлиты
Директор по маркетингу и развитию сетей АЗС «Фаэтон» и «АЭРО» Николай Королев рассказал, что компания «Яндекс» приходит в новые отрасли бизнеса, и этим расширением активно пользуются региональные игроки. Так, «Фаэтон» и «АЭРО» подключены к сервису «Яндекс.Заправки». «Мы понимаем, что у «Яндекса» есть много направлений в бизнесе, которые пересекаются с нашим ключевым клиентом. А именно — водители «Яндекс.Такси» и пользователи «Яндекс.Навигатор» — это те люди, которые могут потреблять наши нефтепродукты». Во-первых, «Яндекс» рекомендует в названных приложениях заправляться на АЗС партнеров и оплачивать услугу через его приложение, не выходя из машины, поясняет Королев. Во-вторых, у таксистов сервиса «Яндекс.Такси», которые пользуются сервисом «Яндекс.Заправки», нет необходимости платить комиссию за вывод денег со своего счета. «Фаэтон» же в свою очередь платит «Яндексу» комиссию с клиентов, купивших топливо через приложение «Яндекс.Заправки».
Таким образом, партнерство с крупным игроком, по словам Николая Королева, помогло «Фаэтону» получить больше клиентов — по его словам, каждый месяц объем онлайн-покупок бензина растет на 10%. В связи с эпидемией, сервис, позволяющий заправляться не выходя из машины, становится особенно актуальным, добавил он.
Кооперативы для телекома
И, наконец, еще один вариант совместного заработка, названный участниками public talk — кооперативы. Такой формат сотрудничества помогает компаниям сэкономить инвестиции и выйти на новые рынки, полагает генеральный директор телеком-оператора «Комфортел» Дмитрий Петров. Он высказал уверенность, что услуги связи, в разных формах, будут востребованы потребителями, сидящими дома. Потребуется кооперация телеком-операторов с другими отраслями по продвижению сервисов связи и смежных с ними IT-продуктов. «Нас рынок заставил пойти на кооперацию, по модели создания совместных предприятий, в том числе с застройщиками. У нас с ними есть совместные вложения в сервисы связи и разделение доходов», — рассказывает эксперт.
Впрочем, как заметил Николай Королев, для желающих выжить в кризис «нет универсальной пилюли, о которой все мечтают». Выжить в кризисе смогут те предприниматели, которые попробуют разные варианты, чтобы в итоге найти способ подстроиться под текущую ситуацию: «В вашем бизнесе всегда адаптируйтесь, чтобы остаться в игре. Надо пахать, постоянно двигаться — вот это самая крутая схема», — резюмировал он.
Франшиза vs кооперация
И сотрудничество по франшизе, и работа в кооперации помогают предпринимателям за счет партнерства оптимизировать бизнес-процессы. В то же время между этими формами партнерства есть важные юридические отличия, отмечает директор юридической службы ГК СКЛ Ирина Пушкина. «Франшиза или договор коммерческой концессии — это соглашение сторон (правообладателя и пользователя) о предоставлении права за вознаграждение использовать комплекс исключительных прав правообладателя на определенных условиях в предпринимательской деятельности», — говорит юрист. По ее словам, в рамках договора франчайзинга правообладатель оказывает содействие пользователю по всем вопросам организации коммерческой деятельности: обучает, консультирует, контролирует использование франшизы. При этом правообладатель франшизы и пользователь — это два независимых лица и все предпринимательские риски от деятельности каждая из сторон несет самостоятельно, добавляет Пушкина.
«В отличие от франчайзинга кооперация двух юридических лиц подразумевает создание одного юридического лица, которое после образования приобретает комплекс интеллектуальных прав. И в данном случае права не передаются по договору, они возникают в силу создания такого лица и принадлежат ему, как правообладателю», — говорит эксперт.