Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Культурная конкуренция

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Власть не торопится стимулировать развитие петербургского ИКТ-рынка, поэтому его участникам приходится выигрывать за счет культурной конкуренции и объединения по интересам.

Курс на цифровизацию, развитие технологий и насыщение отдельных сегментов рынка могли привести к существенным изменениям в стратегиях ИКТ-компаний. Однако эксперты, участвовавшие в круглом столе РБК Петербург «Итоги года с РБК. Синергия и конкуренция», уверены: гораздо большее влияние оказала трансформация потребностей клиентов. И хотя поиск дополнительных точек роста заставил игроков выходить в смежные сегменты рынка, конкуренция, по словам экспертов, не так уж и усилилась — скорее, открылось новое пространство для сотрудничества.

Стирая границы

Активнее других за пределы традиционного бизнеса в ИКТ-рынке выходят телекоммуникационные компании. И хотя в 2018 году российскому телекому в целом удалось выйти из зоны штиля и стагнации, бросать начатое ранее операторы не намерены: они чувствуют себя в новом пространстве вполне уверенно.

В телекоме уверены, что трансформация в цифровые компании — эволюционный и естественный путь развития. «Еще в недавнем прошлом для телеком-компаний ИКТ-направление ограничивалось поставкой серверов и телекоммуникационного оборудования, организацией СКС-систем — именно в таком ключе мы и рассматривали ИКТ-направление, — объясняет Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон». — А сейчас мы ставим перед собой задачу по цифровому партнерству с государством и бизнесом, обеспечивая тем самым новые возможности для государственных структур, граждан, а также повышение эффективности бизнеса для корпоративных клиентов. Мобильность, облачные сервисы, аналитика на основе больших данных, развитие концепции «умных городов» и цифровизации производств уже являются неотъемлемой частью развития бизнеса телеком-компаний». Как рассказала Сябитова, стратегия компании направлена на создание продуктов и сервисов, создающих реальную ценность для клиентов.

Юлия Сябитова («МегаФон»)
Юлия Сябитова («МегаФон») (Фото: РБК Петербург)

Таким образом, операторы теперь играют (или как минимум начинают играть) на поле классических ИТ-компаний — интеграторов, разработчиков и так далее. ИКТ-рынок становится лакомым куском и для игроков других отраслей, исторически никак не связанных с ним. Так что в будущем, вероятно, число участников рынка серьезно увеличится. Более того, этот процесс уже идет, отмечает директор макрорегиона Северо-Запад компании Yota Кирилл Пуленков. «Мы сегодня видим, как идет сращивание таких направлений, как информационная безопасность, ИТ, телекоммуникации, но в действительности круг объединяющихся гораздо шире. В будущем наверняка мы увидим среди обсуждающих итоги года на ИКТ-рынке и коллег из банковской отрасли — финтех развивается активно», — уверен Кирилл Пуленков.

Кирилл Пуленков (Yota)
Кирилл Пуленков (Yota) (Фото: РБК Петербург)

Между тем «классики» пока совершенно не беспокоятся о том, что их могут потеснить «новички». Им самим приходится подстраиваться под новые реалии рынка и меняться. «Для меня ИКТ всю жизнь было единой технологией — с первого курса института, а я по специальности связист. Всегда было понятно, что железа без программирования нет, как и без коммуникаций. Поэтому разрывать эти направления нельзя — они изначально едины», — объясняет Андрей Субботин, технический директор компании «КОМИТА».

Андрей Субботин («КОМИТА»)
Андрей Субботин («КОМИТА») (Фото: РБК Петербург)

Он рассказал, что в прошедшем году компания концентрировалась вовсе не на конкуренции с телекомом, а на внутренней стратегической трансформации, связанной с новыми акцентами государственного развития. «Наша компания в 2018 году перешла от создания отдельных тематических решений к созданию цифровых платформ в рамках выполнения майских указов президента РФ. На самом деле мы и до этого шли к этому направлению, но после указов стало понятно, что именно это нужно рынку», — объяснил Андрей Субботин.

Другие игроки сами расширяли свои компетенции и сферу присутствия, что свидетельствует о том, что на ИКТ-рынке вполне достаточно места для роста. Александр Погребной, заместитель генерального директора «Газинформсервис» (ГИС), рассказал, что компания уже получила первые результаты серьезных усилий последних лет по выходу на новые рынки: «Мы шагнули дальше, за рамки безопасности, открыли направление по системам связи и в 2018 году выполнили большой объем работ в этом направлении. К тому же помимо роста портфеля проектов у наших традиционных заказчиков в ТЭК, мы провели целый ряд серьезных работ в металлургии, ОПК и госсекторе».

