Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Прибыли и убытки: кто выиграет и проиграет от кризиса

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Для некоторых отраслей происходящие сейчас события будут особенно травматичными, но есть и те, для кого наступивший кризис стал подарком судьбы.

Падение цен на нефть и последовавшее за ним ослабление рубля вызвали панические настроения во многих секторах российской экономики. Ситуацию усугубила коронавирусная пандемия, резко снизившая потребительскую активность населения. Краткосрочное и долгосрочное влияние этих факторов по-разному ощущается в разных сегментах экономики, однако уже сейчас понятно, что для некоторых игроков и целых отраслей происходящие события будут особенно травматичными. Впрочем, есть и те, для кого наступивший кризис стал настоящим подарком судьбы.

Яд быстрого действия

Первыми почувствовали на себе влияние кризиса представители отраслей, которые непосредственно зависят от потребительского спроса. В числе таких сфер бизнеса оказалась офлайн-торговля. Еще до введения в Петербурге режима всеобщей изоляции участники рынка были уверены, что закрытие торговых центров по европейскому сценарию — вопрос практически решенный.

Посещаемость петербургских ТРК пошла на спад за полтора месяца до объявления карантина. Так, по данным Shopping Index компании Watcom Group, трафик покупателей на неделе перед 23 февраля снизился на 1,3%, а перед 8 марта уже на 9,7% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). «С середины февраля начала падать проходимость ТРЦ год к году — вероятно, на слухах о пандемии. Успешно торговали только продавцы электроники и ювелирные. А в эти выходные (14-15 марта) спрос почти умер. 95% посетителей сейчас — это покупатели гипермаркетов и аптек. В других магазинах почти пусто», — писал тогда на своей странице в Facebook директор по развитию сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац.

В еще более драматичной ситуации оказались фитнес-клубы. Уже к середине марта их посещаемость снизилась на 50-70%, о чем Ассоциация операторов фитнес-индустрии сообщила в своем обращении к правительству. Снижение трафика привело к сопоставимому падению доходов при постоянной расходной части (арендные платежи, фонд оплаты труда, коммунальные платежи, налоги). «Все клубы в текущий момент работают в убыток, стараясь сохранить рабочие места и поддержать текущую деятельность», — говорилось в официальном обращении операторов фитнес-клубов. В дальнейшем ситуация для игроков этой сферы только усугубилась. Постановление губернатора города Александра Беглова ввело запрет на работу фитнес-клубов с 26 марта до 30 апреля.

Таким образом, под вопросом оказалась дальнейшая судьба более 600 площадок в Петербурге. «Как мы будем действовать сейчас, сказать невозможно, потому что никогда такой ситуации в России не было», — прокомментировал это событие президент холдинга «Евразия» (управляет 45 клубами Fitness House) Алексей Фурсов. По его словам, уволить персонал компания не может, поэтому будет выплачивать минимальную зарплату, чтобы потом возобновить работу в полноценном режиме. Впрочем, уже сейчас понятно, что пережить кризис многие участники рынка не смогут.

По аналогичному сценарию ситуация развивается и в сфере общепита. Уже упомянутое постановление губернатора ввело запрет на работу фуд-кортов, которых в Петербурге порядка 80. Для торговых комплексов эта потеря стала более ощутимой, чем закрытие фитнес-клубов, считает партнер Jensen Group, генеральный директор ТД «Пассаж» Дмитрий Абрамов. «Именно фуд-корты всегда были точкой притяжения посетителей, помогали продлить срок пребывания в ТРЦ и увеличить вероятность продаж, в том числе импульсных», — пояснил Дмитрий Абрамов.

Впрочем, дальнейшее ужесточение мер по борьбе с распространением COVID-19 фактически наложило запрет на работу абсолютного большинства объектов, не занятых реализацией продуктов питания и товаров первой необходимости. Таким образом, под временным запретом оказалась деятельность большинства арендаторов ТРК.

