Вирус и спровоцированная им рецессия пройдут, но останутся некоторые неприятные для зажиточных россиян последствия антикризисного менеджмента — например, введенный государством налог с процентов по крупным банковским вкладам. С учетом того, что эти меры принимаются на фоне последовательной либерализации условий приобретения недвижимости в Европе, российские держатели крупных депозитов могут всерьез задуматься о переезде в другие страны. РБК Петербург выяснил, в какие именно.
Простая арифметика
В ряде стран на протяжении последних лет наблюдался строительный бум. Причем среди покупателей в первых рядах были иностранцы. Наступивший кризис вряд ли радикально изменит этот тренд, поскольку страны и даже отдельные регионы борются за тех, у кого точно останется свободный капитал для инвестиций. Поэтому после окончания пандемии мир увидит еще много специальных решений, направленных на привлечение состоятельных людей.
По официальным данным Фонда национального благосостояния Минфина, за последнее десятилетие из поступивших в Россию извне 7 трлн долл. на долю инвестиций пришлось всего 0.5 трлн долл. Выбор инвесторов — многосложное решение, где дополнительной мотивацией служат разные факторы: от стремления без лишней волокиты стать резидентом до налоговых льгот и процесса приобретения жилья. Учтем и тот факт, что инвестициям в иностранную недвижимость во многих случаях предшествует позитивный туристический опыт в стране, куда инвестор планирует вкладывать деньги.
Лояльность инвесторов всегда играла большую роль, а уж в посткризисном мире с сократившейся маржой многих бизнесов, переформатировании целых отраслей и снижением покупательной (и инвестиционной) возможности — тем более. Добавим к этому естественную в сложившихся условиях активность большинства государств в двух направлениях: борьба с оттоком денег (налоговые изменения это ярко подтверждают) и привлечение их из других стран.
Стремление состоятельных иностранцев приобретать недвижимость на руку не только девелоперам и риелторам, но и государству в целом. Практика показывает, что от владения недвижимостью в той или иной стране до инвестиций в эту страну — один шаг.
На спрос со стороны россиян ожидаемо рассчитывают многие. Особенно после того, как государство в России в рамках антикризисного менеджмента ввело «налог на богатых». Не удивительно, что потенциальные инвесторы, выбирая страну для вложения капиталов, обратят внимание, что подоходный налог с дивидендов по акциям и процентов на счетах в иностранных юрисдикциях будет составлять 15%, а с доходов от банковских вкладов и ценных бумаг объемом свыше 1 млн рублей придется отчислять 13%.
Инвесторы учтут и то, что покупка зарубежной недвижимости по российскому законодательству налогообложению не подлежит. Доход от сдачи зарубежной недвижимости в аренду облагается НДФЛ по ставке 13%. Согласно поправкам начала текущего года средства от арендаторов удобно получать на счет уполномоченного банка России и ряда других банковских институций.
В обмен на деньги
Российские законы не поощряют, но и не запрещают покупку недвижимости за рубежом. Однако далеко не во всех странах законы позволяют приобретать недвижимость иностранцам, не имеющим вида на жительство. Например, в Австрии гражданство ЕС можно приобрести только вложив в местную экономику 10 млн евро. Причем речь идет не о жилье, а исключительно о сферах, которые инвестору укажет государство (покупка недвижимости сюда не входит). В некоторых странах есть ограничения на покупку земли физическими лицами. При этом юридических лиц эти ограничения не касаются.
Однако с начала 2010-х годов в ряде стран от инвестиций в национальную экономику («по умолчанию» речь идет о покупке недвижимости) стало зависеть получение гражданства или «золотой визы». И если раньше такие условия существовали в основном в экзотических странах, то теперь в борьбу за состоятельных людей активно включилась Европа. Государства Старого света буквально старались перещеголять друг друга, предоставляя специальные условия состоятельным инвесторам. Нижний барьер в разных странах отличается, но обычно «законы о богатых» действуют при вкладе от нескольких миллионов евро.
Гонка за Кипром
Первым из европейцев с яркой маркетинговой программой, нацеленной на ultra high net worth individuals (персон c капиталом свыше 30 млн долл.), выступил Кипр. Эта социальная прослойка невелика — по разным оценкам, около 200 тысяч человек на весь земной шар — но очень охотно покупает недвижмость. На их долю приходится около 3% глобальных фондов недвижимости.
Если же говорить о категории владельцев капитала от 1 до 30 млн долларов, то за их выбор побороться тоже стоило — число таких граждан давно перевалило за 10 млн человек.
В 2013 году ввиду активного прироста долларовых миллионеров азиатского происхождения, которых стремительно догоняли и перегоняли российские олигархи, Кипр решился сделать тяжеловесам от капитализма интересное предложение.
