По данным отчета IDC Russia Cloud Service Market, объем российского рынка облачных сервисов за 2017 год увеличился 49% от уровня 2016 года. Наличие таких драйверов, как растущий спрос на мобильность и гибкую ИТ-инфраструктуру, которая служит базой для цифровой трансформации бизнеса, обеспечат отрасли дальнейший рост. Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании «МегаФон», считает, что не менее значим экономический фактор — именно он обеспечит динамичное развитие облачного рынка в соответствии с общемировыми трендами.
— Что сдерживает развитие облачного рынка в России, а что его стимулирует?
— Пожалуй, самым важным сдерживающим фактором для развития облачного рынка в нашей стране является популярность мифа о том, что персональные данные хранить в облаках сложно и небезопасно. Требования регулятора по защите персональных данных отпугивают часть клиентов от использования облака, и особенно это касается тех, кто не нашел времени разобраться в законодательстве. Так что действия регулятора во многом определяют темпы роста.
Однако здесь скрывается парадокс: одновременно с этим действия регулятора (более того — тот же самый федеральный закон о защите персональных данных) подталкивают наших клиентов выносить в облака данные — и в том числе персональные. Все просто: компании, которые работают с персональными данными, должны хранить их на территории РФ. Если они раньше использовали для этого зарубежные облачные сервисы, то теперь мигрируют на российские. Кто-то строит собственные ЦОДы, кто-то использует ресурсы сторонних компаний — но бизнес идет в облака, и для рынка это очень важно.
— Несмотря на оставшиеся опасения общее отношение бизнес-пользователей к облакам изменилось?
— Да, мы это видим по тому, с какими вопросами бизнес обращается к нам. Еще года три назад большинство запросов со стороны бизнес-клиентов носили общеобразовательный характер: представители компаний интересовались облаком на перспективу, на будущее, но при этом продолжали покупать оборудование и использовать именно его в собственных серверных и ЦОДах. Сейчас каждый третий либо уже покупает облачное решение, либо всерьез рассматривает такую возможность. Мы видим конъюнктуру рынка, большие собственные возможности — я имею в виду кооперацию с Mail.ru, на базе которой «МегаФон» предоставляет облачный сервис для корпоративных клиентов «Деловое облако», — и активно популяризуем облака среди наших клиентов, это дает свои плоды.
— Необходимость развивать цифровую экономику влияет на динамику облачного рынка?
— Тот задел в части цифровой трансформации экономики в целом, который нам дают правительство и президент страны, безусловно толкает многих руководителей на принятие решений об изменениях внутри компаний. Это, конечно, влияет на спрос на облака. Но несмотря на это все равно будут те отрасли, которые быстрее идут в облачные решения, а есть те, которые осторожничают.
Среди последних, как ни парадоксально, компании из банковской отрасли, где влияние регулятора очень сильно. Многие финансовые учреждения все еще стараются хранить данные на собственных мощностях. Первыми же двигаются в сторону облачных решений компании и отрасли, где наблюдается максимальная конкуренция и нет слишком жесткого контроля регулятора. Это прежде всего ритейл, в том числе электронная торговля, а также промышленное производство, сервисные компании.
— А предприятия ОПК? Для многих из них определяющей является необходимость обеспечивать гостайну. Влияет ли это на их путь к облакам?
— Конечно, это сдерживает переход. Однако и предприятия ОПК видят экономическую выгоду облачных сервисов и их другие преимущества. Так или иначе они идут к этой технологии. Есть же возможность использовать гибридные решения — это весьма перспективное направление.
Мы ведем переговоры по поводу использования облачных решений с компаниями из различных отраслей. Говорить о том, что есть какая-то отрасль, где путь в облака закрыт, не приходится. Сегодня в B2B-секторе, где мы видим максимальные возможности для развития бизнеса, облачные решения растут в среднем на 30% год к году. Это индикатор того, что заинтересованность и потребность в облачных сервисах очень высоки. 30-процентный рост год к году — очень существенная динамика, показывающая изменения в мышлении клиентов.
— Какого размера предприятия проявляют больший интерес к облакам?