Александр Погребной («Газинформсервис»)
Александр Погребной («Газинформсервис») (Фото: РБК Петербург)

В Питере — ждать

К позитивным итогам года на ИКТ-рынке можно отнести то, что практически каждый из участников рынка рассказал о реальных проектах — хотя бы пилотных, но уже реализованных и так или иначе связанных с цифровизацией различных отраслей. Причем география проектов весьма широка — от исключительно петербургских начинаний до охвативших регионы Северо-Запада и всей страны. «Пожалуй, самое крупное достижение прошлого года — «взлет» в ТОП-10 нашей Универсальной электронной торговой площадки. «КОМИТА» запустила площадку 1 июля. Сегодня Министерство финансов опубликовало Мониторинг применения 223-ФЗ в 2018 году, УЭТП заняла 8-е место по сумме торгов за весь 2018 год среди 96 электронных площадок, работающих по 223-ФЗ», — поделился свежей новостью Андрей Субботин.

Еще более отрадно, что есть и международные проекты. К примеру, «Ракурс» осуществил поставку и внедрение АСУ ТП на Рогунской ГЭС в Таджикистане — проект масштабный, хоть и со сложной историей.

И все же эксперты сетуют на то, что Петербург испытывает явную нехватку цифровизации. Это, впрочем, вполне объяснимо: без внимания к этому направлению со стороны администрации города быстро двигаться вперед не получится. А администрация занята другим — вспомнили эксперты и смену власти, и конфликты с крупным бизнесом, и снежный коллапс.

«После того, как проедешь по заваленному снегом городу, говорить про инновации тяжело. У нас строят гостиницы, бизнес-центры и жилье без парковок. Какие уж тут беспилотники на Дворцовой, когда хочется минимальных удобств, — говорит Виктория Тихонова, директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб» АО «ЭР-Телеком Холдинг». — Нельзя сказать, что на петербургском ИКТ-рынке не хватает инновационных идей — они есть, их надо просто воплощать в жизнь. Но большинство инфраструктурных ресурсов сконцентрированы в Москве, и это очень видно по уровню развития бизнеса в Петербурге».

Виктория Тихонова («ЭР-Телеком Холдинг»)
Виктория Тихонова («ЭР-Телеком Холдинг») (Фото: РБК Петербург)

К слову, о рассматривании возможности тестирования беспилотных автомобилей на Дворцовой площади рассказал один из участников дискуссии. И проект действительно был отложен по каким-то причинам. Между тем, в Казани и в Москве беспилотные автомобили тестируются в реальных дорожных условиях.

И проблема беспилотниками, к сожалению, не ограничивается. Владимир Быков, директор по развитию компании «Ракурс», отметил: «В Санкт-Петербурге есть предприятия, которые успешно создают и внедряют решения в области конвергенции АСУ ТП и корпоративных ИТ-систем для промышленных предприятий. При этом успех развития промышленного интернета вещей во многом определяется успешной синергетикой подобных решений с предложениями телекоммуникационных компаний в этой области. Крупнейшие телекоммуникационные компании России анонсировали проекты на основе промышленного интернета и больших данных, но к сожалению работы, по этим проектам чаще всего ведутся в других регионах России».

Владимир Быков («Ракурс»)
Владимир Быков («Ракурс») (Фото: РБК Петербург)

Такой интерес петербургского ИКТ именно к промышленности вполне обоснован. По данным Комитета по промышленной политике и инновациям, в январе-мае 2018 года объем отгруженной промышленной продукции по Санкт-Петербургу составил 1,172 трлн рублей, а доля города в общем объеме машиностроительной продукции по России — 10,8%. При этом, как рассказал Владимир Быков, большим подспорьем для развития этого направления было бы участие компаний Санкт-Петербурга в реализации программы «Цифровая экономика»: «К сожалению, петербургские компании, по моему мнению, принимают небольшое участие в работе по этой программе».