Как оказалось, не прогадал: предложение получить гражданство ЕС в обмен за инвестиции менее чем за год для себя и членов семьи оказалось таким востребованным, что до сих пор ежегодная квота в 700 паспортов выбирается быстро. За время своего действия программа позволила привлечь в экономику Кипра более 6 млрд евро.
Какие инвестиции учитываются и могут быть обменяны на статус киприота? Вход в мир возможного двойного гражданства с соответствующим безвизовым доступом в более 170 стран мира начинается от двух млн евро. Из них покупка недвижимости для личного пользования «забирает» минимум 500 тыс. евро (нельзя сдавать в аренду); еще 150 тыс. безвозвратно уходит в качестве благотворительного взноса в государственные фонды Кипра. На оставшиеся деньги можно приобрести только новое или строящееся жилье. При общих инвестициях от 2,5 млн евро иностранцы получают право покупать коммерческую недвижимость.
Успех Кипра оказался столь впечатляющ, что спустя всего год Мальта тоже стала раздавать паспорта ЕС, требуя вложений в свою экономику на общую сумму от 800 тыс. евро. Покупка недвижимости в эти затраты не входит; дополнительным условием является приобретение жилья на сумму от 350 тыс. евро или аренда от 16 тыс. евро в год. При этом недвижимость покупается или арендуется в жилых комплексах, в отношении которых действует режим упрощенного оформления сделки для иностранцев. Покупка жилья для себя и одновременно недвижимости для сдачи в аренду приветствуется, поэтому возврат инвестиций может начаться уже на следующий день после сделки.
Комплексный подход
Итальянцы представили для инвесторов новую логику страновой привлекательности, вводившуюся на протяжении 2017-18 гг.
С одной стороны, они не пошли на повторение программ «гражданство в обмен на инвестиции». Иностранный инвестор по-прежнему может претендовать только на получение вида на жительство, при этом покупка недвижимости любой стоимости основанием для получения ВНЖ не является. Но есть детали.
С другой стороны, итальянцы предложили несколько тесно связанных между собой поощрительных мер. Пряник везде один: гарантия ускоренного получения ВНЖ, который через пять лет может быть заменен на право постоянного проживания. Через десять лет «общего стажа» иностранец может претендовать на итальянское гражданство.
Важно и то, что в обмен на ежегодные инвестиции были предложены специальные условия по оформлению налогового резидентства. Это оказалось особенно выигрышно на фоне ужесточения налоговой политики для иностранцев в Великобритании. При переносе налогового резидентства в Италию единый налог за полученную вне Италии прибыль (источники раскрывать необязательно) составляет фиксированные 100 тыс. евро, что особенно привлекательно для лиц с доходом от полумиллиона евро. Обязательный срок проживания в стране был сокращен до трех месяцев, которых хватило для того, чтобы создать ажиотажный спрос на недвижимость на севере Италии. Два года назад первые свежеиспеченные налоговые резиденты-иностранцы получили итальянский ВНЖ в ускоренном порядке.
Еще одни предложенный Италией вариант ускоренного получения ВНЖ тоже ориентирован на состоятельных граждан, убедивших власти в серьезности своих намерений тратить деньги в этой стране. ВНЖ с правом «безлимитного» проживанием в стране нерезиденты могут получить всего за месяц.
Входное условие — годовой доход основного претендента от 31 тыс. евро. Члены семьи тоже платят, но меньше — в среднем на семью с ребенком можно исходить из суммы от 40 тыс. евро. При оценке платежеспособности учитывается только пассивный доход от капитала (вплоть до дохода от сдачи недвижимости в любой стране). Приобретение недвижимости в Италии формально условием не считается (достаточно информации об аренде), но подразумевается: между визитами в Италию не должно проходить более полугода. При этом претендент не должен работать. Остается наслаждаться жизнью.
Неудивительно, что в первую очередь рост спроса стал заметен в сложившихся премиальных локациях Италии. Озеро Комо, Аоста, Тосканская Ривьера, Сардиния — традиционные оазисы благополучия, в которых слабо ощущаются спады и подъемы мировой экономики.
Коронавирус, сконцентрировавшийся на Севере, явно внесет в сложившийся порядок свои коррективы. «Восстановления спроса из статусных локаций можно ожидать в первую очередь на Коста-Смеральде, — полагают эксперты девелоперской компании Villegium. — Иметь возможность сбежать от городской скученности, восстановить здоровье и прийти в себя пережитого стресса будут как сами состоятельные итальянцы, так и нерезиденты». А их наверняка будет много: Италия закрепила за собой статус дружественной инвесторам и финансово успешным персонам страны. В поствирусном мире это позиционирование обретет дополнительную ценность.