— Облака очень демократичны. К примеру, холдинг-гиганты часто задумываются о сокращении затрат на содержание оборудования у себя или о необходимости сглаживания пиковой нагрузки. Но период закупки этого оборудования может продлиться несколько месяцев — это конкурсные процедуры, закупка, поставка, а компании новые мощности нужны здесь и сейчас. Облачные решения в этом случае — оптимальный вариант. Среди наших клиентов есть автоцентр, который перевел в облако некритичные для себя сервисы — корпоративную почту на большое количество пользователей, CRM-систему, сервис-деск, систему, которая обслуживает обращения пользователей. Если говорить про сегмент малого и среднего бизнеса — SMB-сегмент, то индивидуальные предприниматели часто выносят бухгалтерские решения в облако, это очень удобно для малого бизнеса.
— Как облачные сервисы вписаны в стратегию развития компании? Хватит ли запаса прочности инфраструктуры компании для реализации этих планов?
— В прошлом году «МегаФон» принял стратегию развития компании, ориентированную на цифровизацию и развитие цифровых сервисов для клиентов — как корпоративных, так и физических лиц. И эта стратегия поддерживается теми сервисами, которые мы предоставляем для корпоративных клиентов. Среди них — «Деловое облако», запущенное нами не так давно в кооперации с Mail.ru. Несмотря на то, что сервис «Деловое облако» стартовал недавно, у нас уже накоплен большой опыт в развитии облачных сервисов.
Среди сервисов для крупного бизнеса хочу отметить «Виртуальный ЦОД» — по сути, готовый к использованию виртуальный дата-центр с удобным порталом управления, системой хранения данных, внутренней сетью и широкими возможностями для подключения каналов связи.
Сейчас мы предлагаем две категории облачных услуг. Первая — это базовые сервисы облачной телефонии, которые «МегаФон» давно предоставляет своим клиентам и которые необходимы для функционирования компании. Например, облачная «Виртуальная АТС» или «Бесплатный номер 8800». Это уже отлично зарекомендовавшие себя решения, популярные у компаний, работающих в том числе в сфере торговли, обслуживания, ритейла, логистики и в производственном секторе.
Второе направление нашего облачного бизнеса — это предоставление и поддержка вычислительной инфраструктуры для клиентов, в рамках которых предприятия выносят базы данных во внешнюю среду и используют внешние вычислительные мощности. Это направление мы развиваем сейчас очень активно. И в этом отношении кооперация с Mail.ru открывает перед нашими клиентами безграничные возможности, а нам дает чрезвычайно мощный ресурс. Например, порядка нескольких тысяч инженеров работают над развитием наших облачных решений.
— Каковы перспективы и востребованность упомянутых вами гибридных, а также мультиоблачных сервисов?
— Гибридное облако — сейчас самая популярная модель. Это связано с тем, что компании далеко не всегда готовы перестать использовать, свернуть и отдать в облако ту инфраструктуру, которая у них отстраивалась годами и в которую вложены немалые деньги. Перевод идет постепенно. Также гибридные облака хороши, когда необходимо нарастить мощности, а своя инфраструктура не справляется. В этом случае существующие сервера продолжают работать на территории клиента, а облака обеспечивают хранение, обработку и использование новых данных.
Что касается мультиоблачных сервисов, то они актуальны для отдельных предприятий. К примеру, если речь идет о потребности в резервировании и отказоустойчивости, то у «МегаФона» есть множество дата-центров, соединенных мощными каналами. И в них клиент может реализовать отказоустойчивость намного проще и дешевле, чем организовывать интеграцию через нескольких независимых провайдеров. Комплексное решение с единой поддержкой во многом удобнее.
— Каковы перспективы развития облачного рынка в России и в нашем регионе?
— Этот рынок ни в одной стране не достиг состояния зрелости. Поэтому мы не догоняем кого-то — мы растем вместе с рынком. Успех облачных сервисов обеспечен тем, что себестоимость владения вычислительными мощностями существенно выше, чем их аренда — особенно с учетом того, что у бизнеса могут поменяться планы или изменится ситуация на рынке. В этой ситуации мощности в облаке оказываются более выгодными. Так как есть важный экономический фактор, то и рост облачного рынка неизбежен. Нет региона, где бы это не было актуально, и Петербург не исключение. Поэтому мы видим перспективы в этом направлении и в него вкладываемся.