По словам Владимира Быкова, одним из сдерживающих факторов для цифровизации промышленности является отсутствие государственного стандарта в области промышленного интернета вещей. Сегодня по этой причине применяемые устройства используют различные протоколы и собственные стандарты связи. «Это препятствует совместимости подобных систем даже в масштабах одного предприятия. Большие операторы могли бы стать лидерами в этом направлении и заняться вопросами, связанными со стандартизацией в области промышленного интернета вещей. Мы не сможем решить этот вопрос без их участия», — утверждает эксперт.

Операторы согласились с таким мнением лишь частично. В вопросах запуска 5G они сами находятся в положении зависимых — от принятия стандартов и выделения частот. Что же касается сетей для интернета вещей, то работа в этом направлении ведется. В частности, и «МегаФон», и «Билайн» сделали ставку на развитие сетей в стандарте NB IoT (Narrow Band Internet of Things).

«У любой коммерческой организации есть профильные, а есть непрофильные направления деятельности. И если мы говорим о мобильных операторах, то пока стандарты промышленного интернета вещей стоят несколько в стороне от основных задач — предоставления качественных услуг связи массовому потребителю. Все участники ИКТ рынка отлично понимают, что за IoT будущее, что, возможно, развитие самого рынка опирается на промышленный интернет вещей и M2M-сегмент, но все же на сегодня это альтернативные направления развития. Пока промышленный интернет вещей в широком применении — это будущее, хотя уже и не отдаленное», — парировал Максим Иконников, коммерческий директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2.

Максим Иконников (Tele2)
Максим Иконников (Tele2) (Фото: РБК Петербург)

Искусство удовлетворения

По мнению большинства экспертов, сегодня определяющими для стратегий и на B2 °C, и на B2B-рынках в ИКТ являются вовсе не курс на цифровую экономику или стремление к инновациям как таковым, а классические потребности клиентов. Именно они первичны для ИКТ-компаний. Например, с учетом роста потребности в мобильном интернете компания Tele2 первая предложила своим абонентам возможность делиться гигабайтами. Судя по тому, что только за первый день после запуска предложения пользователи по всей стране передали 170 Тб, такой подход эффективен.

«Предпосылки для всех проектов, которые мы реализовали в 2018 году, это инсайты и потребности клиентов. Так, проведенная нами модернизация сети связана с ростом потребностей клиентов в объеме трафика. Увеличиваются размер смартфона, размер экрана, качество видео, которое надо передавать, а соответственно изменяются и требования к сетям. Мы модернизировали сеть, что привело практически к удвоению скоростей», — рассказал Артем Денисов, директор по маркетингу Западного региона ПАО «ВымпелКом».

Артем Денисов («ВымпелКом»)
Артем Денисов («ВымпелКом») (Фото: РБК Петербург)

Согласен с такой точкой зрения и Максим Иконников: «Основной драйвер и в 2018, и в текущем году — все еще растущие потребности абонента. Казалось бы, куда дальше, но потребности в скоростях и трафике увеличиваются. Клиентам нужны услуги с лучшим качеством, чем раньше. В 2018-2019 гг. для Tele2 знаковым проектом является глобальная инфраструктурная программа, в рамках которой мы инвестируем более 2 млрд рублей в техническое развитие в Петербурге и Ленобласти. По завершению работ Tele2 предоставит одну из лучших сетей скоростного мобильного интернета в регионе».

«Телекоммуникационная отрасль находится на острие атаки: именно она одной из первых начинает использовать инновационные технологии. Более того — без телекоммуникаций их использование зачастую в принципе невозможно», — делает вывод Кирилл Пуленков.

В сегменте бизнес-телекома тренд схожий: за потребностями предпринимателей идут и провайдеры облачной телефонии. «Компаниям необходимо общаться со своими клиентами не только голосом, но и через соцсети, мессенджеры, чаты. Это влияет на нашу стратегию и на наш продукт. В прошлом году мы выпустили омниканальный контакт-центр Mango Office — на замену Центру обработки вызовов. Также в нашем портфеле появились динамический коллтрекинг и сквозная аналитика, их запуск обусловлен потребностями бизнеса в маркетинговых технологиях. Такой подход к развитию реально работает и будет работать и в дальнейшем», — считает Алексей Горбунов, руководитель северо-западного представительства «Манго Телеком».

Алексей Горбунов («Манго Телеком»)
Алексей Горбунов («Манго Телеком») (Фото: РБК Петербург)

В целом же эксперт отметил глобальный рост спроса на объединенные коммуникации (Unified Communications) как комплексное решение. Этот тренд видит и Виктория Тихонова: «Какое-то время назад, когда мы рассказывали про перспективы Unified Communications, клиенты лишь слушали. Сейчас ситуация изменилась: клиенты сами готовы предлагать дополнительные опции, которые могли бы удовлетворить их потребности. Оператор воспитал их, научил, т.е. выполнил и просветительскую, образовательную функцию».

