2018 год оказался довольно успешным для рынка лизинга в России. Его объем вырос на 20% и достиг 1,3 трлн рублей. Несмотря на внушительную цифру, этот рост был ожидаем. Предыдущие годы мы наблюдали прохождение эффекта низкой базы после кризиса и только сейчас рост стабилизировался. На отрасль начали влиять уже привычные рыночные факторы.
Взаимоотношения с банками можно оценить, в целом, как положительные с тенденцией на улучшение. Особенно в тех случаях, когда лизинговые компании и кредитующие их банки совместно прошли кризисные явления в экономике и полностью выполняли свои обязательства. Банки, с которыми мы сотрудничаем, хорошо понимают модель бизнеса нашей компании и охотно увеличивают на нас лимиты риска.
Дополнительным конкурентным преимуществом для нас стал наш новый акционер — Банк ФК «Открытие». Такое партнерство дало новый импульс не только в кредитовании компании, но и в развитии клиентской базы. Филиальные сети наших организаций взаимно дополняют друг друга сервисами, обеспечивая привлечение новых клиентов. Наличие в периметре Банка ФК «Открытие» страховой компании «РГС», факторинга и пенсионных фондов позволяет нам совместно предоставлять лизингополучателям уникальный по своему наполнению спектр услуг.
При этом лизинг сохраняет свои преимущества для клиентов по сравнению с банковским кредитованием. Первое, на что обращают внимание наши партнеры, — отсутствие дополнительного обеспечения по сделке, так как им является сам предмет лизинга, который до конца срока договора находится у нас в собственности. Это, безусловно, одно из наиболее важных преимуществ. Также лизинговые компании предоставляют более гибкие условия заключения сделки, благодаря чему мы получаем положительный отклик и большое количество заявок от представителей малого бизнеса, которому подчас не так просто оформить кредит на покупку нужного оборудования или техники. Неоспоримым преимуществом остаются налоговые преференции в части отнесения лизинговых платежей на себестоимость, применения ускоренной амортизации и, как следствие, снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Повышение НДС существенно не повлияло на лизинговую отрасль. Однако мы все ощутили, как подросли цены на товары и услуги, в том числе, на объекты лизинга. По итогам первого квартала уже можно сказать, что объемы лизинговых операций нашей компании не упадут, это точно. Существенной эта нагрузка стала для тех субъектов, кто не может возместить уплаченный НДС в силу особенностей бухгалтерского учета. А на нас это изменение в налоговом законодательстве взвалило дополнительную операционную нагрузку, — еще с конца 2018 года мы начали пересчитывать графики платежей для наших клиентов на 2019 год, чтобы они имели возможность внести корректировки в планирование своего бюджета.
В целом можно сказать, что лизинговая отрасль менее восприимчива к кризисным явлениям в экономике. Даже в самые тяжелые времена, когда банки приостанавливали финансирование, лизинговые компании продолжили работать со своими клиентами. Дело в том, что мы выделяем финансирование на покупку реального актива, который в большинстве случаев востребован на вторичном рынке. И если мы перед согласованием сделки определяем правильную комбинацию аванса, срока лизинга и структуры графика платежей, то риски по этому договору для нас сводятся к минимуму даже в условиях экономического кризиса.
Однако у лизингового сообщества есть некоторые опасения по поводу дальнейшего развития отрасли. Возвращаясь к росту объема рынка по итогам года, важно отметить, что большую часть этого роста обеспечили госкомпании. В концентрации отрасли на госкомпаниях мы видим угрозу для развития нормальной рыночной конкуренции. Уже сейчас частным компаниям достаточно сложно конкурировать в сегменте среднего и малого бизнеса с государственными гигантами, которые генерируют предложения с низкими процентными ставками. Да, для клиентов это, несомненно, плюс, но для отрасли в целом — результат с сомнительным положительным эффектом.
Рыночные игроки в таких условиях вынуждены формировать свой портфель с высоким уровнем риска, что, как несложно догадаться, может привести к высокой доле дефолтов по сделкам, снижению прибыли и другим неприятным последствиям. Эти процессы ведут к снижению темпов капитализации отрасли и снижению интереса к ней инвесторов. Конечно, конкурировать с госкомпаниями можно и нужно. Гибкость, скорость принятия решения, вариативность продукта, быстрая подстройка его под нужды клиента, в самом широком смысле клиентоориентированность — вот тот набор инструментов, которые помогают выстоять в этой борьбе.