Тревожные прогнозы

Для целого ряда отраслей влияние экономического кризиса и коронавирусной пандемии не будет столь мгновенным, как в секторе потребительских услуг. Однако уже в среднесрочной перспективе негативные последствия этих событий проявятся достаточно ярко, уверены эксперты. В частности, падение рубля серьезно повлияет на бизнес игроков пищевой индустрии, полагает генеральный директор Кондитерского объединения «Любимый Край» Ирина Снегова. По ее словам, особенно тяжелой ситуация окажется для тех производителей, у кого «импортное сырье, материалы, упаковка являются основными». «В главной группе риска, конечно, те компании, которые находятся на начальной стадии формирования производства, которым только предстоит закупка оборудования и материалов для запуска», — добавляет Снегова.

Вырастут и затраты на логистику. Удорожание импортных ингредиентов и рост логистических тарифов не может не отразиться на конечной стоимости продукции. «Рост цен вероятен», — осторожно прогнозирует Ирина Снегова. «Если цена на продукт вырастает, то, как правило, она уже не возвращается к прежнему уровню», — добавляет глава компании. Похожие опасения высказывает старший вице-президент ООО «Валио» (Valio) Елена Кипенева. «Влияние курса валют закладывается в цену наших поставщиков — ингредиентов, упаковки, оборудования. Для Valio сейчас это влияние не так велико, но при повышении закупочных цен в иностранной валюте в долгосрочной перспективе оно найдет отражение и в нашем бизнесе», — говорит Кипенева.

Однако с учетом и без того невысокой покупательской активности (о чем косвенно свидетельствуют финансовые показатели многих ретейлеров) вынужденный рост цен может обернуться пропорциональным падением спроса, предупреждают эксперты.

Опасаются за свое будущее и представители агропромышленного комплекса. Кризис негативно скажется на всех игроках отрасли, уверен директор по развитию агрохолдинга «Выборжец» Павел Петров. «Дело в том, что весь АПК (и производство овощей закрытого грунта, в частности) использует в основном импортное оборудование. Сложнее всего придется компаниям, которые сейчас реализуют новые проекты. Ведь все валютные контракты на поставку оборудования значительно подорожают. Например, если первоначально компании нужно было заплатить контрагенту 650 млн руб., теперь эта сумма выросла до 750 млн руб. и более», — поясняет он. В результате сроки окупаемости проектов будут значительно удлиняться. «Добавьте к этому снижение покупательной способности населения и, соответственно, снижение потребления тепличных овощей. Российский АПК ждут сложные времена», — добавляет Павел Петров.

В условиях плохой видимости

Непросто складывается ситуация и для российских фармпроизводителей, хотя участники рынка дают разные прогнозы по поводу будущего отрасли. Например, в компании «ГЕРОФАРМ» не видят серьезной угрозы в ослаблении рубля. Как отмечают в пресс-службе компании, на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. — Ред.), изменение курса рубля не повлияет — цены на них зарегистрированы на государственном уровне. Не ощутят на себе последствий текущих изменений и те игроки, которые не зависят от поставок зарубежных субстанций, и, соответственно, цен на них. Что касается фирм, которые поставляют препараты из-за рубежа, на них падение рубля может отразиться — их прибыль может снизиться.

Более пессимистичный прогноз дал генеральный директор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский. Он напоминает, что технологическое оборудование и ингредиенты для производства многих лекарств закупаются за рубежом по валютным контрактам. «Падение рубля на 5-20% и более может спровоцировать такое же увеличение себестоимости продукции. Некоторые участники рынка могут вынужденно начать поднимать цены», — говорит он. На вопрос о тактике самого «ВЕРТЕКСА» Георгий Побелянский ответил: «Благодаря некоторому запасу прочности компания сейчас ничего делать не будет с ценами».

По словам собеседника РБК Петербург, текущий кризис отличается от предыдущих (1998, 2008, 2014 гг.)  тем, что к нему «были явные предпосылки». «С развитием эпопеи с коронавирусом и борьбы с ним мирового масштаба стало понятно, что, возможно, начался экономический кризис. Правда, толку от этого мало — что бы вы ни делали, можно скорректировать что-то лишь в краткосрочной перспективе», — говорит глава «ВЕРТЕКСА».

