Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Big Data позволяет почувствовать сеть на кончиках пальцев»

Фото: Tele2
Фото: Tele2
Директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин – о роли телекоммуникационной отрасли в цифровизации экономики.

Рынок стандартных телекоммуникационных услуг переживает стагнацию, что заставляет операторов искать дополнительные точки роста для своего бизнеса. Одним из драйверов для отрасли может стать цифровизация экономики. Однако чтобы воспользоваться новыми возможностями, телекоммуникационные компании вынуждены радикально пересматривать существующие бизнес-процессы и вкладывать значительные средства в освоение новых ниш на рынке. О том, как должна меняться стратегия под влиянием цифровой трансформации, РБК рассказал директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин.

ЦИФРОВОЕ КОПЬЕ

— Как меняются стратегические приоритеты Tele2 в связи с цифровой трансформацией целого ряда отраслей экономики?

— Мы создаем в регионе оператора топового уровня. А это означает не только хорошее покрытие или высокую скорость передачи данных, но и наличие в линейке современных сервисов, в первую очередь — цифровых. Телеком является наконечником цифрового копья, он должен лидировать в процессе цифровизации. Так что нам даже не нужно выходить за пределы основного бизнеса: цифровые сервисы — это уже часть телекома, без которой он не может существовать.

— Но вы ведь вряд ли хотите быть просто трубой.

— Конечно, не хотим и не будем. Наличие качественной инфраструктуры для передачи данных — это одно из конкурентных преимуществ, и мы продолжаем работать над ее развитием. Один из последних экспериментов — совместный проект с РЖД, связанный с беспилотным управлением поездами. Мы посмотрели, как это работает, сейчас обсуждаются возможности промышленного запуска.

Подчеркну, что беспилотный транспорт — это один из самых перспективных трендов, который без телекоммуникационной составляющей и без интеграции операторов в этот процесс существовать не сможет. Так что для нас это совершенно очевидная перспектива развития.

— В этом и других подобных проектах Tele2 ограничивается предоставлением каналов связи?

— Обеспечение канала связи — лишь часть процесса. Во многих проектах мы видим один и тот же тренд: интеграция решения телекоммуникационных операторов требует большого объема доработок и оборудования, и ПО. Это должно обеспечить как «стыковку» с решениями, которые предоставляет заказчик, так и качество сервиса — скорость отклика, надежность, низкий процент ошибок. В этом направлении мы серьезно работаем.

Особенно ярко тенденция проявляется в сегменте M2M. Если мы хотим интегрироваться в решения наших клиентов или предлагать им свои, то сейчас в первую очередь нужно серьезно заниматься кастомизацией продуктов. На мой взгляд, выиграет тот из операторов, кто наиболее успешно, гибко и быстро будет подстраивать свои решения под запросы клиента. Это, кстати, касается и массового рынка, и B2B.

— Имеется в виду введение индивидуализированной ценовой политики?

— Цена, конечно, важна, но не только она. Мы говорим о персонализации или кастомизации продукта в целом — это и техническое решение, и ПО, и необходимый набор сервисов для клиентов, и упомянутая ценовая политика.

Сейчас нельзя предлагать одно решение на всех — в особенности это касается корпоративного рынка. Разнообразие задач, которые можно решить с помощью цифры, огромно, как велики и различия отраслей, проходящих цифровизацию. Это транспортные компании, промышленные предприятия в Петербурге, федеральный ретейл и рыбоводческие хозяйства в Приморье. Каждому из них нужно что-то свое, даже если речь идет только о мониторинге или Big Data.

ИННОВАЦИИ В ПОИСКАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ

— Сервисы в области Big Data уже нашли своего потребителя?

— Безусловно. За три месяца работы в регионе я увидел массу клиентов, которым необходима Big Data, — от ретейла до ИТ и промышленного производства. Мы и сами активно используем большие данные при планировании развития сети. Именно благодаря Big Data мы можем, говоря метафорически, увидеть сеть глазами клиента. Мы анализируем не только технические параметры, но и то, как клиент пользуется нашими услугами и какие эмоции получает. Это очень важно: создается ощущение, что ты чувствуешь сеть на кончиках пальцев. Планирование развития розницы Tele2 сейчас также идет на основе больших данных.

— В Москве компания использует биометрическую аутентификацию в SIM-терминалах. Будет ли этот проект выводиться на петербургский рынок?

— Да, проект оказался крайне успешным, и Петербург вошел в число первых регионов, где планируется его тиражировать. Первые SIM-терминалы в ближайшее время появятся в местах большого скопления людей. Для популяризации терминала нужно будет научить им пользоваться и поработать над преодолением психологического барьера. Но это все решаемо.

ИНВЕСТИЦИИ В СЧАСТЬЕ

— Объем инвестиций в IT-инфраструктуру и технологическое развитие всей сети компании в третьем квартале составил 4,4 млрд рублей, причем, есть рост год к году. Какова ситуация с инвестициями в сеть в нашем регионе?