Юлия Сябитова замечает интерес клиентов к продуктам на стыке B2B и B2 °C. У конечных пользователей растут требования к удобству и скорости, к удаленному взаимодействию с помощью гаджетов. Бизнес видит это желание и проецирует его как запрос к ИКТ-компании. «Такая синергия в части продуктового портфеля в обоих сегментах выходит на первый план. Например, наше приложение «Цифровая управляющая компания», которое уже внедрено в Великом Новгороде, построено именно по такому принципу. Это бизнес-решение, но направлено оно и на повышение удобства жителей, и на оптимизацию процессов самой УК. Решение уже востребовано и в Санкт-Петербурге: в январе МегаФон и многопрофильный холдинг в сфере ЖКХ «городские инновационные технологии» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере жилищных услуг, повышении качества обслуживания в сфере ЖКХ, а также внедрении решения «Цифровая управляющая компания».

В сегменте инфобезопасности тоже наблюдается спрос на комплексные решения. «За последние годы на рынке сформировалась потребность в целостных решениях по обеспечению безопасности объединенных информационных систем, — указывает на один из трендов Владимир Верещагин, аналитик компании «Код безопасности». — Тем разработчикам, у которых есть качественное решение, но лишь какой-то части задачи, приходится выстраивать безопасность с учетом взаимодействия с продуктами других производителей. Интенсивное изменение, подлежащих сопряжению сторонних систем защиты, часто приводит к непреодолимым сложностям и поэтому преимущества получают крупные компании, у которых есть необходимый и достаточный набор согласованных между собой решений». Впрочем, как отмечает эксперт, для предприятий сейчас акцент несколько сместился с защиты информации в сторону автоматизации бизнес-процессов, особенно если отсутствие защиты создает лишь незначительные финансовые риски.

Владимир Верещагин («Код безопасности»)
Владимир Верещагин («Код безопасности») (Фото: РБК Петербург)

Александр Погребной выделяет еще один тренд — желание заказчиков получить решение «под ключ», без необходимости разбираться в нюансах и особенностях его реализации: «Я заметил, что люди, которые принимают решения по крупным проектам в области ИТ, бесконечно перегружены. Сказывается и нехватка компетентного персонала, и все возрастающая сложность корпоративной архитектуры, и порожденный современными коммуникационными технологиями огромный дефицит внимания. Поэтому от своего подрядчика бизнес ожидает глубокого знания специфики работы и предвосхищения потребностей клиента на годы вперед».

В баню с конкурентом

Любопытно, что ни один из участников дискуссии не верит в серьезное усиление конкуренции как внутри сегментов ИКТ-рынка, так и в целом в отрасли. Чаще всего эксперты говорили о возможности конкурировать в отдельных проектах или направлениях, оставаясь при этом партнерами в других.

Причина вовсе не в том, что пространства для развития столько, что денег всем хватит. Скорее, наоборот. «Рынок настолько узкий, что в одном проекты ты конкурируешь, в другом — сотрудничаешь. Высокая культура бизнеса в городе позволяет абстрагироваться от конкурентных проблем. Если ты в шахматы кому-то проиграл, то не значит, что в баню не можешь пойти с этим человеком», — заметил один из экспертов.

Так что речь сейчас идет в большей степени о сотрудничестве, альянсах, кооперации и синергии. В особенности это касается крупных проектов, которые локальные игроки чаще всего просто не в силах реализовать самостоятельно.

«Одной из тенденций последнего времени является укрупнение проектов, реализуемых бизнесом или государством. Они имеют такие масштабы, что ни одной организации в одиночку их не реализовать в установленные сроки. Это вынуждает игроков ИКТ-рынка консолидироваться», — объясняет Владимир Верещагин.

«В масштабных инвестиционных проектах синергия просто жизненно необходима. Именно благодаря сотрудничеству и партнерству можно быстрее выводить на рынок новые технические решения. А конкуренция — она должна быть, но культурная и основанная на дифференциаторах, а не лобовая ценовая», — резюмирует Артем Денисов.
 

Экспертиза «Мы двигаемся в сторону объединенных коммуникаций»
Содержание
Закрыть