Лес стеной впереди

Еще одна отрасль, перспективы которой оказались под вопросом в свете последних событий, — лесопромышленный комплекс. С одной стороны, традиционно ослабление рубля обычно идет на пользу экспортно ориентированным отраслям, у которых расходы — в рублях, а выручка — в валюте. По идее, у компаний, которые смогут сохранить текущие контракты, должна вырасти экспортная выручка.

С другой стороны, как напоминает партнер Strategy Partners Андрей Заутер, значительная часть продукции лесопромышленного комплекса (фанера, целлюлоза и пр.) традиционно поставляется из России в Китай. «Сейчас из-за эпидемии коронавируса большинство компаний, у которых были контракты на поставки в Китай, по понятным причинам приостановили продажи в эту страну. Добавьте сюда прошлогоднюю торговую войну между США и Китаем, в результате которой последний уже сократил объемы закупок продукции леспрома», — говорит он.

Еще одной «неприятностью» для отрасли стала теплая зима, добавляет эксперт. Именно из-за неблагоприятных погодных условий лесопромышленники не смогли заготовить и вывезти из леса древесину в нужном объеме. «Таким образом, в целом нынешний кризис негативно отразится на российском лесопромышленном комплексе», — говорит Андрей Заутер.

Оценка вероятностей

В некоторых сегментах экономики последствия колебаний валютных курсов проявятся только в долгосрочной перспективе. К числу таких отраслей эксперты относят рынок жилищного строительства. Прямое влияние валютного кризиса на цены на недвижимость не превысит 1-2%, полагает гендиректор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов. «От курса валют зависит себестоимость стройки, больше всего эта зависимость прослеживается в элитной недвижимости. В этом сегменте порядка 30% от себестоимости объекта приходится на закупку импортных материалов: отделочных материалов, мрамора, гранита, фурнитуры», — комментирует эксперт. При этом он обращает внимание на то, что кризис совпал с новыми правилами игры на строительном рынке — переходом на эскроу-счета, из-за которого цены вырастут в среднем по Петербургу еще на 10-12%.

Однако реализации такого сценария может помешать резкое сокращение спроса на жилье, которое произойдет в случае повышения ключевой ставки ЦБ, не исключает глава «Первого ипотечного агентства» Максим Ельцов. «Если ЦБ поймет, что не справляется с золотовалютным фондом и резко поднимет ключевую ставку (а такое возможно — вспомним 2008 год), то банки поднимут и ипотечные ставки», — пояснил Ельцов. В этом случае застройщики будут вынуждены, наоборот, снижать цену квадратного метра, пытаясь вернуть покупателя на рынок, полагает эксперт. «Цены на рынке жилья и коммерции в отсутствие поддержки в виде низкой ставки кредитования могут снизиться до 15%, — пояснил Максим Ельцов. — Но это худший сценарий, я оцениваю его вероятность в 10%», — добавляет Максим Ельцов.

Усложниться ситуация может и в сегменте коммерческой недвижимости, которая последние годы пользуется устойчивым спросом со стороны инвесторов. Доцент РАНХиГС и инвестор Александр Родионов, в частности, говоря о стрит-ретейле, отмечает: «Снижение прибыли ретейла, а также отмена массовых мероприятий из-за коронавируса приведут к тому, что арендаторы помещений будут терять в доходах и съезжать или просить снижения арендных ставок». Чтобы удержать арендаторов, говорит эксперт, инвесторы начнут опускать арендные ставки. В стрит-ретейле ставки, по его словам, в течение года могут упасть до 20%. «Инвесторам в нашей отрасли ничего не остается, как уменьшить свои амбиции либо переложить средства в более прибыльный инструмент инвестирования, например, в валюту. Сегодня я не вижу смысла увеличивать количество коммерческих объектов», — резюмирует Александр Родионов.