— Общий объем наших инвестиций в регионе — свыше 2 млрд рублей. Более 50% инвестиционного пакета уже реализовано. Это дало нам возможность улучшить качество сети с точки зрения покрытия и скорости доступа в интернет в 280 населенных пунктах региона. Мы увеличили на 110% покрытие LTE. Но это не предел: мы хотим, чтобы сеть 4G присутствовала во всех населенных пунктах, где есть связь Tele2.

Фото: Tele2
Фото: Tele2

Дело в том, что в Петербурге уникальная ситуация на рынке связи: это город высоких стандартов, потребности у абонентов здесь выше, чем в других городах. И если мы хотим, чтобы наш абонент был счастлив и по-настоящему любил нас как своего оператора (а мы ставим себе именно такую задачу), то мы должны предоставлять сервис заведомо лучше, чем в целом по стране. Поэтому и инвестиции большие, но они позволят нам в следующем году стать одним из лучших по качеству связи в целом — и по регионам, и среди операторов.

— В какие еще направления идут инвестиции?

— Разумеется, мы инвестируем не только в сеть. Понятно, что идет перманентная доработка ИТ-инфраструктуры, вложения в Big Data и сервисы. Есть и первые инвестиции в 5G. Необходимость разворачивать пилотные зоны никто не отменял, даже несмотря на существующий вопрос с частотами. И если мы хотим быть первыми на этом рынке, то нужно быть готовыми уже сейчас.

Также мы направляем инвестиции на развитие LTE-450. В этом сегменте уровень кастомизации, который нужен клиентам, оказался самым высоким. Мы уже предлагаем решения не только в области сотовой связи, но и транка, и других форматов служебной защищенной связи. LTE-450 выглядит для этих решений очень привлекательно, и бизнес это понимает. Запросов много, даже существует очередь на их исполнение.

Еще одно направление инвестиций — развитие собственной розницы. Салоны связи — это уже не только места продажи SIM-карт, это точка консолидации современных технологий. И в следующем году мы представим в Петербурге новый цифровой формат салонов.

— Каковы планы на 2019 год?

— На данный момент мы видим очень хороший отклик на инвестиции со стороны клиентов. Сейчас Петербург выглядит крайне привлекательно для наших вложений. Поэтому, скорее всего, будем пересматривать планы на 2019 год в сторону более позитивного сценария.

— В целом по России выручка компании за третий квартал выросла на 15%. Какова ситуация в нашем регионе?

— Рост выручки заметный, динамика хорошая. Это связано с развитием высокоскоростного доступа в интернет и цифровых сервисов. Мы отмечаем серьезный рост потребления трафика и в массовом сегменте, и в B2B. Отдельно отмечу направление M2M: увеличился трафик у существующих клиентов, к тому же регулярно появляются новые категории потребителей. В 2018 году рост трафика превзошел все планы: прогнозируемых результатов мы достигли за три квартала.

НОВАЯ НЕФТЬ

— Какие тренды станут определяющими для телеком-бизнеса в будущем году, и как они учитываются в стратегии компании?

— Самый главный тренд — продолжающийся рост объемов передачи данных. Данные — это действительно новая нефть. Не менее важно и то, что будет расти и качество данных — с точки зрения детализации, уровня обработки, умения с ними работать и так далее. Задача сотовых операторов — обеспечить потребителю возможность получать эту информацию в соответствии с растущими требованиями, расширить свои навыки работы с информацией и передать их потребителю. Цифровизация экономики этому очень способствует.

— Вы считаете, что в отношении цифровизации наш бизнес уже перешел от слов к делу?

— Мы на практике сталкиваемся с такими примерами. Возможно, предприятий, уже достигших реальных результатов, не так много, особенно в публичном поле. Но успешные примеры цифровизации есть.

Один из наших партнеров — крупное предприятие в Архангельской области, где весь производственный цикл управляется с помощью цифровых инструментов. И речь не только непосредственно про перерабатывающую фабрику, но и про удаленную диспетчеризацию через программные алгоритмы работы экскаваторов, грузовиков. Даже экскаватор в яме может управляться через ПК: задание выдает диспетчерский центр.

Как показал опыт, благодаря цифровизации, на предприятии более чем в 2 раза выросла эффективность. Сократилось количество персонала, снизились затраты на обслуживание грузовиков, скорость выгрузки грунтов. Одна из самых дорогих составляющих обслуживания БелАЗов — это покрышки, каждая из которых стоит порядка миллиона. Теперь они стираются в два раза медленнее за счет сокращения пробега, точного учета углов наклона и т.д. Tele2 в этом проекте обеспечивает передачу данных и интегрирована в продукт — здесь была выполнена серьезная кастомизация, о которой мы говорили раньше.

Потребность в подобных проектах на рынке огромна. Можно сказать, что несколько лет мы искали свой путь и копили шишки, благодаря этому получили опыт и высокую оценку реализованных проектов от заказчиков. Это важное преимущество сейчас, даже не в волну — в шквал цифровизации.
 

Компетенция «Революция отменяется»
Скачать Содержание
Закрыть