Звездный час для онлайн

Однако некоторым сегментам экономики «противовирусные» мероприятия властей оказались на руку. В частности, добровольная самоизоляция петербуржцев открыла новые возможности для онлайн-сервисов. Превентивные меры против эпидемии коронавируса в Петербурге привели к многократному росту спроса на онлайн-магазины, сервисы доставки и онлайн-кинотеатры.

«В типичном заказе Ozon в Санкт-Петербурге сейчас почти в два раза больше товаров, чем годом ранее (6-7 против 3-4), продажи продуктов питания и fmcg-товаров (fast moving consumer goods, быстро оборачиваемые потребительские товары. — Ред.) в марте растут быстрее, чем в обычной ситуации — в полтора раза год к году», — прокомментировала ситуацию заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon Мария Заикина.

«Карантин и самоизоляция для некоторых людей стали веской причиной не только чаще заказывать онлайн вещи, аксессуары и электронику, но и попробовать приобретать те категории товаров, которые раньше покупались офлайн — например, продукты и товары первой необходимости», — констатирует генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. Со ссылкой на данные Data Insight он напоминает, что рынок российского онлайн-ретейла в 2019 году вырос на 24% в деньгах и на 39% по количеству заказов. Значения за период с февраля по конец марта 2020 года могут оказаться выше, чем в среднем за год, ожидает собеседник РБК Петербург.

«Из-за новостного фона возник ажиотажный спрос. Некоторые потребители решили приобрести товары долгосрочного хранения — крупы, бакалею, консервированные изделия, в результате средний чек вырос на 25% и выше по всей стране, составив более 5,1 тыс. руб., а средний вес заказа — на 8 кг, до 30 кг», — говорят в «СберМаркет».

Сервис Dostavista в период с 16 по 22 марта зафиксировал рост числа заказов в Петербурге на 14% по сравнению с предыдущей неделей (9-15 марта). В целом число доставок и оборот в Петербурге неделя к неделе выросли на 22%, в том числе за счет доставки для крупных торговых сетей. CEO российского офиса Dostavista Татьяна Борзых напрямую связывает это с переходом многих офисов на удаленную работу: «Если раньше наш продукт помогал сэкономить время на дороге, то теперь он помогает не выходить из дома без особой необходимости. Наши курьеры могут передать документы, сходить за продуктами, забрать технику из офиса или товар со склада онлайн-магазина».

Впрочем, некоторые представители онлайн-сервисов уже сейчас высказывают опасение, что звездный час этого сегмента может продлиться недолго. Удержать новых клиентов будет гораздо сложнее, чем привлечь. При этом часть старых клиентов (прежде всего в сегменте В2В) может быть потеряна. «Да, сейчас число клиентов-физлиц вырастет за счет разовых заказов, но для нас важно не столько количество клиентов, сколько их жизненный цикл и повторяемость заказов. В ситуации такой неопределенности небольшие бизнесы, которые уже пользуются нашим сервисом давно и много, могут закрыться», — поделилась опасениями Татьяна Борзых. Таким образом, чтобы закрепить успех, игрокам сферы фудтеха необходимо за сравнительно короткий срок сформировать у новых клиентов устойчивую привычку потребления онлайн-услуг.

Кто оценит будущее

Оценивая возможные средне— и долгосрочные последствия кризиса, многие специалисты говорят о том, что нас ожидает масштабная трансформация экономических моделей. Этот процесс в той или иной степени затронет все страны и регионы, и Петербург здесь не исключение. Рынок восстановится после кризиса, но он будет категорически другим, отметил в своей колонке для РБК ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

«Пандемия коронавируса с невероятной скоростью разрушает транспортные и производственные цепочки, заставляет государства возвращать границы и перестраивать ключевые общественные институты, университеты стремительно переходят на удаленное обучение. Но это не шаг в пропасть, а путь к новой реальности», — пишет эксперт и добавляет, что дорога будет не из легких. Не исключено, что оценкой будущего займется уже другое поколение предпринимателей. Многие из нынешних капитанов бизнеса уверенно тонут, поэтому не могут разглядеть ничего кроме дна.
 

Рыночный расклад Спонтанная эволюция
Скачать Содержание
Закрыть